Подробности

Наука

Учатся и зарабатывают

12.02.2015

Рязанский радиоуниверситет расширяет научное сотрудничество.

Интеграция научных достижений в практическую деятельность всегда была серьезной задачей для всех отраслей экономики. Решить ее без высокопрофессиональных кадров практически невозможно. Космическое и авиационное приборостроение — одно из таких направлений, где каждый сотрудник должен быть интеллектуалом и владеть массой необходимых навыков в работе с современным оборудованием. О подготовке профессиональных кадров для этой отрасли корреспондент «РВ» Лада Петрова беседует с проректором по науке Рязанского государственного радиотехнического университета профессором Александром Тагановым.

Р.В. — Александр Иванович, тезис «кадры решают все» традиционно актуален для экономики страны.Космическое и авиационное приборостроение не исключение. В 2013 году Российским космическим агентством составлен план по созданию Инновационного Российского космического консорциума (ИРКК), подразумевающий долгосрочное сотрудничество и совместную деятельность предприятий ракетно-космической промышленности (РКП), научных организаций и учебных заведений. Рязанский радиоуниверситет вошел в число партнеров?
А.Т.
— Да, наш вуз — полноправный член консорциума. При подписании Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности мы взяли на себя обязательства по подготовке квалифицированных научных и инженерных кадров для ракетно-космической отрасли. На Совете РГРТУ было принято решение создать кафедру «Космические технологии», целью которой должна стать магистерская и аспирантская подготовка для ракетно-космической промышленности и других высокотехнологичных отраслей радиоэлектроники, вычислительной техники и прикладной информатики. Кафедра создавалась не на пустом месте. Ее организация потребовалась для того, чтобы поднять уровень подготовки на новую ступень. По сути, мы вплотную подошли к тому, чтобы готовить кадры для космической отрасли. Потребовалось разработать необходимую программу обучения, привлечь для работы лучших специалистов научной и педагогической деятельности в области космических информационных систем, связи, навигации и дистанционного зондирования. Помимо этого, было выполнено несколько проектов, связанных с организационной стороной вопроса.

Р.В. — Недавно я узнала, что программа включает обширную практику работы на высокотехнологичном оборудовании. Его уже где-то установили или магистранты практикуются на предприятиях?
А.Т.
— Не только на предприятиях. В РГРТУ на базе Бизнес-инкубатора создан научно-образовательный центр «Космические технологии». Оснащены две лаборатории этого центра. Получено оборудование и для третьей лаборатории. Мы создали своего рода комплекс с самой передовой лабораторной базой, программным, технологическим и методическим обеспечением в области космического приборостроения. Взять хотя бы учебно-научную лабораторию проектирования и экспериментального производства функциональных узлов малых космических аппаратов (МКА) и космических спутников формата Cubesat. В состав лаборатории входит 11 автоматизированных рабочих мест, на которых выполняется основной рабочий цикл от постановки задачи и научных экспериментов до получения проектных решений для следующих этапов экспериментального производства и испытаний.

Или ресурсный центр коллективного пользования, в котором на базе локальной вычислительной сети развернуты системы автоматизации схемотехнического и конструкторского проектирования, а также технологической подготовки производства узлов МКА с использованием систем и современных информационных технологий. Или учебно-научную лабораторию «чистая комната» для сборочно-монтажных работ, функциональной настройкой узлов. На базе этого центра организовано 9 рабочих мест для решения инженерных задач по автоматизированному проектированию, изделий электронной техники с использованием современных информационных технологий.

Р.В. — Деятельность сотрудников кафедры «Космические технологии» не подменяет работу ваших коллег из НИИ «Фотон»?
А.Т.
— Наоборот, способствует усилению кадрового потенциала. Теперь подбор специалистов не будет вызывать затруднений — руководству «Фотона» есть из кого выбирать. Тем более что еще в период обучения магистранты подключаются к работе на базе НИИ. Это очень важно: требуются определенные знания и умения для решения прикладных математических и инженерных задач, связанных с научно-исследовательской, конструкторско-технологической и проектной деятельностью, которые надо сформировать. К слову, программой такой подход предусмотрен, и здесь охвачены все области — от создания, внедрения и эксплуатации современных космических информационных систем, средств космической связи до навигации и дистанционного зондирования Земли, чем как раз и занимается «Фотон». Надо отметить, что образовательный курс подготовки магистрантов и аспирантов предполагает участие каждого магистранта в реальных научных проектах, конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе и международных, в области навигации и дистанционного зондирования Земли, а также в проектировании элементов космических систем и научно-образовательных пико-нано-микро-спутников различного назначения.

Р.В. — Александр Иванович, участие в работе конференции по международному проекту Tempus NETCENG сотрудников вуза соотносится с подготовкой высокопрофессиональных специалистов в области космических технологий?
А.Т.
— Конечно, и мы заинтересованы в широкой кооперации с ведущими зарубежными университетами — партнерами из Германии, Беларуси, Литвы, Казахстана и другими, с которыми вузом заключены договоры об академической мобильности и сотрудничестве в рамках международных научных проектов. В обозримом будущем наши магистры смогут получать дипломы международного образца.

Р.В. — Несколько лет назад науку обвиняли в недостаточной доле коммерческой составляющей в научных изысканиях. Можно ли говорить, что пути решения проблемы найдены?
А.Т.
— Судите сами: общий объем научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР) превышает 300 миллионов рублей, а точнее — около 320. Из них 150 миллионов — по космической тематике. По объему НИОКР на одного научно-педагогического работника показатель по радиоуниверситету более чем в десять раз превышает показатель Министерства образования науки РФ по мониторингу вузов. Мы входим в первую двадцатку. Если рассмотреть то, как складываются научно-исследовательские проекты в нашем вузе по направлениям фундаментальных и прикладных исследований, то примерно 80 процентов всего финансирования научных исследований вуза — прикладные исследования и разработки, выполняемые по заданиям промышленных предприятий. И соответственно, 20 процентов от общего финансирования — это фундаментальные исследования, выполняемые в рамках государственного задания от министерств и ведомств, по конкурсным грантам и федеральным целевым программам.

Р.В. — Проблема преемственности в преподавательской и научной среде актуальна для многих вузов страны. Удается ли радиоуниверситету ее решать?
А.Т.
— Этот фактор учитываем и ищем пути решения. Следуем примеру и опыту других вузов. Так, в Берлинском техническом университете на кафедре космических технологий широко используется творческий потенциал аспирантов и магистрантов при выполнении заказных проектов. Для применения этого опыта по инициативе ректора Виктора Сергеевича Гурова на базе Бизнес-инкубатора РГРТУ для магистрантов и аспирантов создается самая современная научная экспериментально-производственная база. Своего рода дополнительная возможность для решения нескольких задач: подготовки высококвалифицированных специалистов, выполнения ими заказных НИОКР и инициативных проектов, зарабатывание для вуза средств для его дальнейшего развития и укрепления научно-экспериментальной базы. Специалисты получаются по этой технологии классными, готовыми решать сразу сложные инженерные задачи, и при этом они будут зарабатывать вузу деньги, приносить новые идеи для перспективных инновационных проектов.

Лада Петрова



Метки: РГРТУ


Поиск

11:10
В Рязани за 5,5 миллиона рублей разработают проект для ремонта здания минздрава

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

13:39
В Рязани электросети ряда новостроек остаются в частной собственности

13:00
Рязанский дзюдоист завоевал медаль Всероссийского турнира в Питере

12:51
Треть рязанцев могут снизить требования к зарплате, если им понравится работодатель

12:38
Рязанские паралимпийцы завоевали медали чемпионата России по настольному теннису

12:23
Рязанцы могут узнать о долгах по налогам не выходя из дома

12:10
На улице Чапаева в Рязани ночью ограничат движение транспорта

11:48
Наездник-паразит может стать союзником людей в борьбе с непарным шелкопрядом

11:39
Рязанская область заняла 23-е место в рейтинге регионов по платёжной дисциплине бизнеса

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31