В Рязанском областном суде начались слушания по делу о введении QR-кодов
Рязанка Марина Панкратенко обратилась в суд с требованием признать незаконным пункт 12.1 распоряжения губернатора Рязанской области от 17 марта 2020 года. Отметим, что данный пункт был отредактирован в октябре 2021 года. Согласно распоряжению, с 30 октября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, кинотеатров, театров, цирков, музеев, библиотек, концертных залов, фитнес-центров, плавательных бассейнов, арен для хоккея с шайбой, футбольных стадионов, стадионов для занятий лёгкой атлетикой, ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, баров и иных предприятий общественного питания, бань, саун, аквапарков, парикмахерских, торговых, торгово-развлекательных центров (комплексов), салонов красоты, читальных залов допускается с предъявлением документа, удостоверяющего личность при наличии у таких граждан либо QR-кода, либо медицинской справки.
На заседании присутствовал представитель губернатора, СМИ, прокурор и слушатели — городские активисты. Заседание прошло в отсутствие истца.
В обосновании своих требований истец заявила, что пункт 12.1 вышеупомянутого распоряжения противоречит статьям №27, №55 Конституции РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций». Также она указала на то, что нарушаются права и законные интересы граждан, в том числе право на тайну, нарушаются персональные данные, нарушается ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», также присутствует несоблюдение врачебной тайны, указывает на дискриминацию граждан, обусловленное наличием у них каких-либо заболеваний.
Ответчик — представитель правового отдела аппарата правительства области — объявил, что считает требования необоснованными. Он объяснил это тем, что правовой акт принят исключительно во исполнение федерального законодательства. Правило предъявления QR-кодов и медсправок установлено на основании ФЗ №68 «О защите населения от чрезвычайных ситуаций». Ответчик уточнил, что в данном законе прописано, что при введении режима повышенной готовности субъект РФ вправе устанавливать обязательные для исполнения гражданами правила поведения в целях не допустить возникновение ЧС на территории области. Меры могут включать в себя ограничение доступа людей на соответствующие территории. Ответчик также указал на нормы, которые позволяют субъекту вводить правила с учётом рекомендации Роспотребнадзора и с учётом эпидемиологической ситуации, сложившейся на территории региона.
Кроме того, он сообщил, что граждане обязаны иметь при себе документ удостоверяющий личность при введении на территории региона режима повышенной готовности. Также уточнил, что обработка персональных данных граждан не происходит, поэтому требование истца считает необоснованным. Указал, что сведения, представляющие гостайну и врачебную тайну, могут предоставляться в случае угрозы распространения инфекционных заболеваний.
Прокурор просил предоставить доказательства о порядке публикования правового акта. Таким образом заседание перенесено на 15.00 27 января.