ВТОРНИК
3/25/2025 1:18:28 PM

Подробности

Спорт

Под знаменем Победы

30.04.2021

9-10 мая в честь 76-летия Великой Победы под Рязанью пройдёт традиционный автокросс. Более полувека соревнования являются неотъемлемой частью праздничной программы на рязанской земле.

Автокросс «День Победы» в Рязани — старейшее из ныне проходящих соревнований не только по автокроссу, но по автомобильному спорту в России вообще. По утверждению его основателя Аркадия Дадаева, первый автокросс в честь Дня Победы прошёл в 1963 году. За все эти годы он не проводился лишь в 2020 году в связи с пандемией COVID-19. Получается, что в 2021 году он пройдёт в 58-й раз.

В книге «История Рязанского спорта» приводятся другие факты: история рязанских автокроссов «День Победы» началась в 1964 году. Тогда в нём приняли участие более сотни спортсменов из Литвы, Латвии, Эстонии, Москвы и Рязанской области, в том числе, Михайлова, Скопина, Шацка. По нумерации областной федерации автомобильного спорта и мотоциклетного спорта, в нынешнем году пройдёт 55-й, юбилейный автокросс.

Начало
Основателем, идеологом, организатором и главным судьёй победных стартов до 2002 года был Аркадий Дадаев. Более 60 лет назад он впервые увидел соревнования по автокроссу в Риге. На трассе соревновались военные автомобилисты на ГАЗ-51, ГАЗ-69, ЗИЛ-167. Скорость, мощь, азарт борьбы на трассе Дадаеву пришлись по душе, и он задумал организовать такие гонки в Рязани. Начал с обычного автокружка в 4-м автохозяйстве Рязани, целью которого была подготовка рязанских спортсменов-автомобилистов к соревнованиям. Тогда в городе первые прошло автомобильное двоеборье: фигурное вождение и экономия горючего.

В 1963 года автомобилисты перешли на склоны в районе деревни Сысоево.
— Длина круга на трассе в Сысоево была порядка пяти километров. Дистанция соревнований доходила до полотна железной дороги. Зрелище гонки автомобилей было столь необычным и завораживающим, что однажды во время соревнований пассажиры поезда Москва–Ростов-на-Дону несколько раз срывали стоп-кран, чтобы посмотреть на гонки автомобилей. Завороженные действом люди высыпали из вагонов на насыпь. Есть даже несколько фотографий, где пассажиры стоят на подножках стоящих вагонов, сидят на бугре, — рассказывал Аркадий Дадаев.

Автокросс «День Победы» не сразу приобрёл статус Всесоюзного. Поначалу в Рязани прошли обычные соревнования, прежде чем их включили в календарь федерации автоспорта СССР. По данным автора книги «История Рязанского спорта» Владимира Григорьева, в 1966 году автокросс «День Победы» уже носил статус Всесоюзного. В его программе были соревнования на грузовых и полноприводных спортивных автомобилях. Позже к ним присоединились легковушки («Жигули», «Волги», затем «Ока») и специальные кроссовые автомобили «багги».

С появлением Сысоевского кладбища трассу перенесли в район Семёно-Оленинского.

Рекорды «Дня Победы»
Вскоре автокросс «День Победы» стал масштабным событием союзного значения. По словам Аркадия Дадаева, приезжали спортсмены и зрители Эстонии, Литвы, Латвии, Узбекистана, Армении, Грузии, и даже Венгрии (Золтан и Коба).
— За всё время, что я организовывал и проводил автокроссы «День Победы», в нём приняло участие более 5000 спортсменов-автомобилистов. Однажды автокросс собрал порядка 300 машин участников, а на холмах вокруг трассы собралось около 100 000 тысяч зрителей. Столько болельщиков по официальным данным перевезли автобусы и такси, — рассказывал Аркадий Дадаев.

Накануне автокросса колонна спортивных машин участников стартов с флагами проезжала по улицам Рязани, приглашая жителей на соревнования.
— 9 мая весь город стремился в Семёно-Оленинское. Автобусы к трассе шли колоннами. В городе почти никого не оставалось, — вспоминает рязанский спортсмен-автомобилист, кандидат в мастера спорта Игорь Прахов.

Ситуация изменилась, когда в городе стали проходить праздничные парады. Тогда финал автокросса начали переносить на другие даты.

Дадаев и его команда
Аркадий Дадаев рассказывал, что по своему статусу «День Победы» участники ценили выше, чем чемпионат СССР, за его за организацию, отличную подготовку и большое количество участников.
— Дадаев организатор был отменный. Настолько чётко всё организовывал. А ведь только в классе ГАЗ-51, в котором я выступал, собралось около полусотни машин, — рассказывает Игорь Прахов.

Постепенно Дадаев вовлёк в команду организаторов многих управленцев.
— Говоря о «Дне Победы» нельзя не упомянуть о начальнике Рязанского управления автомобильного транспорта Спирина, его зама Николая Рязанова, главного инженера Льва Полонского, председателя обкома профсоюзов работников автомобильного транспорта Петра Почечуева, руководителей автохозяйств Яковлева, Иванова, Румбешта, — считал Аркадий Дадаев.

Non stop
В ноябре 1979 года после известной статьи «Зачем летают грузовики?» в газете «Правда» решением федерации автоспорта СССР соревнования по кроссу на грузовых автомобилях «ГАЗ-51,52, 53», «ЗИЛ-130» и «КАМАЗ» до 1988 года были запрещены.

С запретом соревнований на грузовиках автокросс «День Победы» не прекратил своё существование.
— В программе «Дня Победы» появились соревнования на легковых автомобилях «Жигули». Мы проводили чемпионат России, — вспоминал Аркадий Дадаев.

В Советском Союзе развитию автоспорта уделялось большое значение. Государство решало этим сразу несколько задач: получало новых специалистов, бывшие школьники осваивали профессии, полезные в армии, проводилась популяризация военной службы и технических видов спорта. Поэтому автомобильный кросс Аркадий Николаевич называл не просто видом спорта, а военно-техническим видом спорта.

— Нам надо постараться сохранить традиции, сохранить всё хорошее, что было сделано, наработано предыдущими поколениями. Поэтому автокроссу «День Победы» на рязанской земле быть, — считает президент федерации автомобильного спорта и мотоциклетного спорта области Игорь Мурог.



Аркадий Дадаев — судья Всесоюзной категории, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный работник физической культуры Республики Татарстан, родоначальник автомобильного спорта в Рязанской области, внёс большой вклад в развитие автомобильного спорта в СССР и Российской Федерации. Родился в Ашхабаде (Туркменистан). В Рязани с 1959 года. Сначала работал тренером футбольных команд, инструктором по физической культуре и спорту на предприятиях. Затем занялся автомобильным спортом. Являясь тренером сборных РСФСР по автокроссу и автомногоборью, используя богатый опыт судьи Всесоюзной категории, Дадаев объездил весь СССР, помогая организовывать гонки самого высокого ранга во многих союзных республиках. Последние двадцать с лишним лет отдал становлению и развитию автомобильного спорта в республике Татарстан. Ушёл из жизни 15 марта 2021 года. Похоронен в Рязани.

При подготовке статьи использованы материалы книги Владимира Григорьева «История Рязанского спорта» (Рязань, РИНФО, 2005), фотоматериалы ветеранов автоспорта Рязани.

Александр Кащеев


Метки: спорт, День Победы, Игорь Мурог


Поиск

15:51
Рязанцы узнали секреты высокой производительности одного из крупнейших предприятий региона

15:19
Многодетные рязанцы получили возможность заправить авто со скидкой

13:08
Павел Малков раскритиковал полную обрезку деревьев в Кадоме

12:44
В Рязани обсудили предстоящий капремонт школы №58

10:55
Рязанская область стала одним из регионов с наименьшим числом заболевших туберкулёзом

24.03.2025 15:34
ГК «Зелёный сад» поддерживает областную команду юных баскетболисток

24.03.2025 14:57
Мост через Оку под Рязанью разрушается быстрее, чем ожидалось

24.03.2025 14:12
Павел Малков прокомментировал возможное объединение РГРТУ с МИРЭА

24.03.2025 12:39
Павел Малков рассказал об основных успехах региона

24.03.2025 11:30
Луганский театр кукол показал свои спектакли в Рязанском театре на Соборной

24.03.2025 09:12
Рязанская область заняла 57 место в рейтинге регионов по строительству жилья

22.03.2025 12:20
В Рязанском музыкальном театре состоялась предпремьера оперетты «Севастопольский вальс»

21.03.2025 16:14
В Рязанской области на освещение региональных трасс потратят 109,6 миллиона рублей

21.03.2025 15:33
«Рязанское Лукоморье» 2025 приглашает участников

21.03.2025 12:40
В Рязанском районе реализуют 18 проектов местных инициатив

21.03.2025 11:44
Депутаты Рязгордумы предложили два места для возведения многоуровневых парковок

21.03.2025 10:02
Депутаты Рязгордумы выяснили, что в бюджете не хватает средств на дорожную разметку

21.03.2025 09:12
В Рязани учеников из малообеспеченных и многодетных семей бесплатно подготовят к ЕГЭ

20.03.2025 15:37
Рязанская область начала экспортировать племенной скот в Казахстан

20.03.2025 14:08
За Уралом впервые поставят мюзикл о жизни Есенина

20.03.2025 11:34
Для Рязани и нескольких муниципалитетов выделили 700 миллионов рублей на модернизацию ЖКХ

20.03.2025 09:59
Рязанские выпускники стали лучше сдавать французский, физику и профильную математику

20.03.2025 09:35
Компания «Еламед» внедрила сервис для сотрудников и их семей «Понимаю»

19.03.2025 17:26
В Рязанской области с 1 апреля ограничат проезд большегрузов по дорогам общего пользования

19.03.2025 16:46
Средняя зарплата педагогов в Рязани превысила 54 тысячи рублей

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер