Глазами очевидца |
20.05.2012 |
|---|
Фото автора
В стенах Рязанского художественного музея открылась выставка непрофессионального художника, что однако не умаляет ни уникальность, ни историческую ценность представленных работ.
В конце войны дю Фору повезло ― из его полка выжило всего 120 человек. В их числе художник-любитель и вернулся в Европу. Спустя пару десятилетий после кампании дю Фор снова обратился к своим батальным зарисовкам и выпустил литографированный альбом «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». На сегодняшний день «Листы из моего портфеля…» переиздавались множество раз в разных странах мира, книга с аналогичным названием выходила даже в России на русском языке. Однако среди знатоков особенно ценится первое издание, подготовленное и литографированное самим Христианом Вильгельмом. То самое, листы из которого экспонируются сегодня в Рязанском художественном музее.
— Подобная коллекция — редкая вещь в нашей стране, — рассказал владелец альбома, столичный коллекционер Игорь Дубинин.
Многие разрозненные литографии часто встречаются в тех или иных частных коллекциях по всему миру. Однако полный альбом выпуска 1832 года — явление для нашей страны чрезвычайно редкое. Подобной коллекцией могут похвастаться только музей в Коломенском и Бородинский музей. Представленные в Рязанском художественном музее литографии — третья коллекция в России и единственная русская коллекция, находящаяся в частной собственности.
Экспонаты висят в хронологическом порядке, и зрители, переходя из зала в зал, следуют по пути наполеоновской армии вплоть до её уничтожения. Пусть художественная ценность экспонатов несколько спорная (хоть литография интересна сама по себе, но художественные ляпы автора видно невооружённым взглядом), но историческая ценность выставки не обсуждается. Дю Фон в своих «Листах» предстаёт не столько как художник, сколько как честный и справедливый хроникёр — он не умаляет заслуг русской армии и не стесняется рассказывать о неудачах и самонадеянности французской. Многие из работ имеют весьма пространные подписи, читать которые не менее интересно, чем рассматривать литографии. Так, автор сообщает зрителю, что кампания оказалась неудачной с самого начала ― за первую неделю Великая армия потеряла около 200 лошадей, а солдаты во главе с самим Наполеоном свалились с дизентерией. «Нет ни одной кампании, в которой бы войска не были вынуждены забирать продовольствие и фураж у местного населения, — признаётся дю Фор в своих пояснительных записках. — Но ни одна кампания не была такой тяжёлой ― как для войск, так и для жителей ― как Русская кампания».
Несмотря на тяжёлое положение, автор не забывает в своих записках пошутить: «Четверо иудеев, по всей видимости, отец, мать, дочь и сын, стоят на пороге своего дома. Родители, явно оценивающие, какое впечатление на иностранцев произведут прелести их дочери, поручили ей торговать провиантом. Удался ли торг? Гренадёр, опирающийся на дверь дома, похоже, имеет шансы на успех, который, возможно, и не входил в расчёты родителей», — такая запись сопровождает соответствующую литографию. Впрочем, чем ближе конец экспозиции (и бесславное окончание кампании), тем в работах и пояснениях меньше юмора. Горы трупов, замерзающие на русском морозе вояки, полузасыпанные сугробами павшие лошади: «Здесь изображена одна из сцен, повторяющихся изо дня в день. Раненый офицер с женой с большим трудом добирались до этих мест, и вот лошадь их пала. …Их ждут или плен, или смерть на лютом морозе». В одной из последних пояснительных записок дю Фор подводит неутешительный итог всей Русской кампании и выносит вердикт своей армии: «Этот город, который Великая армия, такая блестящая, такая многочисленная и такая жадная до славы, пересекла, гоня перед собой неприятеля, теперь встречал своими пустынными улицами жалкие остатки нашей армии, побеждённой голодом и климатом России и стремящейся достичь берегов Немана».
Свою лепту в создание экспозиции внёс и Рязанский художественный музей, предоставив для выставки часть экспонатов, датирующихся началом XIX века. По словам директора музея Марины Котовой, это позволило «добавить объёма» в коллекцию. Взглянуть на войну 1812 года глазами очевидца можно до 17 июня 1912 года с 11.00 до 19.00, выходной — понедельник, первая пятница месяца — санитарный день.

Метки: Рязанский художественный музей, Марина Котова, искусство, история, Игорь Дубинин, коллекционирование
12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С









