Учитель или «ресурс»? |
25.11.2015 |
---|
Нынешняя реальность и возможные «плоды просвещения».
О.В. — В ближайшее время для обучения педагогов и всех желающих может быть использован так называемый формат «24 к 7», который предусматривает круглосуточное использование интернет-ресурсов семь дней в неделю. Для этого необходимо оцифровать все информационные источники, что и будет сделано в течение ближайших лет. И тогда каждый желающий может иметь к ним доступ из любой точки, подключенной к сети Интернет. Педагог может в таком случае обучиться чему-то индивидуально, то есть выбрать то, что ему интересно и, как он считает, необходимо. Или пройти специально разработанный дистанционный курс и получить свидетельство о повышении квалификации из образовательного учреждения, не выходя из дома, не вставая с рабочего места.
Многое для этого уже сделано. И недавно мы с коллегами прошли дистанционные курсы в Ярославском центре повышения квалификации педагогов по вопросам организации дополнительного образования по направлению технического творчества. Мы слушали лекции, общались с преподавателями, но все это — дистанционно, не выезжая из Рязани.
В настоящее время ведущими вузами страны разработан проект-форсайт «Образование – 2035» (форсайт — в переводе с английского «видение, технология будущего»), и то, о чем я вам рассказала, находится как раз в русле прогнозируемых явлений, необходимость которых понимаешь и принимаешь, хотя некоторые другие мысли в этом документе я, например, принять никак не могу.
Но будущее придет, оно обязательно изменит наше общество, школу, и какие-то новые тенденции, повторяю, уже видны. Раньше учитель был нацелен на то, чтобы, главным образом, давать знания. Сегодня, когда информационные возможности настолько расширились, надо учить ребенка самостоятельно получать знания и в то же время анализировать их необходимость и ценность. И вот в связи со всем этим сотрудники нашего центра постоянно думают над тем, какие формы наилучшим образом помогут педагогу усовершенствовать свой профессионализм…
Р.В. — Что же вы теперь можете предложить, кроме классики «жанра»: лекций, семинаров, коллоквиумов?
О.В. — Различные альтернативные формы. Одна из них, например, очень похожа на процедуру аттестации. Все мы знаем, как она проходит. Эксперты приходят на занятия к педагогу, смотрят, дают оценку и рекомендации на будущее, и это бывает раз в пять лет. А мы предложили учителям и воспитателям детских садов такую форму усовершенствования своего опыта: эксперты оценивают занятия по видеозаписи два раза в месяц в течение года. Рекомендации даются в центре после каждого ее просмотра, и педагог таким образом действенно повышает свой профессиональный уровень, в первую очередь — профессионализм практика. Такой проект был впервые осуществлен в прошлом году и очень хорошо себя зарекомендовал — особенно у тех, кто только начинает педагогическую работу, у кого был в ней перерыв, кто должен пройти переаттестацию.
Вошли в нашу работу интернет-педсоветы, которыми, я думаю, сегодня уже никого не удивишь. Эта форма выросла из кустовых педагогических совещаний, которые мы лет 10–15 назад проводили по определенной теме на базе какого-то одного учреждения, куда подходили, съезжались представители нескольких других школ. Теперь те же самые собрания проводятся по скайпу, формы их самые разные: обсуждения темы, мозговой штурм, дискуссия, презентация опыта и т.д.
По-новому мы решили в этом учебном году проводить и городской методический конкурс. Обычно конкурсные испытания включают в себя представление опыта, написание статьи, конспекта урока и т.д. Мы решили сделать иначе. На первом туре (он уже завершен) конкурсанты должны будут представить жюри развернутые ответы на вопросы, связанные с проблемами современного российского образования. На втором туре те, которые пройдут на него по баллам, станут решать определенные педагогические или управленческие задачи. Для этого будут даны некие начальные условия, а конкурсанты опишут схемы развития данных процессов. Нам кажется, что такая форма проведения конкурса будет и более интересной, и поможет в поиске творческих педагогов.
Р.В. — Ольга Сергеевна, проект «Образование-2035», который вы упомянули и который можно увидеть в Интернете, вызывает у пользователей разноречивые суждения. И вы сказали, что не все прогнозы в нем принимаете. Что именно?
О.В. — Например, то, что учитель из образования уйдет, его вполне может заменить техника. Лет восемь назад мы, проводя одно исследование, задавали старшеклассникам вопрос: «Что для вас современный учитель»? И один юноша сказал: «Учитель — это, прежде всего, человек». Тогда мы еще не в полной мере могли оценить значимость этих слов, а вот сейчас, наверное, настало время серьезно задуматься над ними. Да, учитель — это не какой-то сверхсовершенный робот, не виртуальное существо, не ресурс. Это реальный живой человек, который ребенку нравится, которого он уважает, которому может открыть душу, и всем этим он ему как раз необходим.
Метки: образование
17.01.2025 15:07
Экс-министр спорта Рязанской области Виктор Попков просит снять с него судимость
17.01.2025 10:25
Младенческая смертность в Рязанской области достигла исторического минимума
16.01.2025 18:01
Гипермаркет «Лента» в Борках в Рязани планируют закрыть
16.01.2025 15:33
По делу о мошенничестве с коммунальной техникой в Рязани продолжают допрашивать свидетелей
16.01.2025 15:03
После инцидента в Рязани в Госдуме призвали ужесточить правила продажи пневматического оружия
16.01.2025 10:58
За два года в Рязани приобрели в три раза больше троллейбусов, чем за предыдущие 20 лет
15.01.2025 19:34
Победители конкурса педагогов в Рязанской области начнут получать квартиры
15.01.2025 14:37
Стрельба в школе №47 в Рязани велась из игрушечного пистолета
15.01.2025 14:18
В школе №47 в Рязани произошла стрельба из травматического оружия
15.01.2025 12:45
Опубликованы результаты слушаний относительно участка у ручья Быстрец в Рязани
15.01.2025 12:06
В Спасском районе готовится к открытию музей лыж
15.01.2025 09:56
Определена дата Дня выпускников в Рязанской области
14.01.2025 14:26
В «Окской стрелке» построят новые коммуникации и подпорную стену
14.01.2025 14:08
Проект реставрации Дома купца Постникова в Сасово обойдётся в 11,9 миллиона рублей
14.01.2025 13:37
В Рязанской области создадут штаб по уборке пешеходных территорий
14.01.2025 11:55
Директором Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника стала Инесса Фельдман
14.01.2025 10:15
Рязанская область выбилась из срока назначения сенатора
13.01.2025 13:54
В ГК «Зелёный сад» отменена система депремирования
13.01.2025 12:37
Рязань стала одним из лидеров по росту цен на жильё
13.01.2025 11:50
Рязанский регион вышел в лидеры ЦФО по целевому обучению студентов
13.01.2025 10:54
Рязанская энергетическая сбытовая компания отметила 20-летие
13.01.2025 09:40
В Рязани проводят обсуждения по земельным участкам на улице Белякова
11.01.2025 21:30
Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Виталий Попов покинул пост
17.01.2025 19:38
Рязанский радиоуниверситет проведёт прямую линию для абитуриентов
17.01.2025 18:36
В Рязани может образоваться «пузырь» на рынке жилой недвижимости