Подробности

Память

Борис Иогансон: «Есенин — знаковая фигура в моей жизни»

04.02.2012

Фото предоставлено музеем

Есенинское Константиново — одно из популярнейших мест в России. И его жизнь, его судьба волнует не только рязанцев, но и российское культурное сообщество. Полтора года назад музей-заповедник Сергея Есенина возглавил молодой директор — Борис Иогансон.

Сегодня под его руководством проводится реорганизация музея, скоро здесь начнется грандиозное строительство. Сегодня мы беседуем с Борисом Иогансоном о том, что уже сделано, о планах на будущее.

Р.В.: Борис Игоревич, каким вы видите современный музей-заповедник Сергея Есенина?
Б.И.: Культурным центром не только всероссийского, но и международного значения. Для этого Правительство области приняло долгосрочную целевую программу развития. Чтобы достичь этих целей, у нас есть все необходимое, в том числе научно-материальная база, сложившиеся традиции в проведении экскурсий, выставок и конференций. Но не меняться нам нельзя. Современный культурный центр невозможен без деятельности творческих объединений, которые могли бы найти место в нашем комплексе. Органической их частью должны стать выступления литераторов, творческих деятелей широкого диапазона.

Масштаб Есенина становится все значимей со временем, интерес к его творчеству возрастает не только у нас в стране, но и в мире. Поэтому я вижу будущее музея в развитии научных, культурных, творческих связей с зарубежными литературными музеями. На мой взгляд, это будет способствовать плодотворному обмену идеями, придаст дополнительный импульс для развития нашего музея-заповедника в качестве международного культурного и научного центра.

Р.В.: В чем вы видите в связи с этим свои основные задачи?
Б.И.: Музей — это социально ориентированный институт. Он должен находиться в постоянном контакте с теми, кто интересуется нашей экспозицией и вообще творчеством Есенина, с нашими потенциальными посетителями и с теми, кто здесь побывал и готов приехать еще не раз. С одной стороны, мы должны сохранять все, что связано с именем великого поэта, с другой — должны меняться, так как меняется жизнь вокруг нас. Вопрос о новшествах в музее — довольно деликатный. Я с огромным уважением отношусь к проделанной коллективом работе. Тем не менее, нам необходимо внести в нашу жизнь нечто новое.

В литературном музее и доме Л.И. Кашиной представлен богатейший, уникальный документальный материал. Как ни странно, обилие его не дает возможности посетителям составить полное представление о масштабе личности и жизненном пути Сергея Есенина, и тем более, о его поэзии. Место творчества Есенина и его судьбы в истории русской культуры многозначно. И эта многозначность, думается, пока не прочитывается в экспозициях.

Индивидуальная судьба Есенина во многом отражает историю России в самый драматический момент ее развития, историю ее культуры в один из самых значимых периодов. Есенин — из числа ключевых фигур Серебряного века, а не просто самородок из крестьянской глуши. Феномен его не только в гениальной одаренности, но и расширении тематически-стилистического диапазона литературы начала ХХ века. Его творчество служит своеобразным контрапунктом в пестрой картине художественных направлений того времени и ориентировано на родные природные и духовные реалии. Все это должно быть представлено в нашей музейной экспозиции.

Р.В.: Как сейчас идет реализация долгосрочной целевой программы?
Б.И.: В течение двух лет сделано немало. Воссозданы дом священника Смирнова и школа грамоты Спас-Клепиковской второклассной учительской школы; сформирована новая экспозиция в цокольном этаже усадьбы Л.И. Кашиной, открытие которой состоится совсем скоро. Ежегодно мы проводим межрегиональный художественный фестиваль, международную научно-практическую конференцию, которая получила статус международного научного симпозиума «Есенин: диалог с XXI веком». Традиционным стал Всероссийский есенинский праздник поэзии.

Много делается для сохранения природного ландшафта на территории музея-заповедника. Укреплен берег Оки, построена ливневая канализация и введены в строй локально-очистные сооружения, установлены система видеонаблюдения за объектами музея и охранно-пожарная сигнализация. Наконец выполнен проект границ территорий памятников истории и культуры, разработана проектно-сметная документация по реконструкции домов Минаковых и Дорожкиных. В первом из них разместится торговая лавка, в другом — сельский трактир. Подготовлена документация и по строительству объектов въездной зоны — фондохранилища, административного здания, конгресс-холла и визит-центра. Их строительство планируется в ближайшие годы.

Нам предстоит завершить воссоздание исторического облика усадьбы Л.И. Кашиной. Для этого нужно снести диссонирующие сооружения, возвести каретный двор, где разместится новая литературная экспозиция, а кроме того, характерные для русской усадьбы малые архитектурные формы — беседку, баню, теплицу и амбар. К 2015 юбилейному году, который станет в Рязанской области Годом Сергея Есенина, основные задачи развития музея, намеченные программой, надеюсь, будут решены.

Р.В.: Вы говорили об укреплении берега, а что еще делается в сфере охраны природы и ландшафта музея-заповедника?
Б.И.: Исторический ландшафт территории — составная часть историко-культурного и природного наследия села Константиново. Мы непрерывно изучаем его. Ведутся фенологические и метеонаблюдения, проводятся инвентаризация древесных насаждений и лесопатологические наблюдения.

Кроме того, мы контролируем соблюдение требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на этой территории. Для этого разработаны и согласованы проекты нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, образования отходов и лимитов на их размещение. На все это получена разрешительная документация.

Разработан проект охранных зон Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, в числе которых есть и зона охраняемого природного ландшафта. Для каждой территории устанавливается конкретный режим использования земель, ограничивающий или запрещающий на них хозяйственную и иную деятельность.

Р.В.: Современный музей — это профессиональные кадры. Что делается в этом направлении?
Б.И.: Сейчас у нас работает чуть более 120 человек. Развитие музея, каким мы его видим сегодня, невозможно без совершенствования организационной структуры. Нам необходимо привлекать специалистов новых квалификаций: менеджеров, программистов, сотрудников отделов по связям с общественностью, рекламы. Сейчас основные кадровые ресурсы сосредоточены в сфере жизнеобеспечения: музей обладает значительной территорией, значительным количеством мемориальных объектов, экспозиционно-выставочными, хранительскими и служебными площадями. Их надо поддерживать в надлежащем состоянии. А значит, нужны смотрители, сторожа, служба безопасности. Но уже сегодня мы планируем, что доля таких сотрудников за десятилетие сократится с нынешних 62 до 51 процента.

Вырастет количество специалистов, создающих музейный продукт. Необходимо активизировать выставочную деятельность, разработку и реализацию экскурсионных, интерактивных и иных программ, ориентированных на различные группы посетителей. Мы ставим задачу увеличить число имиджевых мероприятий. Понятно, что в связи с этим должно расти число профессионалов, отвечающих за продвижение музейного продукта. Нам никуда не уйти от того, что сегодня растет конкуренция в сфере культурно-образовательных услуг. Нам нужно не только устоять в этой конкурентной борьбе, но и научиться побеждать в ней.

У нас предполагается рост числа сотрудников в подразделениях, оказывающих дополнительные услуги, — с 8 процентов в 2011 году до 15 — в 2020-м. Сфера их забот — организация музыкальных гостиных, вечеров, концертов, исторических реконструкций, фестивалей и смотров. Число такого рода акций в заповеднике в последние годы растет. Услуги по сервисному приему и обслуживанию посетителей, организации общественного питания, реализации сувенирной и книжной продукции на территории музея тоже входят в число совершенно необходимых и должны быть кадрово обеспечены.

В Интернете развивается сеть виртуальных музеев, музейное пространство становится доступным широкому кругу пользователей сети, и там мы тоже будем продвигать свой продукт. Одним из путей распространения информации об экспозициях музейного комплекса и предлагаемых программах должно стать представительство музея-заповедника в Рязани и Москве. Этим мы тоже занимаемся.

Р.В.: Борис Игоревич, нарисуйте, пожалуйста, портрет сегодняшнего туриста. Кто сейчас едет в Константиново, каковы интересы посетителей?
Б.И.: Основная аудитория музея — это люди с активной жизненной позицией в возрасте от 20 до 50 лет. Их цель — получение новых знаний и ярких впечатлений. Они посещают экскурсии, участвуют в интерактивных мероприятиях. Постоянными и активными посетителями музея остаются школьники, студенты и люди науки. Они предпочитают классические экскурсионные программы. Если говорить о предпочтениях туристов, то в последнее время все большей популярностью у посетителей пользуется комплексный подход к организации досуга. А это предполагает интеграцию познавательной, развлекательной и сервисной функций.

Р.В.: И еще один вопрос — что для вас Есенин?
Б.И.: Раньше я считал его одним из лучших русских поэтов. Теперь — это знаковая фигура в моей жизни.

Елена Коренева

Штрихи к портрету
Борис Иогансон родился в 1974 году в г. Москве, женат, двое детей. Окончил Международный эколого-политологический университет, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской Академии художеств, академию менеджмента в Германии. В настоящее время — аспирант НИИ теории и истории изобразительных искусств. До назначения в 2010 году на должность директора Государственного музея-заповедника С.А. Есенина работал в Государственном музее искусств народов Востока, где принял участие в организации около 200 выставочных проектов в России и за рубежом. Сфера профессиональных интересов — художественная жизнь страны XX в. и поэзия Серебряного века. Автор более 20 публикаций.



Метки: Константиново, музей-заповедник Сергея Есенина, Борис Иогансон


Поиск

16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30