ПОНЕДЕЛЬНИК
6/30/2025 5:37:02 AM

Подробности

Экспедиция

Вдоль и поперёк

17.07.2010

Путешествие — это не только перелёт на самолете из пункта «А» в пункт «Б» и дальнейшее времяпрепровождение в гостинице и на пляже. Путешествие — это в первую очередь приключение.

Рязань уже давно встала впереди планеты всей по плотности проживающих здесь путешественников. Одни из них покоряют Северный полюс, другие жаркие южные страны, а некоторые и просто свою родную Россию, которая, к слову, стоит таких усилий, ибо наши расстояния вряд ли кто-нибудь осилит вдоль и поперек. Но можно, как говорится, попробовать.

«Великий и ужасный Фёдор» (как он себя в шутку называет), в миру известный как Алексей Желудков, не раз колесил по российским дорогам. Самое длительное путешествие в его активе — из Мурманска к Чёрному морю поперёк России, Украины и Белоруссии, общей длиной 5000 километров. Фёдор рассказал, почему для путешествия был выбран именно велосипед, как его встретили в соседних странах и чего не хватает для развития туризма в отдельно взятой России.

Любишь путешествовать?

— Да, только делать это начал далеко не в подростковом возрасте, а где-то лет в 20, когда первый раз поехал автостопом в Москву из Рязани. После этой поездки я за четыре года побывал и самостоятельно, и в командировках (как автостопом, так и поездами-автобусами) в очень многих городах страны — от Санкт-Петербурга до Сочи с севера на юг и от Казани до Орла с востока на запад. Мне было интересно всё — не только общеизвестные достопримечательности, но и незаметные даже местным мелочи. Хотя иногда ехал не в город, а к людям, окружающие этого человека дома, дороги, фонарные столбы и мосты — были дополнением. Но график работы не позволял уезжать надолго — всего лишь два выходных, короткий отпуск в две недели. Не особо развернёшься, потому что даже в европейской части России городов слишком много, а есть ещё далёкая необъятная Сибирь.

Как ты решил отправиться в свою первую велопоездку?

— До армии я захотел покататься на велосипеде. Почему я решил сделать это именно на велосипеде — до сих пор самому не очень понятно, однако я не только не жалею об этом выборе, но и рад, что вышло именно так. Составил список городов, находящихся не очень далеко от тех мест, где я родился и жил, и решил посмотреть их за одну поездку. Отправился по Золотому кольцу России. Общая протяжённость пути составила где-то порядка 1700 километров, что для первого путешествия мне показалось более чем внушительно. Ехал я не быстро, для меня всё было тогда в новинку.

Одному было не страшно?

— Нет, я знал, что если что-то случится, я могу сесть на любой автобус или электричку и вернуться домой. Благо велосипед — это не такой вид транспорта, чтобы с ним в этом плане было неудобно. Страшно вообще за всю первую поездку было только первый раз — 8 мая. Все очень спешили из Ярославля на выходные куда-то, и меня первый раз чуть не сбила одна такая лихая машина. Она пролетела буквально в сантиметре от меня, обдав огненным воздухом, гарью и грязью. После этого я даже не смог некоторое время продолжать путь, так как меня буквально трясло.

А повседневные сложности были типа усталости, плохих дорог и прочего?

— Дороги очень портили впечатление от поездки. Россия совсем не приспособлена для туристических велопутешествий. Даже просто, когда ты приезжаешь к какому-нибудь известному и уважаемому музею, поставить велосипед на велопарковку — это проблема. Потому что их просто нигде нет. Там же, где есть, они рассчитаны на советские шоссейные велосипеды и в большинстве своём не подходят под современные иностранные модели. О велодорожках вообще можно забыть. Я могу это понять в городах типа Суздали, где порядка десяти тысяч жителей, но, например, миллионный Ярославль?

Но ведь многие из этих городов, та же Суздаль это туристический центр. Могли бы адаптировать?

— Могли, но увы. Вообще странно, что это не было сделано в таком известном туристическом центре.

Когда вернулся из первого велопутешествия, о следующем уже думал?

— Знакомые говорили, что готовиться к нему я стал сразу, и это было похоже на фильм «Побег из Шоушенка». В армии я потратил всю свою месячную зарплату на покупку атласа автодорог России, потому что доступ в Интернет у меня был через телефон, и это было не совсем удобно для расчёта маршрута. По первому путешествию я знал, что 100 километров в день для не подготовленного человека — это нормально, поэтому я начал рассчитывать маршрут исходя из этой цифры.

Какой получился маршрут?

— Путь был проложен из Владивостока до Таганрога. На его прохождение я планировал истратить три с небольшим месяца.

Однако маршрут второго твоего путешествия потом резко изменился…

— Когда я вернулся из армии и купил себе колу и сникерс, а сестре кваса, отдав за это колоссальные для солдата деньги. Как потом оказалось, все цены в магазинах за год моей службы выросли, как минимум, в половину, а то и больше. Пришлось менять маршрут и отправляться не вдоль страны, а поперёк, то есть с севера на юг — от Мурманска к Чёрному морю. В итоге я прошёл почти 5 000 километров от берегов Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, лишь один раз воспользовавшись электричкой (не включено в общий километраж) от Запорожья до Мелитополя, но это была необходимость, вызванная болезнью.

Как пришла идея проехать не только по территории России, но и по Белоруссии и Украине?

— Я там никогда не был, поэтому решил, что это будет неплохим дополнением к маршруту.

Во второй поход ты отправился уже с компанией. Как подбирались участники?

— Написал пост в ЖЖ, на который откликнулось много желающих. Часть из них хотела ехать прямо с самого Мурманска и до куда получится, часть хотела присоединиться с других городов по пути маршрута. В итоге на путешествие решились только двое. Они встретили меня в Смоленске, и дальше мы поехали вместе.

Компанией ехать лучше?

— Это дело вкуса. Я себя комфортней чувствую, когда еду один. Однако и в компании есть свои плюсы. Например, на протяжении поездки у нашей команды было всегда две точки зрения — одну разделяло два человека, другую — один. В многодневных походах меняется психология людей. Бывает, начинаются ссоры и прочие неприятности, которые вызваны психологической несовместимостью. Кроме того, всё это отягощается физическими нагрузками, плохими условиями и многими другими стрессовыми факторами.

Сложности во второй поездке были такие же, как в первой?

— Да, дороги — это самая главная сложность. В России дороги есть местами, как, в общем-то, и связь. Например, когда я ехал в Карелии и Мурманской области по хорошим дорогам, мне пришлось целых две недели обходиться без связи — её там просто нет. Там же я познакомился и ещё с одной сложностью — ездой по сопкам. Когда двадцать километров едешь в горку — это утомляет.

А приятные неожиданности были?

— Странная магия преследовала всю дорогу. Если хотелось какую-то вещь, она вдруг появлялась. У меня в Карелии из-за сырости сломался ноутбук, и, когда я приехал в Питер, друг нашёл мне новый буквально на улице. Или, например, другая история — очень нужны были пассатижи, чтобы починить велосипед. И вот еду, а через 500 метров вдруг прямо передо мной на дороге лежат пассатижи. Таких случайностей было настолько много, что удивительно.

Если сравнивать Россию с Украиной и Белоруссией, где дороги лучше?

— Хуже, чем в России, дороги только на Украине. В Белоруссии дороги оказались отличными. У нас федеральные трассы хуже, чем у них дороги между сёлами. Лишь в одном месте нам довелось видеть дорогу из щебня, все остальные были из идеального асфальта.

Люди тоже различаются?

— Когда меня обгоняют мотоциклисты или автомобилисты в России, они преимущественно показывают средний палец. В Белоруссии и Украине люди улыбались и махали рукой. У нас в стране люди более агрессивны, чем в соседних странах, хотя и ведут себя немного более зажато. Когда я ходил по Минску и Чернигову ночью, мне было очень комфортно и вообще не страшно. Однако всех под одну гребёнку тоже не следует грести, так как и в России было много людей, которые мне бескорыстно помогали.

В новое велопутешествие планируешь отправиться?

— В следующем году хочу, наконец, проехать уже вдоль страны, как и задумывал.

Александр Джафаров


Метки: туризм, Алексей Желудков


Поиск

28.06.2025 11:36
На улице Серёжина Гора в Рязани началось строительство футбольного центра

28.06.2025 10:45
В Рязани открылась выставка «Русский дух»

28.06.2025 09:08
Рязанцев приглашают отметить День молодёжи

27.06.2025 16:32
T2 в Рязани вдвое снижает плату на одном из самых крутых тарифов

27.06.2025 12:44
В Рязанской области продолжают дешеветь яйца.

27.06.2025 10:24
Студентам РязГМУ начнут платить повышенные пособия

26.06.2025 18:19
Эксперты Wildberries & Russ: в Рязани сеть цифровых экранов выросла втрое

26.06.2025 15:41
Увидеть звук и услышать цвет предлагает рязанцам выставка Василия Кандинского

26.06.2025 14:44
Большая дорога с большими данными: выбрать идеальную машину помогут технологии T2

26.06.2025 14:30
В 2026 году в Рязанской области приведут в порядок 25 общественных пространств

26.06.2025 10:24
В Рязанской области расширят производство пестицидов

25.06.2025 15:58
Мэрия Рязани разрешила использовать участок на улице Большой для размещения АЗС

25.06.2025 15:20
В Рязани одобрили размещение производства в зелёной зоне у ручья Быстрец

25.06.2025 12:15
В 2024 году на оплату медпомощи рязанцам в других регионах потрачено 977 миллионов рублей

25.06.2025 11:35
Технология VoWiFi стала доступна для абонентов «Ростелекома»

25.06.2025 09:35
Гости РФ и туристы смогут купить SIM после общения с биотерминалом Т2

24.06.2025 17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

24.06.2025 15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

24.06.2025 13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

24.06.2025 12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

24.06.2025 11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

24.06.2025 10:00
Рязанские предприниматели узнают о новых трендах в продвижении брендов

24.06.2025 09:24
В Рязани стоматолог-ортопед может зарабатывать от 300 тысяч рублей

23.06.2025 17:32
«Технониколь» вложит 2 миллиарда рублей в развитие безотходного производства в Рязани

23.06.2025 14:07
В Рязани продают здание детской реабилитации «Шаг за шагом»

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер