Туристический Клондайк и аппаратная мистика |
10.11.2010 |
|---|
Вы заметили, уважаемые читатели, что каждый новый рязанский губернатор начинает с того, что планирует кардинально решить две задачи?
Первая — значительно сократить штат чиновников, вторая — сделать высокодоходной региональную туристическую отрасль. То, что касается чиновников, — это отдельная тема. Законы Паркинсона, в отличие от всех прочих, у нас на Рязанщине работают без сбоев. Во всяком случае, пока, несмотря на все усилия, аппаратные штаты сокращаться никак не желают. Более того, после отчаянной борьбы с засильем бюрократизма на окских просторах загадочным образом оказывается, что чиновничье поголовье значительно подросло.
Вот такая мистическая тенденция. Но, как уже было сказано выше, аппаратная мистика — тема обширная, требующая отдельного анализа. А вот с туристической отраслью давайте попробуем разобраться, хотя и в этом направлении у нас в Рязани не обошлось без странностей…
Наперекосяк…
В самом деле, всё, казалось бы, лежит на поверхности. Древняя Рязанская земля с её богатейшей историей и природными красотами просто кладезь для туристической индустрии. Тут тебе и героическая борьба с воинством Батыя, и былинные подвиги Евпатия Коловрата, и архитектурные памятники, и величественные храмы и дворянские усадьбы, и имена великих земляков, известные во всём мире, и заповедные леса, и уникальные народные промыслы. Да на такое изобилие достопримечательностей любознательные туристы полетят со всего света как мухи на мёд, только волю дай! А там и денежка потечёт в региональную казну нескончаемым потоком! Только успевай барыши подсчитывать.
Думаю, так или примерно так рассуждает региональное начальство, когда берётся за очередной «подъём» туристической отрасли. И, в общем-то, эти рассуждения не лишены определённой логики. Действительно, по данным Всемирной туристской организации (далее — ВТО), туризм с начала XXI века занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических средств, продуктов питания и другие отрасли.
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста в этой сфере составляют 5-7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста в этой сфере сохранятся. Так, к 2020 году доходы от туризма должны увеличиться до 2 триллионов долларов США. Туристическую отрасль выгодно отличает и ряд других факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на подобные услуги.
Только вот у нас в Рязани всё как-то наперекосяк выходит… Ну никак не хотят туристы к нам бурным потоком устремляться. Как ездили ещё в советское время на родину Сергея Есенина в Константиново, так и ездят. Ну, ещё по соседству в Пощупово завернут, поклониться святым местам. Даже полюбоваться на красоты Рязанского кремля их не заманишь. Что уж говорить о Скопине и Шацке, Кадоме и Александро-Невском. В Великий Устюг на выдуманную родину Деда Мороза валом валят, а поглазеть на вполне реальные исторические памятники у нас никак не хотят. Ну, не мистика ли?
На бумаге гладко…
«К факторам, сдерживающим развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области, относятся:
— недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения c современным уровнем комфорта, предприятий общественного питания, обслуживающих туристов, транспорта туристского класса, что приводит к высокой стоимости услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающим среднеевропейский уровень;
— препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, невыгодных условий аренды земельных участков, наличие административных барьеров;
— сохраняющийся дефицит квалифицированных профессиональных кадров, особенно среднеспециального и среднепрофессионального уровня обучения, что определяет невысокое качество обслуживания в секторах туристской индустрии;
— недостаточный объём финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма Рязанской области, как внутри страны, так и на зарубежных направляющих рынках, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа Рязанской области как региона, благоприятного для туризма;
— отсутствие механизма поддержки социального туризма среди детей, молодёжи и пожилых граждан».
Эта обширная цитата из программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 годы», казалось бы, полностью объясняет, в чём главные препятствия для развития регионального туризма. Никакой мистики — всё вполне реалистично и понятно. Более того, данная программа предлагает ряд мер, позволяющих за 2-3 года переломить ситуацию. Только, к сожалению, программа, пусть самая профессиональная, — это только бумага. А чтобы бумажные планы стали явью, нужны люди, деньги, и главное, организационная воля.
Шлагбаум — формула мечты?
С руководителем регионального туристического ведомства Алексеем Епифановым (в настоящий момент он является заместителем председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области — прим. ред.) мы беседовали неоднократно. Хочу сказать сразу — это редкий на сегодняшний день случай удачного кадрового назначения. Епифанов настоящий профессионал, имеющий успешный опыт работы в туристическом бизнесе и хорошо понимающий, что такое туристическая индустрия. Во многом благодаря работе его управления приток туристов в наши края заметно увеличился. Регулярное участие в международных выставках позволило многим людям узнать о том, что наш край — это не только родина Сергея Есенина. Результаты не замедлили сказаться. Крупные туроператоры заинтересовались возможностями региона. И что? Да, в общем-то, ничего…
Ещё в начале своей деятельности Алексей Епифанов выступал перед депутатами областной Думы и убеждал народных избранников в необходимости изменения регионального закона о туризме (нынешний законодательный акт был принят ещё в конце 90-х и ничего, кроме благих пожеланий, не содержал). Он натолкнулся на явное непонимание существа обсуждаемого вопроса.
Общее отношение выразил один из крупных районных начальников, на чьей территории находится известнейший музей-заповедник: «Да что ты нам про инвестиции рассказываешь? Я поперёк дороги шлагбаум поставлю и с каждой машины и экскурсионного автобуса буду по сто рублей собирать — вот тебе и мгновенная окупаемость!» Согласитесь, с таким уровнем понимания проблемы говорить о современном туристическом бизнесе просто смешно.
Самое обидное, что и сегодня ситуация мало изменилась. Получать много и быстро, не вкладывая при этом существенных финансовых средств (ну разве что на пресловутый шлагбаум) — вот мечта многих представителей власти.
Упущенная возможность
«Мировая практика показывает, что деньги, вложенные в туристическую инфраструктуру, начинают давать отдачу через 5 лет, — объясняет Алексей Епифанов. — У нас такой срок почему-то считается непозволительной роскошью. Но ведь выстраивание стратегии развития отрасли требует времени. Нужна профессиональная программа действий не только для области, но и для каждого района. Нужен продуманный региональный туристический бренд. Льготы для инвесторов. Приоритетный подход в оформлении земельных участков. Да много чего нужно… На деле же каждый шаг даётся с огромным трудом».
Бренд… У Алексея Епифанова была прекрасная и, на мой взгляд, очень перспективная задумка. «Рязань: город — воин». Действительно, если вдуматься, на протяжении веков Рязанская земля была засечной чертой, рубежом русского государства. В эту концепцию укладываются и археологические памятники Старой Рязани, и история шацкого казачества, и былинные богатыри, и реальные герои. Генерал Скобелев и изобретатель первого миномета Гобятко. «Город — воин» — это и современность. Рязань как центр оборонной промышленности советского времени. Приборный завод, завод «Красное Знамя». Единственное в мире десантное училище.
«Можно было бы создать уникальный военный парк на территории полигона в Сельцах, — с увлечением рассказывал Алексей Епифанов. — Там практически всё есть — затраты минимальные. Представляешь, сколько было бы желающих прыгнуть с парашютной вышки, прокатиться на БМП, пострелять из АКМ. Да там такого можно было бы придумать — Вологда с её картонным Великим Устюгом от зависти слезами бы умылась!»
Согласитесь, заманчивая идея. И что? Да ничего! Вместо этого официально был утверждён совершенно беззубый слоган «Рязань — душа России». Почему Рязань? Почему не Тверь? Или не Ярославль? Непонятно… Зато не требует никаких организационных усилий и финансовых затрат. Можно оставлять всё как есть и на бумаге обещать рязанцам завтрашний расцвет туристического Клондайка. Но самое обидное в том, что все возможности для такого поворота событий у нас действительно существуют. Вот только как они реализуются? Пока мы имеем полуразрушенные усадьбы, загаженные реки и гору радужных обещаний. О судьбе рязанских достопримечательностей и о том, что нужно сделать, чтобы они в реальности стали туристическими жемчужинами, мы обязательно поговорим в ближайших номерах газеты.
Подготовил Михаил Колкер
Метки: туризм, Алексей Епифанов, Константиново, Сельцы, Рязанский кремль
27.12.2025 16:11
Рязанский художественный музей приглашает оценить труд реставраторов
27.12.2025 14:57
В Рязани открылась выставка знаков и символов «Энигма»
26.12.2025 16:26
В Рязанской области подорожают газ и электроэнергия
26.12.2025 14:17
«Гранд Комфорт» в Жуковском: скоро старт продаж третьей очереди
26.12.2025 10:28
Рязань снова встречает Государственный Русский музей из Санкт-Петербурга
25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
28.12.2025 20:46
Проект «Есенин в городе» стал лауреатом всероссийской премии
28.12.2025 15:46
БК «Рязань» проиграл «Твери»
28.12.2025 15:41
Бастрыкину доложат об осуждённой за убийство 20 лет назад рязанке
28.12.2025 15:13
Рязанцам пообещали небольшой снег
28.12.2025 13:08
Аэростат для обзора новогодней Рязани начнёт работать с 30 декабря
28.12.2025 10:39
В центре «Сосновый бор» под Рязанью откроют храм
28.12.2025 09:51
В Рязани 28 декабря ожидается налипание мокрого снега и гололёд









