Подробности

Спорт

Неугомонный

06.06.2025

Валерий Фролов

На традиционном автокроссе «День Победы» 2025 63-летний рязанец Валерий Фролов, дебютировавший в классе грузовиков «ЗИЛ-130», неожиданно для многих и для самого себя, занял второе место.

До этого он 36 лет выступал в другом дивизионе грузовиков — «ГАЗ-53», в котором шесть раз завоёвывал звание чемпиона Рязанской области (2016, 2017, 2018, 2020, 2021, 2023), много раз был победителем и призёром Всероссийских соревнований, а в 2018 году завоевал Кубок России, выполнив норматив мастера спорта.

Первый блин
— Сам не ожидал, что приеду в призёры. Рассчитывал хотя бы в пятёрку сильнейших попасть. В гонке выступали более опытные спортсмены этого класса, которые ездили на более сильных машинах — Сафонов, Степанов. У меня была цель привыкнуть к новой машине, но никак не выиграть. В ходе финального заезда можно было навязать борьбу Егору Терёхину, выигравшему гонку, но у него опыта выступления на «ЗИЛ-130» больше, чем у меня. Он года три-четыре гоняется. «ЗИЛ» — это совсем другая машина. Я привыкнуть к ней ещё не успел — первый раз на ней участвовал в гонке. Второе место — результат неплохой для первого раза, я им доволен. И машина цела, лишь с мелкими царапинами. Но, я очень много по ходу заездов терял. Мне со стороны потом коллеги подсказывали: где-то я тише ехал, чем надо, где-то в поворот не так зашёл. Я этого не отрицаю. До «Дня Победы» у меня на этой машине даже тренировок не было. До соревнований времени хватило только на то, чтобы подготовить автомобиль к гонке, — поделился своими впечатлениями спортсмен.

Валерий рассказывает, что за долгое время его увлечением автокроссом к гонкам в семье привыкли. Это его жизнь, которую родные воспринимают как должное, но дебюта на более мощной машине родные ждали с волнением.
— На первую мою гонку на ЗИЛах приехали дети, внуки. Все сильно волновались. Они понимают, что это другой класс, нежели «ГАЗ-53». В ходе заезда их трясло и колотило, и только после финиша «отпустило», хотя я им объяснял, что это не страшно, — вспоминает Валерий.

Не было бы счастья…
Пересесть на более мощный грузовик рязанца заставила ситуация в отечественном автокроссе. Несколько лет назад Российская автомобильная федерация (РАФ) приняла решение объединить спортивные грузовые автомобили «ГАЗ-53» и «ЗИЛ-130» в одном классе «Т4-3».
— «ГАЗ-53» и «ЗИЛ-130» — два несоразмерных автомобиля. Мало кто из спортсменов «ГАЗ-53» рискнёт выступать в объединённом классе. Это решение загубит дивизион «Т4-2», в котором выступали «53-и», — говорил Валерий Фролов, когда вопрос объединения только обсуждался. Так оно и вышло.

В европейской части России лишь Валерий Фролов и Александр Кротов из Арзамаса на «ГАЗ-53» рискнули бросить вызов «ЗИЛам». Бывало, что и в призы попадали, Кротов у себя дома даже выигрывал гонку. Но, «ЗИЛ-130» и «ГАЗ-53» — машины из разных весовых категорий, как говорят боксёры.
— В объединённом заезде, если «ЗИЛ» при контактной борьбе в твой «ГАЗон» ударит, ощущение такое, что тебя по голове кувалдой двинули, — говорит спортсмен.

Валерий знает о чём говорит: на автокроссе «Русская зима»-2025 в Рязани в его «ГАЗ-53» в борьбе ударил «ЗИЛ-130» соперника и «74-й» (номер спортивной машины Фролова) улетел с трассы в берёзы. Только благодаря огромному соревновательному опыту пилоту удалось удержать автомобиль от переворота. После этого ему удалось вернуться на трассу и продолжить борьбу в заезде. Менее опытный пилот от такого удара вполне мог бы не только машину разбить, но и серьёзные травмы получить.

— Такое не только со мной в гонках случалось. Во многих случаях, если «ЗИЛ», который мощнее и быстрее «ГАЗона», на повороте ним соприкасается, то «ЗИЛ» продолжает гонку, а «ГАЗ-53» или вылетает с трассы, или вообще валяется. Не жалко железку, жалко людей, которые находятся в этой железке, — говорит спортсмен.

Слабость единства
«ГАЗ-53» и «ЗИЛ-130» долгие годы выступали в разных классах. В ГАЗонах проводился Кубок России, в ЗИЛах — чемпионат страны. Оба соревнования были многоэтапными. Кому в голову пришла мысль объединить эти два дивизиона и зачем? Ещё пять лет назад самая большая «колония» «ГАЗ-53» была в Рязани, ещё были такие спортивные грузовики в Арзамасе, Москве, за Уралом — в Реже (Свердловская область), Кургане, Тюмени.

— Видимо, объединение произошло для уменьшения затрат при проведении соревнований российского масштаба, но при этом стартовые взносы для участников автокроссов существенно возросли. В Рязани стартовые взносы так же выросли: было 3500 рублей, стало 5500. Это ещё более-менее. Но тоже чувствуется. Хорошо, что мне спонсор даёт эти деньги на бензин, запчасти, другие расходы, а большинство спортсменов выступает за свои. К тому же всё постоянно дорожает. Потихоньку автокросс в стране умирает. Вот что обидно, — говорит Валерий.

«ГАЗ-53» Фролова уехал в Реж: машина-то не слабенькая. Рязанец не знает, кто на ней будет выступать. За Уралом, если всё же РАФ вернёт класс «ГАЗ-53», участников соревнований наберётся достаточно, а в Рязани этот класс уже не возродится: большинство рязанских спортивных «ГАЗ-53» уехало за Урал, а чтобы собрать новый грузовик, нужны очень большие деньги.

На этапы чемпионата России в классе «Т4-3», которые проводятся за Уралом, из центральной части страны приезжают три-четыре ЗИЛа.
— Там в объединённом классе «Т4-3» спортсмены на «ГАЗонах» соревнуются вместе с «ЗИЛами» в надежде выполнить норматив мастера спорта. В принципе, на «53-м» можно выиграть у ЗИЛов. Но машин, на которых это можно сделать, всего две — у Сергея и Александра Кротовых из Арзамаса. В них вложили огромные деньги. Целый завод работал на эти машины с целью выиграть чемпионат России в объединённом классе. Но соревноваться с ЗИЛами на протяжении нескольких этапов и им было не под силу, — рассказывает Валерий.

Начало
Автокросс вошёл в душу Валерия Фролова с детских лет, когда он приезжал в Семёно-Оленинское посмотреть на гонки.
— Два моих дядюшки работали водителями. Я с ними постоянно возился с железками. Один из них был механиком у Александра Самойлова, выступавшим на соревнованиях по автокроссу на «ГАЗ-69». Когда я учился в школе, раза два с ними на соревнования съездил. Мне это понравилось. Раньше спортсменов в автокроссе было значительно больше. Все они друг с другом общались. У меня родилась мечта после окончания школы стать водителем и заняться автоспортом. В 1979 году, когда я получил водительские права, грузовой автокросс в стране закрыли и я ушёл в армию, не успев им заняться, — вспоминает спортсмен.

После срочной службы в армии Валерий устроился работать водителем в областное объединение «Сельхозтехника». После открытия автокросса в 1988 году председатель колхоза имени Калинина (деревня Рожок) разрешил ему взять списанный «ГАЗ-53» и Валерий начал готовить грузовик к гонкам. Помогали не только друзья-товарищи, но и многие водители.

— Раньше проще было: запчасти можно было снять со списанных машин, которых в хозяйствах было много. В мае 1989 года в Рязани прошли первые соревнования после открытия грузового автокросса — «День Победы». Машин в классе «ГАЗ-53» было более двух десятков, в том числе три из Рязани. Помню, я вышел в финал. По ходу решающего заезда шёл пятым-шестым, но был ещё неопытным. На крутом спуске кочкарник был сильный. У моего грузовика оторвалась кабина и с радиатора соскочил верхний патрубок. В заезде я не финишировал — сошёл, — рассказывает спортсмен.

За свою большую спортивную жизнь Валерий Фролов выступал и в команде рязанского Военного автомобильного института (РВАИ), которого сейчас уже нет.
— Когда РВАИ закрыли я пересел на свою машину. Большинство рязанских спортсменов ездили тогда на стандартных двигателях. Иногородние — на «заряженных». Мы тогда были неопытными, не знали, что и как можно сделать, чтобы увеличить мощность двигателя. Поэтому рязанцы постоянно проигрывали, — рассказывает Валерий.
С годами приходил опыт, которым с молодым спортсменом делились опытные рязанцы Анатолий Блощаневич, Евгений Свечников, Иван Дорохин.

Зелёный свет от «Зелёного сада»
Успехов Валерия Фролова не было бы, если не помощь группы компаний «Зелёный сад».
— В «Зелёный сад» я пришёл 15 лет назад. Помог директор группы компании Андрей Валерьевич Оришкевич. Затем подключился генеральный директор ГК Алексей Викторович Самохин. «Зелёный сад» вложил деньги в подготовку автомобиля, благодаря чему я стал выступать успешнее. Затем «Зелёный сад» приобрёл машину посильнее, «зарядили» мотор, после чего стали выигрывать чемпионаты Рязанской области. На этапы Кубка России в Тюмень, Реж мы не ездили — накладно. И сейчас «Зелёный сад» в лице Алексея Викторовича Самохина выделяет мне денежные средства, на которые я участвую в соревнованиях. Деньги дают после обсуждения по предварительным заявкам. С машиной друзья-товарищи помогают, когда я нахожусь на территории «Зелёного сада». Если нужна техническая помощь, я обращаюсь к директору, он даёт команду слесарям (у нас есть автохозяйство). А так стараюсь всё делать сам, не отвлекать людей от работы, — говорит Валерий.

Намётки на будущее
«ГАЗ-53» Валерий Фролов знал как родного. Перед гонкой ему не надо было даже тренироваться. Между гонками в машине что-то делалось, что-то менялось.
— После первой гонке на «ЗИЛ-130» я понял, что и как нужно изменить в конструкции машины. Автомобиль нужно настроить под себя, чтобы она тебя слушалась, а ты её знал как свои пять пальцев, чтобы мог из неё выжать всё. Для высокого результата спортсмен и машина должны быть единым целым. Для всего этого нужно год-два, после чего можно выходить на более высокий уровень. Дай бог, в будущем, если здоровье позволит, в чемпионате России выступим, но не в этом году, — признался Валерий Фролов.

Фото автора и из личного архива Валерия Фролова.

Александр Кащеев


Метки: автокросс


Поиск

26.12.2025 16:26
В Рязанской области подорожают газ и электроэнергия

26.12.2025 14:17
«Гранд Комфорт» в Жуковском: скоро старт продаж третьей очереди

26.12.2025 10:28
Рязань снова встречает Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга

25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник

24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната

24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу

24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность

24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте

24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»

23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили

23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам

23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников

23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ

22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин

22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов

22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений

21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью

20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники

26.12.2025 18:10
Руководителя фирмы обвиняют в нецелевом использовании средств, выделенных на дом в Рыбном

26.12.2025 17:59
Рязанские железнодорожники поучаствовали в благотворительной акции «Ёлка желаний»

26.12.2025 17:26
Главой Старожиловского округа назначен Александр Соушев

26.12.2025 17:11
В Рязанской области запретили использовать пиротехнику в новогодние праздники

26.12.2025 16:53
В Рязани вновь обсудят размещение храма на улице Октябрьской

26.12.2025 16:26
В Рязанской области совершенствуется система цифровой поддержки ветеранов СВО и их семей

26.12.2025 16:12
В Рязани завершили ремонт коллектора на улице Мервинской

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер