Мнение

Поделиться:
Наталья Рубцова

Город говорит

На второе свидание рязанцев пригласил 14 ноября Ивановский областной драматический театр (город Иваново). Был представлен спектакль «Иваново. Опера» под кодовым названием жанра «вербатим» автора пьесы и композитора Юлии Поспеловой.
Напомним, на площадке Рязанского театра драмы продолжает бушевать VIII Фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной».

Вербатим (ударение на второй слог) — это технология театрального представления, полностью состоящего из монологов или диалогов реальных людей, участников тех или иных событий, один к одному перепроизносимых актёрами, современный вид документального театра. Вербатим относится пока к экспериментальному типу, широкого распространения ещё не получил.

Автор Юлия Поспелова — наш современник, кандидат исторических наук, известный драматург, победитель множества драматургических конкурсов.
Спектакль необычен в классическом театральном понимании, но творческая мысль не стоит на месте, а генерирует всё новые формы искусства, вербатим один из них.

В основе спектакля нет сюжета, но его объединяют живые человеческие истории, рассказанные прохожими, случайными людьми, которые не побоялись пойти на контакт с актёрами и позволили записать свои откровения на диктофон. Артист при разговоре с героем должен запомнить его жесты, мимику, нюансы речи с целью последующей точной передачи зрителю. Стоит отметить, что вся эта лабораторная работа осуществлялась в городе Иваново, где и прошли премьерные спектакли.



Все монологи и диалоги звучат на сцене на фоне свадебного торжества, подчёркивая устоявшийся бренд «Иваново — город невест», где все артисты в соответствующих нарядах, оказывающиеся или виновниками церемонии или их свидетелями или их гостями.

Автор назвала переозвученные истории людей ариями, тогда и связка из этих арий логично подразумевает оперу. Ничего не скажешь — смелое решение, ведь в спектакле никто не поёт! Зато много музыки и танцев. Музыка как будто звучит где-то с улицы. Да и танцы довольно разножанровые — плясовые на шумной свадьбе, тихий танец осени с разноцветными полиэтиленовыми пакетами, вероятно, олицетворяющие опавшие листья, традиционные движения сочетаются с откровенной страстной зумбой. В этом заслуга хореографа Алексея Щербакова.

Спектакль «густонаселённый», одновременно на площадке находятся до 17 молодых артистов, их физическая выносливость нужна не в последнюю очередь.

Каждое выступление действующих лиц (предполагается, что все герои в пьесе — главные) сопровождается титрами над сценой и имеет своё оригинальное название. Например, есть ария «Хранителя музея», ария «Прохожего», ария «О бабочке», ария «Таксиста», ария «Вахтёра», ария «Бездомного», ария «Продавщицы», ария «Концертмейстера в музыкальной школе».



Герои вербатима, рассказывая отрывки из жизни, естественно, связывали свои истории с городом, в котором живут, упоминая названия улиц, районов, каких-то памятных мест. В каждой истории видна любовь к родному городу, где прошли лучшие годы, и откуда не хочется уезжать, даже если жизнь, к сожалению, не совсем удалась.

Ещё одно смелое решение — режиссёр-постановщик Алексей Размахов поменял местами зрительный зал и сцену. На театральной сцене соорудили пять рядов кресел на 120 зрителей, а оставшаяся часть сцены и весь зрительный зал оказался сценической площадкой. Получилось такое приватно-иммерсивное представление. При этом весь партер и ярусы были затянуты белой воздушной тканью, которая в финале легко сдёрнулась, может быть, это было олицетворение суперфаты «всеивановской» невесты. В качестве эпилога спектакля звучала лирическая песня о городе Иваново, вероятно, это гимн города.



Всё, конечно, замечательно, вербатим как жанр интересен публике, думаю, что он получит широкое развитие в театральной среде. Но, по моему мнению, лабораторная работа артистов не должна быть «второй свежести». В историях явно проступает год начала пандемии и информация уже, как минимум, устарела.

И самое главное — а интересно ли рязанскому зрителю, который город Иваново видел только на карте, слушать, что говорят ивановцы о себе в контексте своего города, упоминая названия улиц, неформальные названия районов, каких-то мест отдыха молодёжи, названия и местоположения магазинов и баров. Думаю, что нет.

Также как и ивановцам будет тоскливо слушать рассказы рязанцев про, например, «шлачку», где долгое время стоял гипсовый слоник, а потом исчез. Или про кафе «Снежинка», где были вкуснейшие блины. Или истории местных жителей, так или иначе связанных с городом, про танцы в парке, про восстановленный Торговый городок.

«Иваново. Опера» в жанре вербатима, по моему мнению, чисто местечковое творение, не предназначенное на экспорт, оно представляет интерес только в той среде обитания, где жители являются главными героями, когда можно отыскать среди «говорящего» города соседей, коллег, знакомых, когда понятны названия мест города, о которых идёт речь, в том числе и неформальные.

Хочется надеяться, что представители Ивановского драматического театра и сами всё это понимают, просто решили показать и похвастаться, что эксперимент в их родном городе удался, но и Рязань не лыком шита, Рязанскому драматическому тоже есть что представить экспертам. Теперь будем ждать мнение профессиональных критиков.

автор фото Сергей Газетов


Также в разделе МНЕНИЕ

Также в колонке автора