Подробности

Беседка

Александр Шульженко — предприимчивый «варяг»

12.03.2014

Героем рубрики «Нерабочее настроение» стал директор Дворца культуры «Приокский» Александр Шульженко.

Давно замечено, что приезжему человеку дело легче выстроить в незнакомом месте. Жизнь с чистого листа, без укоренившихся связей и кумовства, во многих случаях дает куда больший результат. Подтверждение этому — пример нашего героя, который сумел за несколько лет сделать так, что хиреющий ДК обрел второе дыхание, собирая полные залы участников самодеятельности и благодарных слушателей. Знакомьтесь: директор Дворца культуры «Приокский» Александр Шульженко.

Музыкальный клан
— Александр Иванович, вы для рязанцев человек еще новый…
— Когда я приступил к работе в качестве директора Дворца культуры «Приокский», не скрою, у некоторых это вызвало негативную реакцию. Меня пытались выставить этаким «варягом». Хочется спросить: а кто вам мешал работать как надо?

— А откуда у вас такая звучная фамилия?
— Никаких связей с известной исполнительницей у меня нет, хотя фамилия, конечно, повлияла на мою жизнь.

— Каким образом? Расскажите, пожалуйста, о своих корнях.
— При Екатерине II началось переселение казаков Запорожской Сечи на охрану границ Российского государства. Так мои предки оказались на Воронежской земле. Стоит отдельно рассказать о моем деде — интереснейшем человеке. В городе Павловске у него было небольшое производство по изготовлению музыкальных инструментов. Дед считался одним из лучших мастеров в округе.

Баяны, аккордеоны, скрипки, гитары — все умели изготавливать его руки. Что удивительно, клавиши он делал из перламутра ракушек, инструменты украшались инкрустацией. Творил эксклюзивные модели, как это принято теперь говорить. И ведь что поразительно: он нигде этому специально не учился! Когда началась гражданская война и людям стало не до искусства, дед, чтобы прокормить семью, взялся за сапожное дело.

Мой отец унаследовал таланты деда. Не зная нот, он играл на всех музыкальных инструментах, а они, кстати, все имелись в наличии в нашем доме. Тут надо сказать, что мои родители, не имевшие к искусству никакого отношения, были разносторонними людьми — пели романсы, отрывки из оперетт, рисовали картины маслом, мама играла на гитаре. И это было в порядке вещей, наша семья не была исключением. Помню, как в доме собирались родственники, знакомые, общались, пели песни. Я тоже петь любил.

— Где это происходило?
— Жили мы тогда в Магнитогорске, куда вслед за родственниками перебрались после войны и мои родители. Дождавшись, пока все уйдут на работу, я «осваивал» фамильную коллекцию. Баян, гармошка, скрипка, сделанные руками деда, считались раритетами, но хорошо сохранились и совсем неплохо звучали. Родители, надо сказать, не воспринимали мой интерес к музыке серьезно. А воспитательница в детском саду однажды сказала при всех: «Ты, Шульженко, будешь артистом». С такой установкой я и пошел дальше по жизни (улыбается). И однажды сам себя записал в музыкальную школу.

— Обычно детей заставляют заниматься из-под палки…
— Причем школу выбрал самую лучшую, несмотря на то, что она была далеко от дома. Вскоре обнаружилось, что у меня врожденная постановка «исполнительского аппарата», что, конечно, уже давало мне преимущества перед сверстниками. Как лучшего ученика меня рекомендовали к поступлению в училище. Помню, как недоумевали родители: музыкант — ну что это за профессия?

Учиться было легко, крайне интересно, и уже в первом конкурсе на лучшую аранжировку народной мелодии я завоевал первое место. Преподаватели были великолепные. Завязались у меня теплые отношения с Семеном Григорьевичем Эйдиновым, руководителем Магнитогорской хоровой капеллы. Помню, как однажды он пришел ко мне и попросил поиграть на свадьбе своего сына. Для меня это была большая честь.

Навыки импровизации, таперской игры, отмеченные моими преподавателями, пригодились потом и в жизни. Позже, учась в консерватории, я подрабатывал тапером в театре миниатюр. Будучи студентом, организовал ВИА, который числился при горгазе. Вспоминаю это время с удовольствием. Все юбилеи, праздники были на мне, руководству нравилась моя работа, меня ценили: могли привезти на занятия в училище на директорской «Волге».

— И что было дальше?
— Решил, что буду поступать в консерваторию. Конкуренция сумасшедшая, из училища выпускались 33 человека, а направлений было всего два. Одно из них дали мне. Был выбор: Москва или Ленинград. На выпускных экзаменах в комиссии был преподаватель из Свердловска. Он-то и решил мою судьбу — я стал студентом отделения народных инструментов Уральской консерватории.

Худрук из супермаркета
— И вот в 18 лет вы попали в большой город. Не растерялись?
— Я уже тогда понимал, что могу заработать своим ремеслом, и на шее родителей сидеть не хотел. В 1973 году в Свердловске открылись первые на Урале, да и, наверное, во всем Союзе, огромные супермаркеты. Сначала меня взяли худруком в один универсам. На Уралмаше, в чьем ведении находился второй магазин, прослышали про бойкого худрука и пригласили еще и туда.



— Худрук в супермаркете — сегодня это звучит необычно.
— Раньше ведь была широко распространена отраслевая самодеятельность. Несмотря на элемент обязаловки, все с удовольствием участвовали в ней. Предприятия соревновались в конкурсах, кто лучше, проводились фестивали, концерты. И все это здорово стимулировало людей. А для мероприятий универсамов я писал сценарии, готовил тематические программы, художественные номера. Это было интересно, и, что немаловажно, за это платили вполне приличные деньги. Не волновал меня и продуктовый вопрос — головная боль для большинства горожан.

— Понятно, что у вас как «работника» супермаркета холодильник не пустовал… А где вы жили тогда?
— Общежитие было новое, только что построенное. С однокурсником-скрипачом нас поселили в огромном холле. Жизнь была очень насыщенная. Масса концертов по городу, области. В консерватории работали знаменитые люди, в войну эвакуированные из Ленинградской консерватории. После войны многие так и остались. Отец известного киноактера Александра Демьяненко вел у нас сценическое мастерство. Помню, как в 40-летний юбилей консерватории приехал корреспондент английского журнала, и затем на всю полосу появилось мое фото как лучшего студента консерватории. Гордость моих родителей было трудно передать словами. При распределении я мог выбирать — Польшу, Германию. В 70-х там стояли наши воинские части. Можно было поехать на Камчатку. Но я выбрал… Север.

— Почему?
— Дело в том, что со мной на одном курсе учился парень из Коми. Он рассказывал про северную жизнь много интересного. Я загорелся — почему бы и нет? Поеду года на три, заработаю денег. Зарплаты там были очень приличными.

Воркута обетованная
— Вы, видимо, от природы романтичный и практичный одновременно…
— Мне тогда хотелось финансовой самостоятельности. И я не ошибся. Как только приехал в Воркуту, мне как молодому специалисту дали квартиру. Все эти годы я был востребован, преподавал в училище, был заведующим отделом народных инструментов в управлении культуры, работал во дворце культуры, вел творческие коллективы, руководил народной филармонией. Много занимался и общественной работой.



Концертная жизнь была очень насыщенная. Я много гастролировал с украинским народным хором. Были и победы — лауреатство в республиканском, международном конкурсах исполнителей. Выступая с симфоническим оркестром, мы объездили всю Республику Коми. Летали на кукурузниках в заброшенные деревни. Выступать приходилось в нетопленых залах, где отмерзали пальцы. Но народ валил валом на наши концерты. Помню, во времена сухого закона зрителям в честь приезда «высоких» гостей выдали тройной одеколон. Можете себе представить, какой аромат стоял в зале… Много было интересных эпизодов.

— Неудивительно, что вместо трех вы задержались на тридцать лет.
— Именно так. Я и спортом там активно занимался, выступал за сборную города. Сын пошел по моим стопам, играет в ведущих командах города. И вот я уехал на Большую землю, а сын так не смог порвать с Севером. Правда, Север затягивает. Жизнь там более динамичная, видимо, сам климат способствует тому, чтобы люди активнее раскрывали свой потенциал. А какая там охота, рыбалка! Сидишь в охотничьем домике, а вокруг ходит медведь. Даже из-за стены слышно его сопение… Около домика медведь обязательно оставит метки: «здесь я хозяин». Тундра поражает своей девственной природой, способной преобразиться за одну ночь. Еще вечером все серое, а наутро просыпаешься — тундра вся в цветах. И так каждую весну. А северное сияние? Где еще такое увидишь…

Дворец и творец
— Вот уже 5 лет Вы руководите Дворцом культуры «Приокский». Довольны результатами?
— В городе наш ДК «Приокский» — единственный «Дворец культуры»… Хочется, чтобы он и выглядел как Дворец, именно с большой буквы. В последние годы здание ремонтируется: поменялось покрытие сцены, отремонтирован хореографический зал, полностью реконструирован второй этаж, обновился интерьер. Дворец не должен остаться таким, каким был при открытии 45 лет назад, поэтому интересно сделать что-то новое. Например, кованые лестничные проемы выполнены по моим эскизам, а идею я привез из путешествия по Франции.

В отремонтированном спортзале, который не работал лет двадцать, сегодня тренируются несколько сотен детей. Так что теперь местным мальчишкам есть куда пойти в свободное время. С удовольствием приходят во дворец и взрослые, для них действуют 25 различных кружков, объединений по интересам. Реализованы два главных творческих проекта: международный и всероссийский фестивали военно-патриотической песни «Наследники Победы» и «Салют, Победа!». Любители и профессионалы со всей России могут продемонстрировать здесь свое мастерство. Мероприятия, которые состоялись при поддержке регионального отделения партии «Единая Россия», стали знаковыми в культурной жизни Рязани. В работе жюри фестиваля «Салют, Победа!» в прошлые годы участвовали Иосиф Кобзон, Сергей Захаров, Лев Лещенко, Олег Газманов. В этом году ожидается приезд 100 военных и гражданских исполнителей и коллективов. Будет много участников — более 300 человек.

Победителям предоставится возможность спеть в сопровождении Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева. Вообще задумок много. Были бы желание и здоровье…

— Успехов вам!

Светлана Пиманова



Поиск

16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30