Подробности

Город

Рязанский базар-вокзал

25.08.2012

Известно, что железнодорожные вокзалы часто называют визитными карточками городов.

Многочисленные туристы, гости, транзитные пассажиры свое первое впечатление о населенном пункте составляют по увиденному на местном вокзале.


Приходится констатировать, что российские вокзалы с советских времен мало изменились. Средний возраст железнодорожных вокзалов (а их в стране около 350) составляет 50 лет. «Здания основной части вокзалов находятся в неудовлетворительном состоянии», – говорится в отчете компании «РЖД» на 2012-2014 годы, представленном правительству РФ в конце прошлого года.
Причины такого состояния – в проблемах самой отрасли, которая уже более десяти лет переживает период реорганизации. Бывшая компания-монополист, распавшись на десятки дочерних организаций, передала все вокзальное хозяйство в ведение Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Программа самой ДЖВ, утвержденная еще в апреле 2009 года, предполагает до 2015 года реконструировать все 350 вокзалов России. «Именно по состоянию и удобству вокзалов пассажиры судят о железной дороге, и наша задача – сделать так, чтобы все пассажиры на вокзалах имели доступ к самым современным услугам и чувствовали себя комфорт­но», – заявил глава компании Владимир Якунин еще 2 года назад.

И паровоз, и оркестр

Чтобы привлечь дополнительные финансовые средства, дирекция железнодорожных вокзалов РЖД спешит перенять успешный опыт коммерциализации аэропортов, которые существуют в первую очередь за счет сдачи в аренду торговых площадей. Суть изменений, ожидающих вокзалы, по крайней мере в больших городах, – соединить функции вокзала и торгово-развлекательного центра. Идея эта не нова. Надо сказать, в царской России вокзалы использовались гораздо продуктивнее, чем сейчас. В них размещались большие залы для балов и концертов, рестораны. Первая железная дорога в России, Царскосельская, связавшая Санкт-Петербург и Павловск, имела протяженность всего 25,5 версты (около 40 км). Управлялась железная дорога самостоятельным акционерным обществом и государственных дотаций не получала. Безубыточности дороги способствовало то, что здания использовались не только для размещения ожидавших поезд пассажиров, но и для их увеселения. Например, Павловский музыкальный вокзал стал одним из основных центров культурной жизни Петербурга. Здесь собиралась вся элита города. Сейчас пассажиропотоки измеряются астрономическими цифрами. Только за прошлый год, по словам вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова, на вокзалах, находящихся в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов, обслужили почти 1,5 млрд пассажиров, сообщает «Коммерсантъ». Это в 10 раз превышает численность населения страны, напоминает он.

Цыганский табор по привычке расположился в сквере на площади Димитрова

Пять лет назад федеральные власти озаботились бездоходностью вокзалов. В утвержденной приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года № 45 «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» были поставлены задачи, напрямую связанные с созданием мультимодальных узлов, объединяющих железнодорожный транспорт и общественно-деловой центр. Согласно запланированной концепции вокзал, оставаясь частью системы железнодорожного транспорта, должен формировать и современную городскую социально-экономическую среду.

Отобедать на перроне?

Новые технологии запланировано опробовать на 30 пилотных проектах российских вокзалов. Первый мультимодальный комплекс должен быть создан во Владимире. Затем модернизации подвергнутся вокзалы Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Иркутска, Сочи. Реконструкция одного вокзала обойдется в среднем в 60-80 млн долларов. Но на сегодняшний день можно говорить только об одном по-настоящему успешном проекте – модернизации Курского вокзала.Этот проект специалисты считают уникальным. В России был впервые пересмотрен подход к вокзальному хозяйству, а во главу угла поставлены интересы пассажиров. Применение принципа максимального удобства для пассажиров потребовало глобального изменения инфраструктуры, внедрения новых технологий и проект­ных решений. Особое внимание было уделено сохранению исторического облика Курского вокзала.

Сегодня он представляет собой комплекс зданий, в которых, с одной стороны, осуществляется управление пассажиропотоками, безопасностью железнодорожного вокзала как единой среды железнодорожных перевозок, с другой стороны, пассажирам предоставляется достаточно большой объем услуг.
На Курском вокзале сменились и сами арендаторы торговых помещений. Новыми стали известные сетевые компании – «Евросеть», «Кофе Хауз», ГК «Антуриум», «Л' Этуаль», «Пресс-хаус», «Росинтер Ресторантс» и другие компании.

А что у нас?

Может быть, на фоне Москвы сравнивать вокзалы двух городов не совсем корректно, но проблемы, присущие железнодорожной отрасли, очень похожи. Затянувшаяся реконструкция вокзала «Рязань-2» наглядно показывает, что с финансированием отрасли не все гладко. «Здание вокзала построено в 1967 году и с тех пор существенно не менялось», – рассказывает начальник вокзала «Рязань-2» Александр Клинцов. Реконструкция вокзала началась в 2006 году, и это совпало с реформированием РЖД. За это время вокзал был в подчинении различных подразделений – станции «Рязань-2», затем пригорода. С 2007 года вокзал относится к Дирекции железнодорожных вокзалов. Из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась на несколько лет. Попытки переделать крышу в свое время оказались неудачными: конструкция из поликарбоната оказалась неустойчивой к влаге. Во время сильных дождей крыша протекает.

В конце ноября 2011 года была сдана 1-я очередь вокзала: зал ожидания, пригородный зал и подвальное помещение. Системы же жизнеобеспечения, инженерные сети будут окончательно смонтированы лишь с вводом в эксплуатацию 2-й очереди. «Сейчас мы получили самостоятельность в части подготовки проекта и осуществления строительных работ. Это дает уверенность в том, что ремонт будет производиться под нашим контролем, – продолжает Александр Клинцов. – Перемены в функционировании рязанских вокзалов, как и во всех подразделениях РЖД, происходят постоянно. Сегодня Дирекция железнодорожных вокзалов разделена на 15 региональных организаций. Вокзалы “Рязань-1” и “Рязань-2” входят в московскую дирекцию, объединяющую все вокзалы Москвы, кроме Ленинградского, и вокзалы областных центров – Смоленска, Тулы, Брянска, Курска.

Раньше вокзал был целостным подразделением, где начальник вокзала был заместителем начальника станции. В настоящий момент  эти должности находятся в штате разных ведомств. Сегодня в ведении начальника вокзала – обслуживание пассажиров в вокзальном комплексе, обеспечение всех жизненных систем вокзала, справочное обслуживание, багажное отделение, медпункт… Теперь кассами и поездами управляет другая структура, грузовыми перевозками, освещением платформ занимается отдельная организация. Конечно, все эти структуры взаимодействуют между собой, но пассажиры не могут к этому привыкнуть, а все вопросы, как и раньше, пытаются решать с начальником вокзала». Надо отметить, что реорганизация РЖД вносит определенную неразбериху в отношения пассажиров и руководства вокзала.

Говоря о развитии торговой инфраструктуры на территории рязанских железнодорожных вокзалов, нельзя не сказать о том, что упущен важный момент. В то время, когда начиналась реконструкция вокзала «Рязань-2», вокруг не было такого количества магазинов, павильонов, торговых центров. В округе располагался лишь один крупный универмаг, который потом переименовали в «Барс». «Сегодня нам надо занять свое место в очень плотной нише, а это будет нелегко», – констатирует Клинцов. Он вспоминает: «В период моей работы в Саратове на железнодорожном вокзале было открыто кафе не сетевого оператора, всего по городу было 4-5 таких заведений. И, надо сказать, оно стало очень востребованным у посетителей вокзала. За 100-150 рублей там можно было сытно пообедать. Я думаю, подобный опыт можно перенять и нам».

Создать большое количество точек общепита на вокзальной территории реально, труднее просчитать сразу рентабельность таких заведений. Видимо, поэтому сетевые операторы пока присматриваются к вокзалам в регионах. Все, что мы сейчас видим на вокзале, – это мелкие ларьки продовольственных товаров и киоски «Роспечати», площади которых не превышают 12 кв. м. Чтобы точно понять, какие магазины и услуги будут востребованы, нужны тщательные маркетинговые исследования, уверен Клинцов. На вокзале, по его мнению, были бы уместны и востребованы и парикмахерская, и салон сотовой связи, и минимаркеты. И даже маленький спортивный магазинчик с фирменной вывеской – как на Казанском, Ленинградском вокзалах в Москве. Это было бы удобней, чем просто торговые палатки.

Вокзал не значит дорого

«Главное – чтобы не расползались цены, – считает Клинцов. – Ведь как было раньше? Покупал человек что-то на вокзале и, как правило, платил в 1,5 раза дороже. Сегодня от такой разницы в ценах продавцы стараются уйти. Можно сказать однозначно: рязанским вокзалам нужны арендаторы торговых мест. Но они должны быть уверены, что будут работать не в убыток себе. Сама процедура всех согласований занимает не так много времени, особенно если предприниматель заключает договор субаренды с сетевым оператором. Меня в свое время поразили немецкие вокзалы, где я был по долгу службы. Сам вокзал с железнодорожными путями расположен на нескольких уровнях. Поезда, как правило, находятся на верхнем и нижнем. Пространство между ними занято огромными торговыми площадями. Путешествуя по многочисленным бутикам, забываешь, что находишься на обычном вокзале. Немецкие вокзалы отличаются еще тем, что там нет привычных для нас залов ожидания, поезда уходят одни за другим».

Действительно, залы ожидания занимают на российских вокзалах много места. С другой стороны, Россия – это не Германия, и понятно, что человеку, который пересаживается с поезда на поезд, надо где-то коротать время. Иногда сутками. Задаю вопрос: «А комната отдыха на рязанских вокзалах после реконструкции предусмотрена?» Ответ получаю отрицательный. Туалеты – отдельная тема. В советское время пассажиры старались избежать посещения этого общественного заведения и дотерпеть до поезда. Но сегодня – иное дело. «Вокзальные туалеты находятся в аренде, и жалоб от пассажиров мы не получаем. Недоразумения возникают, как правило, только по вопросу, кто имеет право на бесплатное посещение, а кто нет. Эти правила вывешены на информационном стенде», – продолжает начальник  рязанского вокзала.

Отдельно надо сказать о привокзальной площади. Территория вокзала заканчивается бордюром, дальше – город. «В Москве, я считаю, пошли по правильному пути, – резюмирует Клинцов. – Там привокзальные площади отдали вокзалу в долгосрочною аренду. В этом случае у вокзалов появляются дополнительные возможности. Можно сделать платную парковку с охраняемой стоянкой. Если бы такое было возможно у нас и привокзальная площадь со сквером также принадлежали бы вокзалу, уверяю, здесь бы не было бомжей, цыган, которые тут давно обосновались, приезжают целым табором. С беспорядками и криминалом было бы покончено». Итак, современный вокзал – это не просто комплекс, работающий 24 часа в сутки, это еще и визитная карточка города. Кафешки, мелкие магазинчики и крупные мегамаркеты, разместившиеся около вокзалов, ориентированы на пассажиропоток, поэтому хочется надеяться, что когда-нибудь мы увидим предложения разнообразных услуг и внутри самих вокзалов. И не где-нибудь, а у нас в городе. Пока же получить услуги и приобрести товары высокого качества можно только вне стен вокзалов.

Подготовила Светлана Пиманова


Мнение

Александр КЛИНЦОВ, начальник вокзала «Рязань-2»:

– Объем пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте год от года увеличивается. Это связано с тем, что население стало более мобильно, все больше людей пользуются услугами ОАО «РЖД». Сегодня ситуация на автомобильных трассах становится все более непредсказуемой из-за гигантских пробок, а приобретая билет на поезд или электричку, пассажир практически на 100% может быть уверен в обозначенном времени прибытия. В 2011 году количество пассажиров дальнего следования, отправляющихся с вокзала «Рязань-2», составило 110 тысяч человек, пригородного сообщения – 70 тысяч, с вокзала «Рязань-1» – 40 тысяч дальнего следования, 290 тысяч – пригородного. По итогам года предполагается увеличение пассажиропотока в 2-3 раза.В связи с этим возникает необходимость изменения вокзальной инфраструктуры, большей ее приспособленности к нуждам пассажиров и посетителей. Дирекция железнодорожных вокзалов – филиал ОАО «РЖД» – на сегодняшний день заключила достаточно много партнерских соглашений с сетевыми операторами в различных сегментах бизнеса, начиная от продажи цветов и заканчивая аптеками и фуд-кортами. На вокзалах Москвы сетевики уже начали активно «заходить» и эффективно работать. На вокзале «Рязань-1» этот процесс также начал активизироваться. Что касается вокзала «Рязань-2», то после того, как отремонтируют кассовый зал (планируется разделить его на два этажа) и полностью закончится реконструкция, там будут размещены коммерческие предприятия сетевых операторов.

Мария ТЮМЕНЦЕВА, пассажир:

– В новом зале, там, где продаются билеты на поезда дальнего следования, общаться с кассирами билетных касс очень неудобно, так как окна затонированы. Ощущение, что разговариваешь со своим отражением в стекле. А вот в зале ожидания был бы очень уместен большой плазменный экран. Кресла в зале ожидания жесткие, неудобные. Почему бы после ремонта вокзала «Рязань-2» не предусмотреть комнату отдыха или небольшой зал с Интернетом, где за дополнительную плату можно спокойно расположиться с ноутбуком? Зал сам по себе неуютный, поднимаешь вверх голову – и сразу бросаются в глаза подтеки на потолке. Цены за пользование туалетом высокие, они сравнимы только с московскими. Когда-то, рассказывают мои друзья, на вокзале «Рязань-2» был небольшой магазинчик «Товары в дорогу». Там всегда можно было купить какие-то мелочи, которые забыл дома. Считаю, что церковная лавка, которая сейчас располагается в зале ожидания, совсем не к месту. Считаю цинизмом торговать церковными изделиями в таком суетном месте. В Петербурге, где я живу, ларьки на вокзалах уже давно сменились небольшими магазинчиками. Раньше на вокзале «Рязань-2» было кафе, теперь поесть горячего негде. Я помню момент, когда вход в зал ожидания на вокзал был платный. Бомжей в зале не было. Билет я заказываю через Интернет, а распечатать его можно через терминал, он находится возле кассы. Это очень удобно.



Метки: Александр Клинцов, РЖД, туризм


Поиск

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30