Рязанцы озадачились проблемой детского суицида, агрессии и насилия
Первой выступила заместитель председателя общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка, член Общественной палаты Рязанской области, профессор кафедры журналистики РГУ имени Есенина Ольга Воронова. Она напомнила о недавних трагических резонансных случаях: самоубийстве рязанской десятиклассницы и инциденте в московской школе, где десятиклассник застрелил учителя и охранника. В обоих случаях подростки воспитывались во внешне вполне благополучных семьях. Ольга Воронова отметила, что агрессивное и суицидальное поведение зачастую бывает обусловлено непониманием в семье. Отчасти этому способствуют и современные компьютерные игры, в сюжете которых содержится много насилия.
Директор центра практической психологии и психологической службы РГУ, кандидат психологических наук Эльвира Самарина обратила внимание участников заседания на постоянное сокращение ставок психолога в различных учреждениях. По её словам, сфера службы психологической помощи сейчас переживает кризис, вызванный, в первую очередь, оптимизацией образовательных учреждений. В основном, те психологи, которые пока ещё остаются работать, занимаются с детьми из группы риска, а дети из благополучных семей остаются без психологической поддержки, хотя благополучие семей может быть и только кажущимся.
— Самое главное, в чём смысл и сущность психологического сопровождения ребёнка — создание благоприятных условий для его развития — конечно, не в силах в полной мере реализовать психологическая служба в её сегодняшнем составе, — сказала она.
Также Эльвира Самарина подчеркнула, что в регионе система психологической помощи «недостаточно разветвлена». В Рязани действует лишь один муниципальный центр психологической помощи. В области же такие центры есть далеко не в каждом районе. Кроме того, «произошёл отток высококвалифицированных специалистов-психологов в результате кадровой политики».
Сотрудник института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ Роман Комаров, специализирующийся на работе с одарёнными детьми, отметил, что в случаях с самоубийством и стрельбой в школе оба подростка были победителями олимпиад, оба шли на медали, оба относились к академически одарённым подросткам. А у таких детей и подростков раньше выходит на первое место экзистенциальная проблема, они раньше начинают размышлять о смерти. Между тем, психологическая наука сейчас «переживает период загона».
Психотерапевт рязанского психоневрологического диспансера Любовь Таланова говорила о понятии благополучной семьи, представление о которой во многих семьях сводится лишь к материальной обеспеченности. Также она подчеркнула, что идеи агрессии и насилия ребёнок впитывает, в первую очередь, из семьи. И лишь потом — из компьютерных игр. 50% суицидов связаны с неблагополучной обстановкой в семье. Зачастую ребёнок просто не может никуда обратиться за помощью, так как о местах этой помощи он также узнаёт из семьи, а семья вполне может считать, что ребёнок обойдётся без психологической помощи со стороны.
Клинический психолог областной психиатрической больницы Ирина Ерёмина отметила, что в настоящее время работает слишком мало доступных в финансовом плане психологических служб, муниципальных центров, специализирующихся на психологической помощи.
Принятые по итогам заседания рекомендации будут направлены в аппарат уполномоченного по правам ребёнка при президенте РФ.