Наследник |
14.02.2019 |
---|
Вячеслав Свечников
Рязанец Вячеслав Свечников завоевал золото чемпионата России по автокроссу 2018 года, пожалуй, в самом престижном и зрелищном классе автомобилей — спортивных грузовиков «ЗИЛ-130».
Зов крови
Фамилия Свечников хорошо известна любителям спорта со стажем и не только рязанским. Отец Вячеслава — Евгений Свечников — легендарный рязанский спортсмен конца 60-х — начала 70-х годов прошлого столетия. Мастер спорта. Трижды выигрывал чемпионаты Советского Союза по автокроссу в классах грузовиков: дважды в дивизионе «ГАЗ-51,52» и один раз — в 1974 году в Тбилиси — в классе «ЗИЛ-130». Евгений Свечников автомобилями «заразился» от своего отца, который работал шофёром. Тот, сидя в машине, частенько сажал маленького Женю к себе на колени. Вместе они и управляли авто: отец нажимал на педали и переключал передачи, сын крутил «баранку». Спустя годы уже Евгений «заразил» автомобилями своего сына. Путь к машинам у Вячеслава начался с двухлетнего возраста.
— Во время обкатки грузовиков отец частенько ставил меня на руль машины: ногами я стоял на нижней части руля, а руками держался за верхнюю. Самостоятельно же сел за руль семейной ВАЗовской «копейки» в шесть лет. Со временем с удовольствием лихачил по полевым дорогам в деревне, — рассказывает Вячеслав.
В школьном возрасте он занимался боксом, выполнил норматив I спортивного разряда, выигрывал первенство области среди юношей, но, как говорит Вячеслав, дал о себе знать «зов крови». Когда учился в выпускном классе школы, вместе с отцом собирал спортивный грузовик «ЗИЛ-130», затем помогал ему в качестве механика. Свой первый спортивный «ЗИЛ» Вячеслав собирал два года — с 1993-го по 1995-й в «Водоканале». Свечникову-старшему предложили там работать и готовить к соревнованиям машину. Отец же протежировал сына.
— Мне подвернулся «ЗИЛ». Если бы подвернулся «ГАЗ-53» или другой грузовик, собрал бы его. Но, со временем всё равно пересел бы на «ЗИЛ-130», — вспоминает Вячеслав Свечников. — Очень мне понравилась именно эта машина. Не люблю полумерки. И потом, я пошёл по стопам отца.
Автомобильный раритет
Сейчас «ЗИЛ-130» наша автомобильная промышленность давно не выпускает. На дорогах этот грузовик встретишь крайне редко. А в автомобильном кроссе «130-й» живёт и вызывает интерес и у спортсменов, и у зрителей.
— Раньше запасных частей к «ЗИЛам» в организациях и автохозяйствах было вдоволь. Все предприятия были государственные. Можно было и купить, и списать всё что угодно. Сейчас «ЗИЛов» почти нигде нет. Остались только по закоулкам. Запчасти, порой, ищем по металлоприёмкам, чтобы было подешевле. В магазинах много нет, а то, что есть, порой, купить не на что. Кто бы дал денег, пошли бы и купили, — говорит Свечников.
В конструкции спортивного грузовика техническими требованиями РАФ введено множество ограничений: чёрным по белому прописаны все размеры, допуски, требования к различным узлам. С учётом всех этих требований Свечников и готовит машину. В этом плане здесь всё, что разрешается сделать, у спортсменов уже на пределе.
— Кто в этом деле уже «собаку съел», тот будет ехать. Те, кто захочет прийти «на новенького», даже машину толком не соберёт. Во-первых, он не найдёт хорошего спортивного распредвала, головок цилиндров. Карбюратор может быть и найдёт, но только за большие деньги. С давних времён остались ещё редукторы, когда ЗИЛ делал их по спецзаказу по передаточному числу. Знаменитая сафоновская профессиональная команда «ЗИЛа» всегда держалась на особенных условиях подготовки машин, — говорит Вячеслав Свечников.
Две большие разницы
Спортивные машины легендарного отца Вячеславу в наследство не достались: «ЗИЛы», на которых выступал в соревнованиях Свечников-старший, не были его собственностью. Они принадлежали тем предприятиям, которые предоставляли их спортсмену для подготовки и участия в гонках. После закрытия в стране автокросса грузовиков (с 80-х по 90-е годы прошлого века) «ЗИЛы» остались на балансе организаций. Но те «ЗИЛы» и нынешние — две большие разницы.
— В техническом плане так, как готовили машину к соревнованиям во времена отца, было давно всем известно и, в большинстве своём, никаких ноу хау не содержали. Какие то новшества в техническом плане были доступны единицам, — рассказывает Вячеслав.
В те далёкие времена и автокросс был другим, иным было и отношение руководителей предприятий к этому виду спорта и спортсменам.
— Отец рассказывал, что руководители автохозяйств и предприятий, где был автопарк, спорили между собой: чей спортсмен выиграет ту или иную гонку. Снабженцы из кожи вон лезли, чтобы достать нужную деталь, запчасть, — говорит Вячеслав.
Money, money
Сейчас в автокроссе выступают не просто энтузиасты этого вида спорта — настоящие его фанаты. Подавляющее большинство всех финансовых расходов, связанных с приобретением спортивного автомобиля, его подготовкой к соревнованиям, приобретением запчастей, ГСМ, транспортировка спортивного автомобиля на соревнования и так далее, ложатся на плечи самих спортсменов. Далеко не каждый человек их потянет. Найти же спонсора дело архисложное. В чемпионском сезоне Свечникову помогла группа компаний «Точинвест» (руководитель Илья Сергеевич Болотов). Половину всех расходов для участия в соревнованиях всё равно пришлось оплачивать из собственного кармана. Между тем, расходы эти весьма приличные.
— Средний спортивный «ЗИЛ-130» сейчас стоит порядка 200 тысяч рублей. Продавали и за 150, и за 180. За некоторые машины просили и 400 тысяч. Реально один двигатель выходит за 200 тысяч. Одна «пустая» головка цилиндра стоит около 25 тысяч рублей. Потом её ещё надо «зарядить»: доработать, доточить, поставить правильные втулочки, тарелочки. За всю эту работу производственных мощностей и специалистов надо платить, — рассказывает чемпион.
Но сам автомобиль — это только одна статья расходов автокроссменов. Для того, чтобы побеждать, топливо ему требуется особенное. Свечников в последнее время гоняет на специальном спортивном топливе. Оно лучшего качества, чем на брендовых заправках, доработано специализированными московскими фирмами. Стоимость — близко к 200 рублям за литр. Немалых средств стоит и экипировка спортсмена — около 150 тысяч рублей: омологированнные печатки — 7,5 тысячи, комбинезон — под 30 тысяч, ремни безопасности под 20 тысяч, стоимость сидения пилота сейчас перевалила за 25 тысяч рублей и т.д.
Омологация — это свод правил, согласно которому каждый автомобиль и каждый предмет оснащения/экипировки (каркас безопасности, ремни безопасности, шлем, комбинезон и т.д.) должны соответствовать определённым параметрам безопасности.
— Срок её действия пять лет. РАФ, жалея спортсменов, разрешает ездить на просроченной, но не более чем десять лет эксплуатации, — говорит Вячеслав Свечников.
Ноу хау
— Я думаю, у каждого спортсмена есть свои «фишки» и нюансы в конструкции спортивной машины, но информацией в открытую никто с соперниками не делится, — рассказал Вячеслав.
Есть такие «фишки» и у Свечникова. После окончания чемпионского сезона и вскрытия двигателей спортивных машин (перед стартом чемпионата России двигатели пломбируются и после его завершения вскрываются, технические комиссары проверяют соответствие его размеров и параметров техническому Регламенту). Свечникову пришлось доказывать техкомиссарам о правомочности его собственного «ноу хау» с клапанами («Образование — высшее техническое плюс полёт инженерной мысли», — поясняет Вячеслав). И ведь доказал. Но «фишки» есть не только у рязанца.
— Я видел вскрытые моторы. Есть там некоторые моменты, разрешённые регламентом, которых ни у меня, ни у многих соперников нет. Намотал на ус, — признаётся пилот.
Спортивная династия
Свой нынешний спортивный «ЗИЛ-130» Свечников собирал сам в автопарке Рязанской ГРЭС. Приезжал в Новомичуринск из Рязани по выходным, проводил с автомобилем свой отпуск. Жил тогда у друга, автокроссмена Алексея Иванова. Со временем директор ГРЭС Владимир Морозов ушёл на повышение, а машину передал спортсмену. Сейчас чемпиону в качестве механика помогает его сын Владислав. Парню 19 лет, он учится в железнодорожном колледже.
— Отслужит в армии и будем сажать его на спортивный «ЗИЛ-130». Если к тому времени грузовой автокросс не умрёт — будет продолжение спортивной династии. Сын сейчас уже едет на грузовике довольно прилично и разбирается в автомобиле в техническом плане, — рассказывает Вячеслав.
Сейчас чемпионский «ЗИЛ-130» Вячеслава Свечникова — собственность спортсмена и ему есть, что передать сыну по наследству. А вот двух Свечниковых на трассе мы навряд ли увидим: два спортивных грузовика в одной семье, если спонсоры не помогут, Вячеслав и Владислав не потянут.
У черты
Ситуация в грузовом российском автокроссе сложилась критическая. Во времена Евгения Свечникова на старт этапов чемпионата СССР выходило под сотню спортивных «ЗИЛов». Когда Вячеслав Свечников начинал свою спортивную карьеру, около 40 машин на автокроссах собиралось обязательно. В чемпионате России-2018 в классе грузовиков «ЗИЛ-130» зачётные очки заработали 19 спортсменов, но большинство из них (14) выступали либо в европейской части страны, либо в азиатской (в зависимости от места жительства). Потому реальные шансы на медали имели только пять пилотов, прошедших этапы по обе стороны Урала. А на первом этапе чемпионата России-2019 в Воронеже на старт вышло всего шесть «ЗИЛов»: квартет из Москвы и дуэт из Рязани.
— Если мы хотим, чтобы у нас был автокросс грузовиков, нужно принимать срочные организационные меры: в финансовом плане содержать хотя бы несколько машин в области или федеральном округе. Даже в масштабах региона это небольшие расходы. В противном случае, грузовой автокросс вымрет, как мамонт, — считает Вячеслав Свечников.
Золотую медаль за победу в чемпионате России-2018 рязанцу вручат в Москве 22 февраля. В новом сезоне Вячеслав Свечников ставит для себя задачу повторить успех прошлого года.

Метки: автоспорт, Вячеслав Свечников
09:49
Рязанская область заняла 56 место в рейтинге регионов по доходам населения
14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»
13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей
13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода
11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок
11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы
11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер
11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони
11.06.2025 09:52
Администрация Рязани разыскивает наследников двух квартир
10.06.2025 20:32
В Шацке планируют реанимировать городскую набережную
10.06.2025 17:06
Работы по благоустройству ЦПКиО Рязани начнутся в июле-августе
10.06.2025 16:40
Проект строительства ливнёвки в Кальном Рязани переделали
10.06.2025 14:04
«Народный контроль» проверил спортшколу «Локомотив» в Рязани
10.06.2025 12:43
Мэрия Рязани в судебном порядке требует сменить арендатора Дома Циолковского
10.06.2025 10:36
Рязань закупит ещё 14 троллейбусов
10.06.2025 09:59
На Лыбедском бульваре в Рязани построят детский сад
09.06.2025 21:28
В Рязанской области участники СВО смогут получить гранты на открытие агробизнеса
09.06.2025 17:24
Рязоблсуд оставил главреда издания «Вид сбоку» Константина Смирнова под стражей
09.06.2025 15:02
Рязанские единороссы сформировали итоговый список кандидатов на выборах в Рязоблдуму
09.06.2025 14:42
Рязанская НПК провела профориентационный практикум для учащихся «Роснефть-класса»
09.06.2025 12:58
Спасск-Рязанский представил новый проект благоустройства «Ключ от города»
09.06.2025 10:11
Рязанская область заняла 49 строчку в рейтинге доступности бензина
09:38
С Борковского карьера в Рязани госпитализировали девушку с отёком лёгких
09:24
В рязанском регионе растёт конкуренция за рабочие места