Рязанцы чаще всего обращаются в Роспотребнадзор из-за проблем с кредитами
Подвели итоги прошлого года, не обошли вниманием вечный вопрос потребительской грамотности населения, основной же темой собрания явились нарушения прав граждан в банковской сфере.
Начальник Роспотребнадзора по Рязанской области Сергей Сафонкин, в частности, заявил, что за 2011 год поступило 47 обращений граждан по банковским кредитам, а в наступившем 2012 году в месяц бывает порядка 12 обращений.
Потребитель не вооружён банковской терминологией, не защищён юридически, поскольку сталкивается с профессионалами финансового рынка. Председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов привёл простой пример, когда человеку необходимо получить потребительский кредит на квартиру (ипотеку). Он отпрашивается не первый раз с работы и, приходя в банк, уже готов в любом месте поставить подпись, лишь бы ему дали деньги, потому как и квартира улетает из-под носа, и на работе проблемы, ещё и жена пилит.
— Подписав договор, вечером он читает его вместе с супругой и оказывается, что на первом листе кредит 12%, на втором 30%, а на последнем уже 75%, — возмутился Олег Попов. — Эта объёмная информация намеренно пишется мелким шрифтом, что приводит к массовому нарушению прав потребителей.
Также он добавил, что ни один банк Рязанской области так и не разместил стенды с информацией о контролирующих органах сферы защиты прав потребителей.
— Я официально заявляю, что умышленно ни в одном из банков нет стендов по защите прав, нет выписки из закона, нет телефонов ни Роспотребнадзора, ни общественных объединений, — объявил Попов. — К сожалению, административная реформа прошлась колесом по всем специалистам, которые с момента принятия закона работали при органах местного самоуправления. Они сами собирали предпринимателей, чтобы обучать их потребительскому законодательству. Но сейчас эти люди сокращены, и нагрузка увеличилась на Роспотребнадзор и на общественные объединения.
— Предприниматели знают свои права, но сознательно уходят от исполнения своих обязанностей, — добавил Сафонкин. — Они бессовестно вступают в конфликты с потребителями, нанимают юристов, окружают себя лжебумагами. По сути дела, потребитель один на один остаётся со своими проблемами, которые решить очень сложно.
Приглашение на встречу, по заверению Сергея Сафонкина, получили многие банки Рязанской области, но явились только два представителя — от Сбербанка и Россельхозбанка.
Начальник отдела развития рязанского отделения Сбербанка Владимир Трифонов заявил, что Сбербанк заинтересован в направлении улучшения качества обслуживания клиентов. В филиалах сбербанка открывается всё больше работающих окон, банкоматов. Кроме того, Сбербанк одним из первых отменил взимание платы за обслуживание ссудного счёта.
Сергей Сафонкин, предоставляя слово Андрею Клокову, представителю от Россельхозбанка, заявил, что это единственный банк, на который не поступила ни одной жалобы в Роспотребнадзор.
— Мы всегда открыты диалогу, — заявил Клоков. — Мы как банк со 100% государственным капиталом всегда оперативно реагируем на пожелания и требования, которые нам выставляются.
В свою очередь, Илья Козлов, председатель межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Робин Гуд», заявил, что за полгода с начала работы организации уже появился результат — у банков выиграно девять дел, клиентам возмещено 450 тысяч рублей. Сейчас в организации рассматривается около 20 дел.
Массовое нарушение закона о защите прав потребителей всё же никак не отменяет соблюдение этого закона самим потребителем. Олег Попов в который раз напомнил, что незнание закона не освобождает от ответственности.
— Мы клянём власть, что город грязный. Но это не чиновники, а мы и наши дети делаем город грязным. Но, к сожалению, ни в школах, ни в колледжах, ни в институтах не преподают курс основ потребительской культуры, — заметил Олег Попов. — Человек не знает как себя вести в потребительском обществе.