Подробности

Бизнес

Торговый переворот

14.09.2011

Если реклама – двигатель торговли, то торговля – локомотив экономики. Такой вывод следует из принятого региональным правительством Комплекса программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011-2015 годы.

Согласно данному документу, «потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Рязанской области».

Дефицит или переизбыток?
Одной из мер, направленных на создание этих условий, является увеличение количества торговых площадей. Как это не покажется странным, но всех существующих в Рязани и области супермаркетов и многочисленных торговых центров недостаточно для того, чтобы региональный потребительский рынок считать достаточно развитым. Даже планируемые к открытию в ближайшее время ТРЦ «М5Молл» и ТРЦ «Премьер» (каждый по 80 тысяч квадратных метров), а также вторая очередь ТРЦ «Виктория Плаза» (еще 22 тысячи квадратных метров) не решают проблемы обеспеченности торговыми площадями даже областного центра. Как видно из анализа состояния розничного потребительского рынка области, приведенного в программном документе, норматив для рязанского региона составляет 469 квадратных метров на 1000 жителей. Но эти метры должны быть «современными».

Что подразумевается под этим определением, подробно описано во вступившем в силу 1 января 2011 года Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Не вдаваясь в ее тонкости, отметим, что все сравнительно недавно возведенные торговые предприятия, такие, как супермаркеты «Глобус», «Лента», ТРЦ «Малина», ТРЦ «Круиз», реконструированный «Барс» и т.п. являются образцом «современности». Торговое наследие советской эпохи в эту категорию не попадает. При этом необходимо отметить, что фактическое наличие торговых площадей исчисляется в 614 метрах на тысячу жителей, то есть регион уже имеет больше, чем ему положено по нормативу. Однако лишь 70 квадратных метров в районах области и чуть более 140 в областном центре соответствуют предъявляемым требованиям.

В документе указано, что «для рынка Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов». Кстати, обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше - более 500 кв. м. Поэтому по планам областного минэкономразвития, подготовившего данный комплекс программных мероприятий, к 2015 году обеспеченность населения области торговыми площадями должна достигнуть 780 квадратных метров на 1000 жителей. Иначе говоря, строительство различных предприятий розничной торговли будет продолжено.

Возникает логичный вопрос: какими силами и средствами планируется создание дополнительных современных торговых площадей? Разумеется, эта задача будет решаться путем привлечения частных инвестиций, которые, вероятнее всего, придут из других регионов – местный торговый бизнес имеет единичных представителей, которым это под силу. Иначе говоря, в регионе будет продолжена сетевая экспансия.

Рынок, попавший в сети
В настоящий момент на территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей. Большинство из них сосредоточено в областном центре. При этом 45 предприятий пяти федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Глобус») и двух региональных («Барс» и «Снедь») сетевых компаний присутствуют в 16 муниципальных образованиях. В основном магазины сосредоточены в районных центрах – Сасово, Скопине, Касимове, Рыбном, Шацке и Новомичуринске. Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три последние года вырос с 17 до 23%. Улучшится ли состояние региональной экономики от того, что количество «сетевиков» будет увеличиваться, сказать однозначно сложно.

Во-первых, как показывает практика, «пришельцы» не жалуют местных товаропроизводителей. Они приходят в регион со своими правилами игры, принять которые под силу лишь сопоставимым по масштабам деятельности производителям. Предъявляемые требования к упаковке товара, стоимость «входного билета» в сеть, условия поставки и расчетов за реализацию не приемлемы для местного малого и среднего бизнеса. Поэтому в крупных сетевых магазинах очень трудно встретить рязанские овощи и фрукты, хлеб, молоко и прочую продукцию повседневного потребления. Между тем, потребитель, полюбивший удобство супермаркетов в виде широкого ассортимента и пропагандируемой ценовой доступности товаров, массово «ушел» в сети, не задумываясь о том, почему местный картофель стоит 15 рублей за килограмм, а привозной – всего 9.

Во-вторых, сетевые продуктовые предприятия торговли невольно подрывают деятельность по обеспечению товарами первой необходимости небольших населенных пунктов рязанской области. Как известно, около 30% населения региона проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли. Остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или выезжать туда, где есть магазин. Привозной торговлей в регионе фактически занимается лишь одна организация – Рязанский областной союз потребительских обществ. Открывать магазины или даже разово завозить товар в малочисленные поселения не входит в планы частных предпринимателей, а тем более, продуктовых «сетевиков». Торговля в деревнях, где проживает 10-15 пенсионеров, убыточна.

Но Рязоблпотребсоюз все равно не отказывается от нее, перекрывая прибылью с магазинов, расположенных в райцентрах, крупных поселениях. Однако, учитывая то, что федеральные компании в последние годы ведут активную политику по созданию магазинов в пунктах с населением от 3 тысяч жителей, сеть рязанской потребкооперации вынуждена уступать прибыли. Построить и оборудовать магазин такого же уровня, который могут позволить себе «федералы», ей не под силу. По данным минэкономразвития, лишь 3% торговых предприятий кооперации соответствуют категории современных торговых площадей. Если Рязоблпотребсоюз потеряет покупателей в относительно крупных населенных пунктах, то не будет иметь возможности развозить продукты по отдаленным деревням и селам.

В-третьих, рост количества торговых предприятий на территории областного центра негативно сказывается на состоянии городской дорожной сети. Например, формирующееся изобилие крупных торговых центров на Московском шоссе грозит скорым транспортным коллапсом. Проводимое сегодня расширение одной из главных и проблемных магистралей Рязани не решает ситуации – ведь ширина проезда под путепроводом через Московское шоссе в районе улицы Вокзальной остается неизменной, равно как и наличие затрудняющего движения поворота со стороны Михайловского шоссе. Развитие региональной торговли пока не согласуется с транспортным преобразованием областного центра.

И в заключение: управляющие городских торговых центров констатируют продолжающееся снижение уровня покупательской способности, проходимость также падает. Наличие переизбытка торговых площадей отмечают и предприниматели, арендующие места в торгово-развлекательных центрах. Сумеют ли выдержать возрастающую конкуренцию небольшие магазины, расположенные в шаговой доступности от жилых кварталов и востребованные представителями наиболее социально уязвимой части общества, пока не вполне понятно.

Подготовила Ксения Бахорина



Метки: торговля, кризис, ТРЦ «М5 Молл», ТРЦ «Премьер», «Виктория Плаза», «Барс», ТРЦ «Круиз», ТРЦ «Малина», Рязоблпотребсоюз, «Глобус», «Лента»


Поиск

26.10.2021 20:46
Глава минздрава РФ рекомендовал ужесточить антиковидные меры в Рязанской области

26.10.2021 20:28
Дмитрий Боков может возглавить избирательную комиссию Рязанской области

26.10.2021 19:45
В здании первой электростанции Рязани может разместиться технопарк

26.10.2021 18:32
Рязанская НПК помогает благоустроить территорию противотуберкулёзного диспансера

26.10.2021 16:01
Открытие гостевых домов в Константиново под Рязанью вновь откладывается

26.10.2021 14:26
У рязанских «художниц» отбирают помещение для занятий

26.10.2021 13:40
Поликлиники Рязани получат 50 тысяч экспресс-тестов на COVID-19

26.10.2021 11:47
В Рязанском регионе выявили ещё 217 случаев COVID-19

26.10.2021 10:24
ПСБ: Банк начал формировать предодобренные решения для клиентов в рамках нового этапа программы ФОТ 3.0

26.10.2021 09:48
Цены на квартиры в Рязани продолжат расти

25.10.2021 20:18
На нерабочие дни в рязанских детских садах откроют дежурные группы

25.10.2021 16:57
Рассмотрение дела Сергея Карабасова отложили ещё на две недели

25.10.2021 12:21
В Рязанском регионе выявили ещё 210 случаев COVID-19

25.10.2021 12:12
ПСБ: Банк представил «безбумажные» продукты для бизнеса

24.10.2021 14:32
Фестиваль «Свидания на Театральной» пройдёт в Рязани с 15 по 21 ноября

24.10.2021 12:09
В Рязанской области выявили ещё 199 случаев COVID-19

24.10.2021 10:13
К 1 ноября должна завершиться экспертиза по путепроводу в Ряжске

23.10.2021 20:37
В Рязанской области обнаружен морской ящер плезиозавр

23.10.2021 15:30
Рязанцам рассказали, какие новинки кино можно посмотреть этим вечером

23.10.2021 09:49
Рязанским предприятиям общепита ужесточили ограничения

22.10.2021 23:57
В Рязанской области вводится доступ в ряд учреждений по QR-кодам

22.10.2021 15:38
В Рязанской области 25 октября объявят днём траура

22.10.2021 13:46
Расследованием причин взрыва на заводе в Рязанской области займётся СК России

22.10.2021 12:55
При пожаре на пороховом заводе в Шиловском районе погибли 16 человек

22.10.2021 12:25
В Рязанской области выявили ещё 196 случаев COVID-19

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Октябрь 2021   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31