Подробности

Экспедиция

Вдоль и поперёк

17.07.2010

Путешествие — это не только перелёт на самолете из пункта «А» в пункт «Б» и дальнейшее времяпрепровождение в гостинице и на пляже. Путешествие — это в первую очередь приключение.

Рязань уже давно встала впереди планеты всей по плотности проживающих здесь путешественников. Одни из них покоряют Северный полюс, другие жаркие южные страны, а некоторые и просто свою родную Россию, которая, к слову, стоит таких усилий, ибо наши расстояния вряд ли кто-нибудь осилит вдоль и поперек. Но можно, как говорится, попробовать.

«Великий и ужасный Фёдор» (как он себя в шутку называет), в миру известный как Алексей Желудков, не раз колесил по российским дорогам. Самое длительное путешествие в его активе — из Мурманска к Чёрному морю поперёк России, Украины и Белоруссии, общей длиной 5000 километров. Фёдор рассказал, почему для путешествия был выбран именно велосипед, как его встретили в соседних странах и чего не хватает для развития туризма в отдельно взятой России.

Любишь путешествовать?

— Да, только делать это начал далеко не в подростковом возрасте, а где-то лет в 20, когда первый раз поехал автостопом в Москву из Рязани. После этой поездки я за четыре года побывал и самостоятельно, и в командировках (как автостопом, так и поездами-автобусами) в очень многих городах страны — от Санкт-Петербурга до Сочи с севера на юг и от Казани до Орла с востока на запад. Мне было интересно всё — не только общеизвестные достопримечательности, но и незаметные даже местным мелочи. Хотя иногда ехал не в город, а к людям, окружающие этого человека дома, дороги, фонарные столбы и мосты — были дополнением. Но график работы не позволял уезжать надолго — всего лишь два выходных, короткий отпуск в две недели. Не особо развернёшься, потому что даже в европейской части России городов слишком много, а есть ещё далёкая необъятная Сибирь.

Как ты решил отправиться в свою первую велопоездку?

— До армии я захотел покататься на велосипеде. Почему я решил сделать это именно на велосипеде — до сих пор самому не очень понятно, однако я не только не жалею об этом выборе, но и рад, что вышло именно так. Составил список городов, находящихся не очень далеко от тех мест, где я родился и жил, и решил посмотреть их за одну поездку. Отправился по Золотому кольцу России. Общая протяжённость пути составила где-то порядка 1700 километров, что для первого путешествия мне показалось более чем внушительно. Ехал я не быстро, для меня всё было тогда в новинку.

Одному было не страшно?

— Нет, я знал, что если что-то случится, я могу сесть на любой автобус или электричку и вернуться домой. Благо велосипед — это не такой вид транспорта, чтобы с ним в этом плане было неудобно. Страшно вообще за всю первую поездку было только первый раз — 8 мая. Все очень спешили из Ярославля на выходные куда-то, и меня первый раз чуть не сбила одна такая лихая машина. Она пролетела буквально в сантиметре от меня, обдав огненным воздухом, гарью и грязью. После этого я даже не смог некоторое время продолжать путь, так как меня буквально трясло.

А повседневные сложности были типа усталости, плохих дорог и прочего?

— Дороги очень портили впечатление от поездки. Россия совсем не приспособлена для туристических велопутешествий. Даже просто, когда ты приезжаешь к какому-нибудь известному и уважаемому музею, поставить велосипед на велопарковку — это проблема. Потому что их просто нигде нет. Там же, где есть, они рассчитаны на советские шоссейные велосипеды и в большинстве своём не подходят под современные иностранные модели. О велодорожках вообще можно забыть. Я могу это понять в городах типа Суздали, где порядка десяти тысяч жителей, но, например, миллионный Ярославль?

Но ведь многие из этих городов, та же Суздаль это туристический центр. Могли бы адаптировать?

— Могли, но увы. Вообще странно, что это не было сделано в таком известном туристическом центре.

Когда вернулся из первого велопутешествия, о следующем уже думал?

— Знакомые говорили, что готовиться к нему я стал сразу, и это было похоже на фильм «Побег из Шоушенка». В армии я потратил всю свою месячную зарплату на покупку атласа автодорог России, потому что доступ в Интернет у меня был через телефон, и это было не совсем удобно для расчёта маршрута. По первому путешествию я знал, что 100 километров в день для не подготовленного человека — это нормально, поэтому я начал рассчитывать маршрут исходя из этой цифры.

Какой получился маршрут?

— Путь был проложен из Владивостока до Таганрога. На его прохождение я планировал истратить три с небольшим месяца.

Однако маршрут второго твоего путешествия потом резко изменился…

— Когда я вернулся из армии и купил себе колу и сникерс, а сестре кваса, отдав за это колоссальные для солдата деньги. Как потом оказалось, все цены в магазинах за год моей службы выросли, как минимум, в половину, а то и больше. Пришлось менять маршрут и отправляться не вдоль страны, а поперёк, то есть с севера на юг — от Мурманска к Чёрному морю. В итоге я прошёл почти 5 000 километров от берегов Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, лишь один раз воспользовавшись электричкой (не включено в общий километраж) от Запорожья до Мелитополя, но это была необходимость, вызванная болезнью.

Как пришла идея проехать не только по территории России, но и по Белоруссии и Украине?

— Я там никогда не был, поэтому решил, что это будет неплохим дополнением к маршруту.

Во второй поход ты отправился уже с компанией. Как подбирались участники?

— Написал пост в ЖЖ, на который откликнулось много желающих. Часть из них хотела ехать прямо с самого Мурманска и до куда получится, часть хотела присоединиться с других городов по пути маршрута. В итоге на путешествие решились только двое. Они встретили меня в Смоленске, и дальше мы поехали вместе.

Компанией ехать лучше?

— Это дело вкуса. Я себя комфортней чувствую, когда еду один. Однако и в компании есть свои плюсы. Например, на протяжении поездки у нашей команды было всегда две точки зрения — одну разделяло два человека, другую — один. В многодневных походах меняется психология людей. Бывает, начинаются ссоры и прочие неприятности, которые вызваны психологической несовместимостью. Кроме того, всё это отягощается физическими нагрузками, плохими условиями и многими другими стрессовыми факторами.

Сложности во второй поездке были такие же, как в первой?

— Да, дороги — это самая главная сложность. В России дороги есть местами, как, в общем-то, и связь. Например, когда я ехал в Карелии и Мурманской области по хорошим дорогам, мне пришлось целых две недели обходиться без связи — её там просто нет. Там же я познакомился и ещё с одной сложностью — ездой по сопкам. Когда двадцать километров едешь в горку — это утомляет.

А приятные неожиданности были?

— Странная магия преследовала всю дорогу. Если хотелось какую-то вещь, она вдруг появлялась. У меня в Карелии из-за сырости сломался ноутбук, и, когда я приехал в Питер, друг нашёл мне новый буквально на улице. Или, например, другая история — очень нужны были пассатижи, чтобы починить велосипед. И вот еду, а через 500 метров вдруг прямо передо мной на дороге лежат пассатижи. Таких случайностей было настолько много, что удивительно.

Если сравнивать Россию с Украиной и Белоруссией, где дороги лучше?

— Хуже, чем в России, дороги только на Украине. В Белоруссии дороги оказались отличными. У нас федеральные трассы хуже, чем у них дороги между сёлами. Лишь в одном месте нам довелось видеть дорогу из щебня, все остальные были из идеального асфальта.

Люди тоже различаются?

— Когда меня обгоняют мотоциклисты или автомобилисты в России, они преимущественно показывают средний палец. В Белоруссии и Украине люди улыбались и махали рукой. У нас в стране люди более агрессивны, чем в соседних странах, хотя и ведут себя немного более зажато. Когда я ходил по Минску и Чернигову ночью, мне было очень комфортно и вообще не страшно. Однако всех под одну гребёнку тоже не следует грести, так как и в России было много людей, которые мне бескорыстно помогали.

В новое велопутешествие планируешь отправиться?

— В следующем году хочу, наконец, проехать уже вдоль страны, как и задумывал.

Александр Джафаров


Метки: туризм, Алексей Желудков


Поиск

15:39
«Зелёный сад» дарит «Алису» за подписку

14:17
Назначены публичные слушания про проекту бюджета Рязани на 2025 год

11:48
Павел Малков рассказал о съёмках короткометражки в Рязанской области

09:57
В Рязани увеличат количество льготных поездок на общественном транспорте

14.11.2024 16:04
Свидетели по делу о закупке техники в Рязани озвучили новые подробности

14.11.2024 15:37
Ещё один подрядчик начал вывозить грунт со стройплощадки в Борках

14.11.2024 15:26
Экс-мэр Рязани Елена Сорокина дала показания в суде по делу о закупке коммунальной техники

14.11.2024 12:56
В Рязани вводится туристический налог

14.11.2024 12:20
В Сасовском округе обустроят нерегулируемые пешеходные переходы возле школ

14.11.2024 11:57
На работу вертолёта санавиации в Рязанской области потратят ещё 2,8 миллиона рублей

13.11.2024 21:31
Создано агентство по развитию Рязани

13.11.2024 15:56
В Рязанской области состоялся слёт юных волонтёров при поддержке РНПК

13.11.2024 13:23
Завод каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ в Рязани приступает к установке постов мониторинга воздуха

13.11.2024 12:15
На ремонт участка канализации в центре Рязани потратят 41,4 миллиона рублей

13.11.2024 11:52
На установку и замену дорожных знаков в Рязани потратят 3,2 миллиона рублей

13.11.2024 11:40
На базе РГРТУ могут открыть проект «Передовые инженерные школы»

13.11.2024 10:20
Ростелеком: Компания предложила новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

13.11.2024 09:22
В Рязанской области объём промпроизводства вырос почти на 12%

12.11.2024 17:10
В Рязанской области установили нормативы затрат на ремонт и содержание дорог V категории

12.11.2024 15:22
Школа в Борках будет возведена за территорией бывшего шпалозавода

12.11.2024 14:04
В Рязани нашли подрядчика для строительства второй очереди кладбища «Преображенское»

12.11.2024 12:45
Производитель сельхозтехники из Китая планирует строительство завода в Рязанской области

12.11.2024 10:55
Ливнёвку в Московском районе Рязани оборудуют локальными очистными сооружениями

12.11.2024 09:52
Здание онкоцентра рязанской горбольницы №11 капитально отремонтируют

11.11.2024 16:08
Половину трудоспособного населения Рязанской области хотят обучить оказанию первой помощи

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30