На старт |
30.07.2016 |
|---|
Рязанцы на электромобиле отрабатывают программы, которые впоследствии могут потребоваться для автобуса-беспилотника.
Испытания в полевых условиях
Первым беспилотным автомобилем в России стала бортовая «ГАЗель БИЗНЕС». Случилось это в 2010 году, когда «Группа ГАЗ» и фонд «Вольное дело» подарили пяти командам российских вузов, наиболее заинтересованных в развитии робототехники, пять «ГАЗелей». Обладатели ценных подарков должны были через несколько месяцев привезти на первый всероссийский «Робокросс» эти же «ГАЗели», но уже превращенные в роботов. Машина была обязана сама заводиться, трогаться с места, объезжать препятствия и возвращаться на место старта. Задание звучало настолько фантастично, что все пять команд с ним справились. А «Робокроссы» стали ежегодными. Очередной прошел в июле на полигоне «Группы ГАЗ» в Березовой Пойме в Нижегородской области.
— Я бы не стал называть это соревнованием, хотя, безусловно, в нем есть свои победители, — Максим Петров, директор «Робокросса», дает интервью, одним глазом посматривая, как по трассе движется «ГАЗель»-беспилотник. — Скорее, это полевые испытания. Команды привозят сюда новые алгоритмы работы, тестируют их в «боевых условиях», выявляют сильные и слабые стороны.
За той же «ГАЗелью» наблюдают и специально приехавшие на полигон руководители «Группы ГАЗ», и инженеры Объединенного инженерного центра компании.
— Для нас «Робокросс» — это не только возможность продвигаться в плане освоения автономных систем пилотирования, но и поиск перспективных сотрудников, — говорит представитель инженерного центра Евгений Сударский. — За шесть лет существования «Робокроссов» в «Группу ГАЗ» пришли уже более 70 специалистов, выросших из этих соревнований. И сейчас некоторые ребята, занятые в состязаниях, проходят у нас практику, решают конкретную задачу по роботизации приводов.
Воспитатели «ГАЗелей»
В странах, которые мы привыкли считать флагманами в развитии науки и производства, в робототехнику вкладываются колоссальные средства. В России последовательным развитием этого направления активно занимается «Группа ГАЗ». Причем сегодня на «Робокроссы» приезжают не только команды, имеющие в своем арсенале беспилотные «ГАЗели»: на единую для всех трассу выходят и полуторки, и небольшие роботы, созданные на базе детских квадроциклов. Задание едино для всех, требования универсальны: проехать по грунтовой дороге полигона, не задеть препятствия, развернуться, включив заднюю передачу (напомним, все это машина должна делать сама, без помощи человека), а также продемонстрировать свое «видение» дорожных знаков, разметки и умение парковаться задним ходом.
«ГАЗель» команды «Аврора» Рязанского государственного радиотехнического университета на секунду замирает перед препятствиями, а затем чисто по-женски пару раз дергается туда-сюда, не в силах сразу решить, как ей лучше объехать «бочку» — справа или слева. Затем, приняв решение, плавно огибает ее и движется дальше.
«Аврора» — ветеран «Робокроссов», участвует в них с первых соревнований. Более того, в этом году Рязань выставила сразу две команды — «Аврора» и «Аврора Robotics»: первая, «воспитывающая» «ГАЗель», в основном состоит из студентов, вторая, создавшая беспилотник на базе электромобиля для гольфа, преподавательская.
— На самом деле, у нас гораздо больше роботизированных платформ, просто на полигон привезли две, — поясняет участник команды Владимир Корнеев. — На электромобиле мы отрабатываем программы, которые впоследствии могут потребоваться для автобуса-беспилотника.
Искривление реальности
Во время «Робокросса» не покидает ощущение, будто ты попал в реальность, которая слегка искривилась. И дело даже не в том, что наиболее передовые разработки из тех, что существуют сегодня в России, представляют студенты. И не в том, что прочувствовать важность момента никак не удается: пафос всероссийского статуса разбивается о запыленные кеды, кашу из полевой кухни и палатки участников: сюда съезжаются на несколько дней, благодарят «Группу ГАЗ» за возможность провести полевые испытания и буквально днюют и ночуют у своих роботов. Так что хороший интернет и электроэнергия у участников «Робокросса» есть, а городских удобств нет.
Дело — в масштабах задачи, которую студенты и преподаватели берутся решить.
Сегодняшние машины-роботы далеки от выхода на дороги общего пользования так же, как далек бытовой калькулятор от суперкомпьютера. Автомобили пока движутся со скоростью не более 30 км/ч. Некоторые периодически сбивают препятствия. Машины работают в условиях пусть полевых, но стерильных: рядом с ними нет других участников движения.
Студенты обсуждают между собой тему: «Хорошо, что прошел дождь и прибил пыль — теперь она не будет оседать на лидар». Лидар — это сканер, с помощью которого машина «видит». И обычная дорожная пыль была для него бичом: оседая на датчик, искажала картину реальности, заставляя роботов совершать немотивированные действия. При этом лидар является наиболее передовой технологией «видения», и заменить его на что-то, не зависящее от пыли, пока невозможно.
Но едва стоит спросить, когда робототехники смогут показать миру полноценный беспилотный автомобиль, они называют вполне обозримые сроки — от пяти до десяти лет. Добавляя при этом: «Лишь бы государство нас поддерживало».
Дорогам надо «добавить ума»
— Развитие беспилотных транспортных средств идет по этапам, — объясняет парадокс представитель команды НАМИ Денис Ендачев. — Первый, по большому счету, уже реализован: в автомобилях появились системы, которые подсказывают водителю, как ему управлять транспортным средством, но при этом сами не вмешиваются в процесс вождения. Второй буквально на пороге: он заключается в разработке систем, которые смогут брать на себя управление автомобилем в случае возникновения угрозы аварийной ситуации. Сейчас такие системы активно тестируются, и, думаю, на серийных машинах мы увидим их через год-два. И третий, на дальнейшую перспективу — это уже переход на полностью роботизированное управление. И здесь сроки в первую очередь зависят не от разработчиков программ, а от создателей инфраструктуры.
«Под роботов» придется кардинально совершенствовать автомобильные дороги — они должны стать «умными», посылающими сигналы транспортному средству (на этом месте обсуждения участники соревнований вздыхают и подвешивают паузу, с которой, в общем-то, не поспоришь: о российских дорогах — либо хорошо, либо ничего). Более того — сама конструкция машин изменится до неузнаваемости.
— Сейчас мы вмешиваемся в работу автомобиля, созданного для того, чтобы им управлял человек, — говорит Андрей Чемихин, капитан команды KSTA Team Ковровской государственной технологической академии, — и это накладывает свои сложности. Машина «под робота» станет совсем иной. А значит, весь процесс создания таких автомобилей нужно будет разрабатывать с нуля.
По словам робототехников, основные сложности будут заключаться именно в создании инфраструктуры (которая потребует колоссальных средств) и в разработке правовых норм. Ответ на вопрос, как в случае ДТП разделить сферы ответственности между водителем, роботом и «умной» дорогой, не знает пока никто в мире. Но это задача юристов. Автомобилестроители же активно готовят машины к тому, чтобы быть управляемыми роботами. Дело за остальными.
Метки: РГРТУ, инновации
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру
18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева
17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие
17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле
17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»
17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку
17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт
17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники
17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам
17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения
17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера
16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С
16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года
16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной
16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения









