Призрачная прозрачность |
28.06.2010 |
---|
Для специалистов, которые интересуются телекоммуникациями, ключевым моментом прошедшего в середине июня XIV Петербургского международного экономического форума стала пленарная сессия «Будущее телекоммуникаций: призрачно или прозрачно».
18 июня мировые лидеры отрасли почти девяносто минут обсуждали, что ждёт их впереди, и пытались ответить на извечный вопрос «что делать?». В дискуссии принимали участие главы ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), CISCO Systems Inc., ОАО «Мобильные ТелеСистемы», Telenor Group, VimpelCom Ltd, а также другие не менее именитые персоны. Причин для разговора было несколько. Во-первых, после нескольких десятилетий роста доходы операторов связи начали падать, и многие инвесторы теряют интерес к телекоммуникационным компаниям. Во-вторых, помимо кризиса, промчавшегося по отраслям экономики и задевшего даже вечно успешные «телекомы», с отраслью телекоммуникаций происходит ряд изменений, которые не слишком приходятся по душе инвесторам и владельцам бизнесов.
Например, всё чаще слышны мнения, что интернет-доступ и мобильная связь скоро станут столь же привычными и стандартными услугами, как газ, водопровод и электричество. И из лидеров инноваций они скоро могут превратиться в «горводоканалы» и т. п. — то есть в совершенно стандартные утилитарные компании, а править бал на острие технологий будут поставщики платформ, устройств и контента для них. В-третьих, сегодня очевидно, что телекоммуникационный бизнес уходит от доходов в голосовых услугах, и главную прибыль ныне стоит искать в передаче данных и дополнительных услугах. Ещё одна проблема заключается в том, что интернет-трафик растёт лавинообразно и операторам нужно вкладывать всё больше средств не в инновации, а даже просто в то, чтобы предоставлять абонентам тот же самый уровень качества. Хватает и других проблем: так, усиливается давление на операторов со стороны поставщиков оборудования, которые предпочитают строить «экосистемы» вокруг своих устройств, а не специфических сетей. Новые технологии приводят к тому, что старые модели монетизации трафика становятся неэффективными.
― Как было раньше? Чем дольше говоришь, тем больше платишь. Но теперь такие модели тарификации становятся всё менее эффективными, — отметил во время заседания президент и главный исполнительный директор VimpelCom Ltd Александр Изосимов. По его словам, с ростом объёмов передаваемых данных (в ближайшем будущем сети будут передавать лишь 10% голосового трафика и 90% данных) операторы пока не могут решить, как эту волну адекватно монетизировать. Особенно с появлением таких приложений, как Skype, позволяющих передавать голос и видео через Интернет без использования традиционных голосовых и видеовозможностей операторов. Тем не менее, Изосимов прочит телекоммуникационной отрасли яркое будущее, несмотря на старые и новые потрясения. Операторам надо становиться «умной трубой» и предлагать дополнительную ценность, а не просто обеспечивать утилитарные потребности клиентов, считает один из самых известных в России и в мировом сообществе руководителей компаний сотовой связи.
В свою очередь, президент ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС) Михаил Шамолин не видит ничего плохого в утилитарной природе мобильных сервисов, главное - на них не концентрироваться. По его мнению, у операторов есть важная вещь — каналы для обслуживания практически любых объёмов голосового и интернет-трафика. Но он также подчёркивает, что вопросы монетизации, установки цен на передачу трафика остаются очень важными для всех компаний на рынке. При этом даже цены, скажем, в 30 евро за тариф без ограничений достаточно для операторов, чтобы не только оказывать услуги на достойном уровне, но и развивать инфраструктуру. Не менее важно, по словам Шамолина, помимо утилитарных услуг оказывать такие, которые несут абонентам дополнительную ценность. Кстати, на питерском форуме МТС продемонстрировала несколько впечатляющих проектов. Один из них - совместный с Московским метрополитеном - телефон как карточка для метро. Дабы наглядно показать инновационную услугу, представители сотового оператора оборудовали на своём стенде самый настоящий турникет.
Новый способ расчёта предполагает возможность покупки электронного билета для прохода в метро путём перечисления средств с мобильного счёта абонента. Электронный билет загружается в память телефона и позволяет использовать аппарат вместо карты оплаты. Абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета на расстоянии десяти сантиметров. Коммерческий запуск проекта запланирован на четвёртый квартал 2010 года. Способы тарификации оплаты проезда в метрополитене с помощью технологии Near Field Communication («ближняя связь») будут определены к моменту запуска. Надо отметить, что подобная услуга успешно работает в Великобритании, Чехии, США, Германии, Франции и ряде других стран. На другой день после пленарного заседания «связистов» Михаил Шамолин совместно с директором по сервисам мобильного Интернета Vodafone Питером Ноком представил брендированную мобильную платформу «360». Разработка станет доступна абонентам МТС уже в ближайшее время.
«360» — это надстройка к Android (Android — набор открытого программного обеспечения для мобильных устройств от компании Google, в состав которого входит операционная система и комплект базовых межплатформенных приложений), все сервисы которой сконцентрированы вокруг абонента конкретного оператора, в данном случае — МТС. Например, «Контакты» соберут все ваши записные книжки — из памяти мобильника, со странички «ВКонтакте» в одно место. Здесь же -«Магазин приложений», функционально и концептуально схожий с аналогичными у Apple и Nokia. В 2009 году «360» была запущена в сетях Vodafone и доказала свою жизнеспособность. Надстройку можно установить на более чем 100 моделях популярных телефонных аппаратов с различными операционными системами и от различных производителей. Причём сервисы «МТС 360» могут быть как предустановлены на аппарате, так и установлены бесплатно самим пользователем. Деньги компания намерена зарабатывать на услугах передачи данных и мобильных приложениях, рынок которых быстрыми темпами растёт во всём мире.
Новинки «МТС» этим не закончились. На стенде компании были представлены ГЛОНАСС-навигатор (проект апробирован, кстати, на общественном транспорте Рязани), собственный планшет, разработанный на базе Android 2.1 и предоставляющий пользователям возможность удобного доступа в Интернет через мобильные сети 3G и Wi Fi. Устройство будет продаваться с предустановленными навигационными сервисами МТС и другими мобильными приложениями, которые также будут анонсированы на форуме. Планшетный компьютер позволяет работать при помощи стилуса или пальцев, без использования клавиатуры и мыши. В общем, отечественный оператор связи наглядно подтвердил свой уверенный взгляд в будущее, озвученный президентом ОАО «Мобильные теле Системы».
Между тем, зарубежные коллеги ситуацию видят несколько менее радужной. Джим Балсилье, Главный исполнительный директор Research In Motion (создатели Blackberry), уверен, что операторам самое время задуматься над сменой модели бизнеса, над созданием вокруг себя собственных экосистем. Иначе несбалансированный бизнес может аукнуться оттоком абонентов. Уоррен Файнгольд, вице-президент Группы Vodafone, считает, что надо смотреть не на ближайшую перспективу, а на двадцать лет вперёд. По его словам, всё будет вращаться вокруг абонента, за которого будут сражаться различные операторы. И трафик не будет привязан к какому-то отдельному устройству, а приобретённые, например, 10 гигабайт абонент сможет использовать на своём планшете, компьютере, мобильнике или на любом другом устройстве. В целом операторы уверены, что телекоммуникационное будущее оптимистично, но каково именно — пока сами не до конца осознают (или же не желают делиться плодами анализа). Они рассчитывают, что у ключевых игроков рынка хватит мудрости правильно реагировать на новые вызовы. Так или иначе, абоненты будут, безусловно, в выигрыше.
Светлана Максимова
Метки: МТС, Билайн, Android
17.06.2025 15:56
На ремонт улиц Введенской и Вознесенской в Рязани потратят 62 миллиона рублей
17.06.2025 15:00
Ремонт улицы Чкалова в Рязани завершён досрочно
17.06.2025 11:53
В Рязани не нашли подрядчика для ремонта «Здания поземельного банка»
17.06.2025 10:57
«Ростелеком» рассказал о главных трендах развития новых коммуникационных интернет-технологий
17.06.2025 09:49
В Рязани «Большие гастроли» драмтеатра из Сыктывкара начались со «Свадьбы с приданым»
16.06.2025 21:26
Ремонт моста на Первомайском проспекте в Рязани завершён досрочно
16.06.2025 15:59
В Рязани обследуют реку Лыбедь
16.06.2025 12:16
Денис Боков назначен первым зампредом правительства Рязанской области
16.06.2025 10:17
Первый зампред рязанского правительства Анна Рослякова сообщила о переходе на новую работу
16.06.2025 09:49
Рязанская область заняла 56 место в рейтинге регионов по доходам населения
14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»
13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей
13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода
11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок
11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы
11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер
11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони
11.06.2025 09:52
Администрация Рязани разыскивает наследников двух квартир
17.06.2025 18:14
АО «Рязаньавтодор» приводит в порядок дороги в Сасовском округе
17.06.2025 18:01
В Дашково-Песочне Рязани продолжают фиксировать превышения ПДК озона и сероводорода
17.06.2025 17:49
Прокуратура выявила массовые нарушения в рязанских колониях
17.06.2025 17:35
На Северной окружной дороге Рязани произошла массовая авария
17.06.2025 17:19
В Рязгордуме обсудили поправки в ставки туристического налога
17.06.2025 17:06
Маскотом Рязани как новогодней столицы выбрали талисман «Снежанушка»
17.06.2025 16:53
Под Рязанью полиция нашла тайник с экстази, гашишем и мефедроном