Торговый переворот |
14.09.2011 |
|---|
Если реклама – двигатель торговли, то торговля – локомотив экономики. Такой вывод следует из принятого региональным правительством Комплекса программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011-2015 годы.
Дефицит или переизбыток?
Одной из мер, направленных на создание этих условий, является увеличение количества торговых площадей. Как это не покажется странным, но всех существующих в Рязани и области супермаркетов и многочисленных торговых центров недостаточно для того, чтобы региональный потребительский рынок считать достаточно развитым. Даже планируемые к открытию в ближайшее время и ТРЦ «Премьер» (каждый по 80 тысяч квадратных метров), а также вторая очередь (еще 22 тысячи квадратных метров) не решают проблемы обеспеченности торговыми площадями даже областного центра. Как видно из анализа состояния розничного потребительского рынка области, приведенного в программном документе, норматив для рязанского региона составляет 469 квадратных метров на 1000 жителей. Но эти метры должны быть «современными».
Что подразумевается под этим определением, подробно описано во вступившем в силу 1 января 2011 года Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Не вдаваясь в ее тонкости, отметим, что все сравнительно недавно возведенные торговые предприятия, такие, как супермаркеты «Глобус», «Лента», ТРЦ «Малина», ТРЦ «Круиз», и т.п. являются образцом «современности». Торговое наследие советской эпохи в эту категорию не попадает. При этом необходимо отметить, что фактическое наличие торговых площадей исчисляется в 614 метрах на тысячу жителей, то есть регион уже имеет больше, чем ему положено по нормативу. Однако лишь 70 квадратных метров в районах области и чуть более 140 в областном центре соответствуют предъявляемым требованиям.
В документе указано, что «для рынка Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов». Кстати, обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше - более 500 кв. м. Поэтому по планам областного минэкономразвития, подготовившего данный комплекс программных мероприятий, к 2015 году обеспеченность населения области торговыми площадями должна достигнуть 780 квадратных метров на 1000 жителей. Иначе говоря, строительство различных предприятий розничной торговли будет продолжено.
Возникает логичный вопрос: какими силами и средствами планируется создание дополнительных современных торговых площадей? Разумеется, эта задача будет решаться путем привлечения частных инвестиций, которые, вероятнее всего, придут из других регионов – местный торговый бизнес имеет единичных представителей, которым это под силу. Иначе говоря, в регионе будет продолжена сетевая экспансия.
Рынок, попавший в сети
В настоящий момент на территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей. Большинство из них сосредоточено в областном центре. При этом 45 предприятий пяти федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Глобус») и двух региональных («Барс» и «Снедь») сетевых компаний присутствуют в 16 муниципальных образованиях. В основном магазины сосредоточены в районных центрах – Сасово, Скопине, Касимове, Рыбном, Шацке и Новомичуринске. Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три последние года вырос с 17 до 23%. Улучшится ли состояние региональной экономики от того, что количество «сетевиков» будет увеличиваться, сказать однозначно сложно.
Во-первых, как показывает практика, «пришельцы» не жалуют местных товаропроизводителей. Они приходят в регион со своими правилами игры, принять которые под силу лишь сопоставимым по масштабам деятельности производителям. Предъявляемые требования к упаковке товара, стоимость «входного билета» в сеть, условия поставки и расчетов за реализацию не приемлемы для местного малого и среднего бизнеса. Поэтому в крупных сетевых магазинах очень трудно встретить рязанские овощи и фрукты, хлеб, молоко и прочую продукцию повседневного потребления. Между тем, потребитель, полюбивший удобство супермаркетов в виде широкого ассортимента и пропагандируемой ценовой доступности товаров, массово «ушел» в сети, не задумываясь о том, почему местный картофель стоит 15 рублей за килограмм, а привозной – всего 9.
Во-вторых, сетевые продуктовые предприятия торговли невольно подрывают деятельность по обеспечению товарами первой необходимости небольших населенных пунктов рязанской области. Как известно, около 30% населения региона проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли. Остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или выезжать туда, где есть магазин. Привозной торговлей в регионе фактически занимается лишь одна организация – Рязанский областной союз потребительских обществ. Открывать магазины или даже разово завозить товар в малочисленные поселения не входит в планы частных предпринимателей, а тем более, продуктовых «сетевиков». Торговля в деревнях, где проживает 10-15 пенсионеров, убыточна.
Но Рязоблпотребсоюз все равно не отказывается от нее, перекрывая прибылью с магазинов, расположенных в райцентрах, крупных поселениях. Однако, учитывая то, что федеральные компании в последние годы ведут активную политику по созданию магазинов в пунктах с населением от 3 тысяч жителей, сеть рязанской потребкооперации вынуждена уступать прибыли. Построить и оборудовать магазин такого же уровня, который могут позволить себе «федералы», ей не под силу. По данным минэкономразвития, лишь 3% торговых предприятий кооперации соответствуют категории современных торговых площадей. Если Рязоблпотребсоюз потеряет покупателей в относительно крупных населенных пунктах, то не будет иметь возможности развозить продукты по отдаленным деревням и селам.
В-третьих, рост количества торговых предприятий на территории областного центра негативно сказывается на состоянии городской дорожной сети. Например, формирующееся изобилие крупных торговых центров на Московском шоссе грозит скорым транспортным коллапсом. Проводимое сегодня расширение одной из главных и проблемных магистралей Рязани не решает ситуации – ведь ширина проезда под путепроводом через Московское шоссе в районе улицы Вокзальной остается неизменной, равно как и наличие затрудняющего движения поворота со стороны Михайловского шоссе. Развитие региональной торговли пока не согласуется с транспортным преобразованием областного центра.
И в заключение: управляющие городских торговых центров констатируют продолжающееся снижение уровня покупательской способности, проходимость также падает. Наличие переизбытка торговых площадей отмечают и предприниматели, арендующие места в торгово-развлекательных центрах. Сумеют ли выдержать возрастающую конкуренцию небольшие магазины, расположенные в шаговой доступности от жилых кварталов и востребованные представителями наиболее социально уязвимой части общества, пока не вполне понятно.
Метки: торговля, кризис, ТРЦ «М5 Молл», ТРЦ «Премьер», «Виктория Плаза», «Барс», ТРЦ «Круиз», ТРЦ «Малина», Рязоблпотребсоюз, «Глобус», «Лента»
«Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага». Эти слова древнекитайского философа Лао-Цзы приводит генеральный директор «Скопинзернопродукт» Денис Абрамов, описывая свой экспортный опыт.
В этом году жители Рязанской области отмечают знаменательную дату — 130-летие со дня рождения Сергея Есенина. Творчество классика русской литературы особенно близко сердцу многих рязанцев. Но есть среди местных жителей те, кто вдохновляется наследием поэта особым образом.
В 2024 году экспорт российской кондитерской продукции, по данным «Агроэкспорта», достиг $1,8 млрд. Шоколад традиционно занимает наибольшую долю экспорта, а главными импортерами остаются Казахстан, Азербайджан и Узбекистан.
Максим Папенков основал компанию «Спутник-Ред» (она же конструкторское бюро «Сокол») в 2019 году. За это время команда зарекомендовала себя как эффективный разработчик современного оборудования для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА): авионики, радиосвязи, электронных систем.
14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля
08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»
08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей
08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте
02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство
02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации
14:29
В Рязани стартовал мандариновый сезон
14:12
Рязанцам прогнозируют мокрый снег
13:00
Павел Малков: «Нацпроекты — важнейший инструмент для развития регионов»
12:32
Рязанская теннисистка оформила дубль Всероссийского турнира на Сахалине










