Под знаменем Победы |
30.04.2021 |
---|
9-10 мая в честь 76-летия Великой Победы под Рязанью пройдёт традиционный автокросс. Более полувека соревнования являются неотъемлемой частью праздничной программы на рязанской земле.
В книге «История Рязанского спорта» приводятся другие факты: история рязанских автокроссов «День Победы» началась в 1964 году. Тогда в нём приняли участие более сотни спортсменов из Литвы, Латвии, Эстонии, Москвы и Рязанской области, в том числе, Михайлова, Скопина, Шацка. По нумерации областной федерации автомобильного спорта и мотоциклетного спорта, в нынешнем году пройдёт 55-й, юбилейный автокросс.
Начало
Основателем, идеологом, организатором и главным судьёй победных стартов до 2002 года был Аркадий Дадаев. Более 60 лет назад он впервые увидел соревнования по автокроссу в Риге. На трассе соревновались военные автомобилисты на ГАЗ-51, ГАЗ-69, ЗИЛ-167. Скорость, мощь, азарт борьбы на трассе Дадаеву пришлись по душе, и он задумал организовать такие гонки в Рязани. Начал с обычного автокружка в 4-м автохозяйстве Рязани, целью которого была подготовка рязанских спортсменов-автомобилистов к соревнованиям. Тогда в городе первые прошло автомобильное двоеборье: фигурное вождение и экономия горючего.
В 1963 года автомобилисты перешли на склоны в районе деревни Сысоево.
— Длина круга на трассе в Сысоево была порядка пяти километров. Дистанция соревнований доходила до полотна железной дороги. Зрелище гонки автомобилей было столь необычным и завораживающим, что однажды во время соревнований пассажиры поезда Москва–Ростов-на-Дону несколько раз срывали стоп-кран, чтобы посмотреть на гонки автомобилей. Завороженные действом люди высыпали из вагонов на насыпь. Есть даже несколько фотографий, где пассажиры стоят на подножках стоящих вагонов, сидят на бугре, — рассказывал Аркадий Дадаев.
Автокросс «День Победы» не сразу приобрёл статус Всесоюзного. Поначалу в Рязани прошли обычные соревнования, прежде чем их включили в календарь федерации автоспорта СССР. По данным автора книги «История Рязанского спорта» Владимира Григорьева, в 1966 году автокросс «День Победы» уже носил статус Всесоюзного. В его программе были соревнования на грузовых и полноприводных спортивных автомобилях. Позже к ним присоединились легковушки («Жигули», «Волги», затем «Ока») и специальные кроссовые автомобили «багги».
С появлением Сысоевского кладбища трассу перенесли в район Семёно-Оленинского.
Рекорды «Дня Победы»
Вскоре автокросс «День Победы» стал масштабным событием союзного значения. По словам Аркадия Дадаева, приезжали спортсмены и зрители Эстонии, Литвы, Латвии, Узбекистана, Армении, Грузии, и даже Венгрии (Золтан и Коба).
— За всё время, что я организовывал и проводил автокроссы «День Победы», в нём приняло участие более 5000 спортсменов-автомобилистов. Однажды автокросс собрал порядка 300 машин участников, а на холмах вокруг трассы собралось около 100 000 тысяч зрителей. Столько болельщиков по официальным данным перевезли автобусы и такси, — рассказывал Аркадий Дадаев.
Накануне автокросса колонна спортивных машин участников стартов с флагами проезжала по улицам Рязани, приглашая жителей на соревнования.
— 9 мая весь город стремился в Семёно-Оленинское. Автобусы к трассе шли колоннами. В городе почти никого не оставалось, — вспоминает рязанский спортсмен-автомобилист, кандидат в мастера спорта Игорь Прахов.
Ситуация изменилась, когда в городе стали проходить праздничные парады. Тогда финал автокросса начали переносить на другие даты.
Дадаев и его команда
Аркадий Дадаев рассказывал, что по своему статусу «День Победы» участники ценили выше, чем чемпионат СССР, за его за организацию, отличную подготовку и большое количество участников.
— Дадаев организатор был отменный. Настолько чётко всё организовывал. А ведь только в классе ГАЗ-51, в котором я выступал, собралось около полусотни машин, — рассказывает Игорь Прахов.
Постепенно Дадаев вовлёк в команду организаторов многих управленцев.
— Говоря о «Дне Победы» нельзя не упомянуть о начальнике Рязанского управления автомобильного транспорта Спирина, его зама Николая Рязанова, главного инженера Льва Полонского, председателя обкома профсоюзов работников автомобильного транспорта Петра Почечуева, руководителей автохозяйств Яковлева, Иванова, Румбешта, — считал Аркадий Дадаев.
Non stop
В ноябре 1979 года после известной статьи «Зачем летают грузовики?» в газете «Правда» решением федерации автоспорта СССР соревнования по кроссу на грузовых автомобилях «ГАЗ-51,52, 53», «ЗИЛ-130» и «КАМАЗ» до 1988 года были запрещены.
С запретом соревнований на грузовиках автокросс «День Победы» не прекратил своё существование.
— В программе «Дня Победы» появились соревнования на легковых автомобилях «Жигули». Мы проводили чемпионат России, — вспоминал Аркадий Дадаев.
В Советском Союзе развитию автоспорта уделялось большое значение. Государство решало этим сразу несколько задач: получало новых специалистов, бывшие школьники осваивали профессии, полезные в армии, проводилась популяризация военной службы и технических видов спорта. Поэтому автомобильный кросс Аркадий Николаевич называл не просто видом спорта, а военно-техническим видом спорта.
— Нам надо постараться сохранить традиции, сохранить всё хорошее, что было сделано, наработано предыдущими поколениями. Поэтому автокроссу «День Победы» на рязанской земле быть, — считает президент федерации автомобильного спорта и мотоциклетного спорта области Игорь Мурог.
Аркадий Дадаев — судья Всесоюзной категории, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный работник физической культуры Республики Татарстан, родоначальник автомобильного спорта в Рязанской области, внёс большой вклад в развитие автомобильного спорта в СССР и Российской Федерации. Родился в Ашхабаде (Туркменистан). В Рязани с 1959 года. Сначала работал тренером футбольных команд, инструктором по физической культуре и спорту на предприятиях. Затем занялся автомобильным спортом. Являясь тренером сборных РСФСР по автокроссу и автомногоборью, используя богатый опыт судьи Всесоюзной категории, Дадаев объездил весь СССР, помогая организовывать гонки самого высокого ранга во многих союзных республиках. Последние двадцать с лишним лет отдал становлению и развитию автомобильного спорта в республике Татарстан. Ушёл из жизни 15 марта 2021 года. Похоронен в Рязани.
Метки: спорт, День Победы, Игорь Мурог
16.11.2024 15:27
Т2 запускает новогодний тариф «Хватит!» с безлимитным интернетом в выходные и заморозкой цены навечно
16.11.2024 09:38
Во Дворце Олега открылась выставка «Рязанский кремль в фотографиях»
15.11.2024 15:39
«Зелёный сад» дарит «Алису» за подписку
15.11.2024 14:17
Назначены публичные слушания про проекту бюджета Рязани на 2025 год
15.11.2024 11:48
Павел Малков рассказал о съёмках короткометражки в Рязанской области
15.11.2024 09:57
В Рязани увеличат количество льготных поездок на общественном транспорте
14.11.2024 16:04
Свидетели по делу о закупке техники в Рязани озвучили новые подробности
14.11.2024 15:37
Ещё один подрядчик начал вывозить грунт со стройплощадки в Борках
14.11.2024 15:26
Экс-мэр Рязани Елена Сорокина дала показания в суде по делу о закупке коммунальной техники
14.11.2024 12:56
В Рязани вводится туристический налог
14.11.2024 12:20
В Сасовском округе обустроят нерегулируемые пешеходные переходы возле школ
14.11.2024 11:57
На работу вертолёта санавиации в Рязанской области потратят ещё 2,8 миллиона рублей
13.11.2024 21:31
Создано агентство по развитию Рязани
13.11.2024 15:56
В Рязанской области состоялся слёт юных волонтёров при поддержке РНПК
13.11.2024 13:23
Завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ в Рязани приступает к установке постов мониторинга воздуха
13.11.2024 12:15
На ремонт участка канализации в центре Рязани потратят 41,4 миллиона рублей
13.11.2024 11:52
На установку и замену дорожных знаков в Рязани потратят 3,2 миллиона рублей
13.11.2024 11:40
На базе РГРТУ могут открыть проект «Передовые инженерные школы»
13.11.2024 10:20
Ростелеком: Компания предложила новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда
13.11.2024 09:22
В Рязанской области объём промпроизводства вырос почти на 12%
12.11.2024 17:10
В Рязанской области установили нормативы затрат на ремонт и содержание дорог V категории
12.11.2024 15:22
Школа в Борках будет возведена за территорией бывшего шпалозавода
12.11.2024 14:04
В Рязани нашли подрядчика для строительства второй очереди кладбища «Преображенское»
12.11.2024 12:45
Производитель сельхозтехники из Китая планирует строительство завода в Рязанской области
12.11.2024 10:55
Ливнёвку в Московском районе Рязани оборудуют локальными очистными сооружениями