СУББОТА
6/7/2025 6:35:31 AM

Подробности

Бизнес

Торговый переворот

14.09.2011

Если реклама – двигатель торговли, то торговля – локомотив экономики. Такой вывод следует из принятого региональным правительством Комплекса программных мероприятий по развитию потребительского рынка Рязанской области на 2011-2015 годы.

Согласно данному документу, «потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Рязанской области».

Дефицит или переизбыток?
Одной из мер, направленных на создание этих условий, является увеличение количества торговых площадей. Как это не покажется странным, но всех существующих в Рязани и области супермаркетов и многочисленных торговых центров недостаточно для того, чтобы региональный потребительский рынок считать достаточно развитым. Даже планируемые к открытию в ближайшее время ТРЦ «М5Молл» и ТРЦ «Премьер» (каждый по 80 тысяч квадратных метров), а также вторая очередь ТРЦ «Виктория Плаза» (еще 22 тысячи квадратных метров) не решают проблемы обеспеченности торговыми площадями даже областного центра. Как видно из анализа состояния розничного потребительского рынка области, приведенного в программном документе, норматив для рязанского региона составляет 469 квадратных метров на 1000 жителей. Но эти метры должны быть «современными».

Что подразумевается под этим определением, подробно описано во вступившем в силу 1 января 2011 года Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли». Не вдаваясь в ее тонкости, отметим, что все сравнительно недавно возведенные торговые предприятия, такие, как супермаркеты «Глобус», «Лента», ТРЦ «Малина», ТРЦ «Круиз», реконструированный «Барс» и т.п. являются образцом «современности». Торговое наследие советской эпохи в эту категорию не попадает. При этом необходимо отметить, что фактическое наличие торговых площадей исчисляется в 614 метрах на тысячу жителей, то есть регион уже имеет больше, чем ему положено по нормативу. Однако лишь 70 квадратных метров в районах области и чуть более 140 в областном центре соответствуют предъявляемым требованиям.

В документе указано, что «для рынка Рязанской области, как и для всего российского рынка розничной торговли, характерна низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности отрасли и, соответственно, низкой собираемости налогов». Кстати, обеспеченность жителей России современными торговыми площадями составляет 73 кв. м на 1000 человек, в развитых странах ЕЭС этот показатель в 7 раз больше - более 500 кв. м. Поэтому по планам областного минэкономразвития, подготовившего данный комплекс программных мероприятий, к 2015 году обеспеченность населения области торговыми площадями должна достигнуть 780 квадратных метров на 1000 жителей. Иначе говоря, строительство различных предприятий розничной торговли будет продолжено.

Возникает логичный вопрос: какими силами и средствами планируется создание дополнительных современных торговых площадей? Разумеется, эта задача будет решаться путем привлечения частных инвестиций, которые, вероятнее всего, придут из других регионов – местный торговый бизнес имеет единичных представителей, которым это под силу. Иначе говоря, в регионе будет продолжена сетевая экспансия.

Рынок, попавший в сети
В настоящий момент на территории Рязанской области работает 132 торговых предприятия шестнадцати крупных продовольственных транснациональных, федеральных и региональных торговых сетей. Большинство из них сосредоточено в областном центре. При этом 45 предприятий пяти федеральных («Дикси», «Магнит», «Пятерочка», «Копейка», «Глобус») и двух региональных («Барс» и «Снедь») сетевых компаний присутствуют в 16 муниципальных образованиях. В основном магазины сосредоточены в районных центрах – Сасово, Скопине, Касимове, Рыбном, Шацке и Новомичуринске. Удельный вес сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли Рязанской области за три последние года вырос с 17 до 23%. Улучшится ли состояние региональной экономики от того, что количество «сетевиков» будет увеличиваться, сказать однозначно сложно.

Во-первых, как показывает практика, «пришельцы» не жалуют местных товаропроизводителей. Они приходят в регион со своими правилами игры, принять которые под силу лишь сопоставимым по масштабам деятельности производителям. Предъявляемые требования к упаковке товара, стоимость «входного билета» в сеть, условия поставки и расчетов за реализацию не приемлемы для местного малого и среднего бизнеса. Поэтому в крупных сетевых магазинах очень трудно встретить рязанские овощи и фрукты, хлеб, молоко и прочую продукцию повседневного потребления. Между тем, потребитель, полюбивший удобство супермаркетов в виде широкого ассортимента и пропагандируемой ценовой доступности товаров, массово «ушел» в сети, не задумываясь о том, почему местный картофель стоит 15 рублей за килограмм, а привозной – всего 9.

Во-вторых, сетевые продуктовые предприятия торговли невольно подрывают деятельность по обеспечению товарами первой необходимости небольших населенных пунктов рязанской области. Как известно, около 30% населения региона проживает в 2 000 населенных пунктах, не имеющих сети стационарных торговых объектов. И только жители половины из них обеспечиваются товарами первой необходимости посредством развозной торговли. Остальные вынуждены совершать покупки в районных центрах или выезжать туда, где есть магазин. Привозной торговлей в регионе фактически занимается лишь одна организация – Рязанский областной союз потребительских обществ. Открывать магазины или даже разово завозить товар в малочисленные поселения не входит в планы частных предпринимателей, а тем более, продуктовых «сетевиков». Торговля в деревнях, где проживает 10-15 пенсионеров, убыточна.

Но Рязоблпотребсоюз все равно не отказывается от нее, перекрывая прибылью с магазинов, расположенных в райцентрах, крупных поселениях. Однако, учитывая то, что федеральные компании в последние годы ведут активную политику по созданию магазинов в пунктах с населением от 3 тысяч жителей, сеть рязанской потребкооперации вынуждена уступать прибыли. Построить и оборудовать магазин такого же уровня, который могут позволить себе «федералы», ей не под силу. По данным минэкономразвития, лишь 3% торговых предприятий кооперации соответствуют категории современных торговых площадей. Если Рязоблпотребсоюз потеряет покупателей в относительно крупных населенных пунктах, то не будет иметь возможности развозить продукты по отдаленным деревням и селам.

В-третьих, рост количества торговых предприятий на территории областного центра негативно сказывается на состоянии городской дорожной сети. Например, формирующееся изобилие крупных торговых центров на Московском шоссе грозит скорым транспортным коллапсом. Проводимое сегодня расширение одной из главных и проблемных магистралей Рязани не решает ситуации – ведь ширина проезда под путепроводом через Московское шоссе в районе улицы Вокзальной остается неизменной, равно как и наличие затрудняющего движения поворота со стороны Михайловского шоссе. Развитие региональной торговли пока не согласуется с транспортным преобразованием областного центра.

И в заключение: управляющие городских торговых центров констатируют продолжающееся снижение уровня покупательской способности, проходимость также падает. Наличие переизбытка торговых площадей отмечают и предприниматели, арендующие места в торгово-развлекательных центрах. Сумеют ли выдержать возрастающую конкуренцию небольшие магазины, расположенные в шаговой доступности от жилых кварталов и востребованные представителями наиболее социально уязвимой части общества, пока не вполне понятно.

Подготовила Ксения Бахорина



Метки: торговля, кризис, ТРЦ «М5 Молл», ТРЦ «Премьер», «Виктория Плаза», «Барс», ТРЦ «Круиз», ТРЦ «Малина», Рязоблпотребсоюз, «Глобус», «Лента»


Поиск

06.06.2025 17:27
На военном объекте в Рязанской области пресекли теракт

06.06.2025 15:44
В Скопине разработали проект парка, соединяющий историческое наследие и современность

06.06.2025 14:29
Рязанцы присоединились к «Пушкинскому диктанту 2025»

06.06.2025 13:15
Рязанский гонщик рассказал о дебюте в классе грузовиков «ЗИЛ-130»

06.06.2025 11:57
Определён подрядчик для строительства школы в микрорайоне ДПР 7,7А Рязани

06.06.2025 11:00
В Рязани во время игры в футбол погиб подросток

06.06.2025 09:26
На улице Вокзальной в Рязани начали строить платную парковку

05.06.2025 16:54
Паралимпиец Алексей Лисовой рассказал, почему переехал в ЖК «Еврокласс»

05.06.2025 16:22
Wink.ru представляет киноафишу июня

05.06.2025 14:52
Фармзавод открыл в Рязанском медколледже «целевые» места для подготовки кадров

05.06.2025 12:48
В Ряжске планируют создать парк «Орлёнок» с качелями, батутами и свадебной зоной

05.06.2025 11:36
При поддержке РНПК школьники провели уборку в лесу около села Агро-Пустынь

05.06.2025 10:08
До конца года в Рязанской области заменят и проложат более 63 километров труб холодного водоснабжения

04.06.2025 17:58
На 100 баллов ЕГЭ сдали 11 выпускников Рязани

04.06.2025 16:33
В Михайлове разработали проект пешеходной тропы «Поступь времени»

04.06.2025 15:11
Для фигурантов дела о мошенничестве с коммунальной техникой в Рязани просят реальные сроки и штрафы

04.06.2025 12:57
Фигуранты дела о мошенничестве с коммунальной техникой в Рязани выплатили ущерб по гражданскому иску прокуратуры

04.06.2025 12:11
АО «Окское» выплатит компенсацию за нарушение исключительного права на упаковку для яиц

04.06.2025 10:55
В Рязани вновь пройдут слушания относительно участка у ручья Быстрец

04.06.2025 09:38
Рязанская область получит 7,4 миллиарда рублей на модернизацию ЖКХ

03.06.2025 15:27
В шести школах Рязанской области откроют агротехнологические классы

03.06.2025 14:26
На Ореховое озеро в Рязани начал ходить автобус №25

03.06.2025 13:29
В Рязани должны разработать регламент для работ по вскрытию асфальта при ремонте теплосетей

03.06.2025 12:39
Среди промышленных пейзажей Сасово хотят создать парк «ПодЗавод»

03.06.2025 10:32
Клиенты ПАО «РЭСК» могут получить кешбэк за оплату электричества

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер