Урок не по учебнику |
06.11.2014 |
|---|
Современные педагоги преподают «практическую» историю.
Взгляд «изнутри»
— Валентин Игоревич, вы давно и увлечённо занимаетесь исторической реконструкцией. Что вам это даёт?
— Я начинал с эпохи средневековья, она во многом связана с мифами, с романтикой... Подростковое увлечение переросло в серьёзное занятие. Реконструкция позволяет взглянуть на историю по-новому: не так, как о ней пишут в учебниках, а глазами простого человека, через призму его переживаний.
Например, около года назад я решил заняться глубоким изучением истории Великой Отечественной войны. Полностью собрал форму и снаряжение рядового стрелка-красноармейца и принял участие в реконструкции боя — обороны Можайского шоссе. Воссозданные события происходили в октябре 1941 года, когда немецко-фашистские захватчики наступали на Москву. Я первый раз в жизни надел форму и почувствовал себя солдатом. Ощутил, каково это, когда ты стоишь в строю, а на тебя орёт старшина. Понял, что такое марш-бросок и натёртые до крови ноги. Испытал массу эмоций, когда нам роздали «мосфильмовские» винтовки, и я увидел гравировку — «1939 год». Оказалось, это настоящее оружие, которое в своё время прошло Вторую мировую войну, а потом его списали, переделали под стрельбу холостыми патронами и отдали на киностудию.
Невозможно забыть тот гул, который стоял на поле боя, и пепел, который был повсюду, так что трудно было дышать! Я увидел немецкого солдата, который заряжал автомат в то время, когда я заряжал винтовку. Он успел выстрелить в меня первым, и я упал... А спустя несколько минут диктор, который комментировал события на поле боя, сказал, что этот эпизод закончился успехом Советской армии: ценой огромных потерь нам удалось остановить продвижение немецко-фашистских войск к Москве на день.
— С каким настроением покидали поле боя?
— В такие моменты особенно чётко понимаешь: были люди, которые когда-то на этом самом месте по-настоящему, безвозмездно отдавали свои жизни просто ради того, чтобы хотя бы на один день остановить продвижение врага. Люди, которые жили и мечтали, любили кого-то, ходили на работу в мирное время... Думаешь о том, что, проживая свою сегодняшнюю жизнь, достоин ли ты того, чтобы они тогда за тебя умирали? В этом свете по-иному осмысливаешь многие вещи. Даже свои уроки истории я после этого начал воспринимать иначе.
Тонкая грань
— Люди старшего поколения часто сетуют, мол, патриотизм — это то, чего очень не хватает современному поколению подростков. Но, может, всё дело в том, что «отцы» как обычно не понимают «детей»? Какой вообще смысл имеет слово «патриотизм» в наши дни ?
— Понятие «патриот» действительно можно трактовать по-разному. Например, придать ему политический окрас, забывая простую истину: патриотизм — это любовь не к власти, а к родной земле, её истории и культуре. Этому нельзя научить, это можно только воспитать. В советскую эпоху патриотизм у простых людей шёл от сердца. И одновременно — насаждался сверху. К патриотическому воспитанию тогда относились очень серьёзно. В наше время, я считаю, в России пока не выстроено грамотной системы воспитания. То есть громкие лозунги звучат, а вот практической работы маловато. С другой стороны, всё же есть люди, которые считают себя патриотами и готовы воспитывать подрастающее поколение. Как правило, это простые труженики. Например, учителя, культработники.
— Патриотизм граничит с таким явлением, как национализм. Эта тема сегодня очень актуальна. Где бы вы провели эту грань?
— Русский филолог и историк Лихачёв в своё время сказал так: национализм — это ненависть к другим народам, а патриотизм — любовь к своему. Лучше, наверное, и не скажешь. Любой психолог подтвердит: ненависть проистекает из чувства собственной неполноценности, ущербности. И не случайно наш народ так далёк от каких-либо форм национальной ненависти — в силу своего менталитета, психологии» хода истории... Русский народ — полноценный, ему незачем кому-то доказывать, что он — лучший.
От Толкиена — к истории
— Как же надо сегодня воспитывать детей, чтобы зачатки любви к Родине проросли в их душах?
— Универсальной технологии нет. Я практикую свой метод: практическое осмысление истории. Иногда мне приходится вступать в противоречие с существующими учебными программами. Да, необходимо готовить ребят к тестированию, натаскивать на знание дат. Но, положа руку на сердце, сколько дат из школьного учебника истории помнит взрослый человек? А вот если я научу ребят чувствовать и мыслить, это останется с ними на всю жизнь. Поэтому иногда я позволяю себе провести уроки, на которых историю можно «потрогать». Например, в этом году 1 сентября у нас состоялся урок «живой» истории в кремле.
— Вы упомянули, что занялись реконструкцией средневековья, потому что это казалось вам романтичным. Но как увязать моду и патриотизм?
— Будучи учителем, я считаю, что нужно «пользоваться» этим юношеским максимализмом и от романтизма переводить их к науке, а от Толкиена — к работам учёных-историков. Это вполне возможно. Тем более что, взрослея, мы серьёзнее осмысливаем нравственные вопросы.
Досье
Валентин Горбачёв, кандидат исторических наук, учитель истории гимназии № 2 г, Рязани. Свыше восьми лет занимается исторической реконструкцией, воссоздаёт костюмы различных исторических эпох. Автор и руководитель туристско-образовательного проекта «Лики прошлого».
Метки: история
11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС
09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения
09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля
08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»
08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей
08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
11:15
Рязанцы чаще жалуются на банки
10:59
Глава МегаФона признан лучшим CEO в России
10:47
Павел Малков рассказал о новых мерах борьбы с пропагандой наркотиков
10:31
Рязанцев предупредили о штрафах за разрастание борщевика Сосновского на участке










