Новости

В России наблюдается увеличение активности со стороны компаний из Китая и Беларуси

Согласно совместному исследованию ВТБ и компании «Онлайн Патент» в 2024 году число запросов на регистрацию иностранных товарных знаков превзошло показатели, предшествовавшие введению санкций, на 18%. На российском рынке заметно активизировались компании из Китая и Беларуси, а также появились новые участники, ранее не регистрировавшие свои товарные знаки до 2022 года, в частности, фирмы из ОАЭ.

«Развитие российского рынка открывает новые возможности для иностранных компаний, особенно из стран Азии и СНГ. Параллельно с этим мы наблюдаем повышение интереса к развитию собственного бренда со стороны российского бизнеса, который стал осознаннее подходить к защите интеллектуальной собственности. Подтверждением этому служит увеличение числа заявок на регистрацию товарных знаков, поданных через наши сервисы в первом квартале 2025 года, рост — 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — отметил Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса — старший вице-президент ВТБ.

В рамках проведённого анализа эксперты изучили заявки на регистрацию товарных знаков, поданные в Роспатент иностранными компаниями и частными лицами за последние пять лет. За этот период нерезидентами было оформлено около 50 тысяч заявок. В 2022 году их количество снизилось на четверть по сравнению с 2021 годом, составив 7,6 тысяч. Однако в 2024 году число заявок увеличилось до 11,8 тысяч, превысив досанкционный уровень на 18%.

За последние пять лет в общем объёме заявок от зарубежных компаний каждая десятая относится к сфере электроники, ещё 8% приходится на оптовую и розничную торговлю, а около 7% — на косметическую продукцию. В пятёрку наиболее активных сфер также входят индустрия моды и фармацевтика, каждая из которых составляет 6% от общего числа заявок.

С 2022 года активность китайских компаний значительно выросла: количество их заявок на регистрацию товарных знаков в период с 2022 по 2024 год удвоилось по сравнению с периодом с 2020 по 2022 год. Наибольшую активность проявляют бренды в категории электроники (16%), за которыми следуют одежда (8%) и машины, оборудование и двигатели (8%).

Также увеличил своё присутствие белорусские предприниматели, подав в два раза больше заявок на товарные знаки. Наибольшее количество заявок приходится на оптовую и розничную торговлю (12%), за ней следуют кондитерские изделия и бакалея (8%), а также косметика и молочные продукты (по 7%).

«Несмотря на санкции, интерес иностранного бизнеса к российскому рынку не ослабевает и даже растёт. Многие зарубежные компании наращивают активность, чтобы занять ниши, освободившиеся после ухода конкурентов. А некоторые готовят почву для возвращения — регистрируют товарные знаки, чтобы в будущем иметь возможность быстро возобновить деятельность в России», — отмечает Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».