Подробности

Наука

Учитель или «ресурс»?

25.11.2015

Нынешняя реальность и возможные «плоды просвещения».

Проблемы школы находятся, вероятно, в числе самых болевых точек в нашем обществе, суждения о ее настоящем и будущем порою очень противоречивы: если одни выступают за дальнейший ход модернизации образования, то другие считают за благо этот процесс свернуть. Тем не менее жизнь идет вперед, научно-технический прогресс проникает во все ее сферы, в том числе и образовательную, где важное значение имеет подготовка, а также переподготовка педагогических кадров. Что в этом деле появилось или может в скором времени появиться нового? С таким вопросом я обратилась к директору центра мониторинга и сопровождения образования города Рязани Ольге Сергеевне Васиной, и вот о чем она рассказала.

О.В. — В ближайшее время для обучения педагогов и всех желающих может быть использован так называемый формат «24 к 7», который предусматривает круглосуточное использование интернет-ресурсов семь дней в неделю. Для этого необходимо оцифровать все информационные источники, что и будет сделано в течение ближайших лет. И тогда каждый желающий может иметь к ним доступ из любой точки, подключенной к сети Интернет. Педагог может в таком случае обучиться чему-то индивидуально, то есть выбрать то, что ему интересно и, как он считает, необходимо. Или пройти специально разработанный дистанционный курс и получить свидетельство о повышении квалификации из образовательного учреждения, не выходя из дома, не вставая с рабочего места.

Многое для этого уже сделано. И недавно мы с коллегами прошли дистанционные курсы в Ярославском центре повышения квалификации педагогов по вопросам организации дополнительного образования по направлению технического творчества. Мы слушали лекции, общались с преподавателями, но все это — дистанционно, не выезжая из Рязани.

В настоящее время ведущими вузами страны разработан проект-форсайт «Образование – 2035» (форсайт — в переводе с английского «видение, технология будущего»), и то, о чем я вам рассказала, находится как раз в русле прогнозируемых явлений, необходимость которых понимаешь и принимаешь, хотя некоторые другие мысли в этом документе я, например, принять никак не могу.

Но будущее придет, оно обязательно изменит наше общество, школу, и какие-то новые тенденции, повторяю, уже видны. Раньше учитель был нацелен на то, чтобы, главным образом, давать знания. Сегодня, когда информационные возможности настолько расширились, надо учить ребенка самостоятельно получать знания и в то же время анализировать их необходимость и ценность. И вот в связи со всем этим сотрудники нашего центра постоянно думают над тем, какие формы наилучшим образом помогут педагогу усовершенствовать свой профессионализм…

Р.В. — Что же вы теперь можете предложить, кроме классики «жанра»: лекций, семинаров, коллоквиумов?
О.В.
— Различные альтернативные формы. Одна из них, например, очень похожа на процедуру аттестации. Все мы знаем, как она проходит. Эксперты приходят на занятия к педагогу, смотрят, дают оценку и рекомендации на будущее, и это бывает раз в пять лет. А мы предложили учителям и воспитателям детских садов такую форму усовершенствования своего опыта: эксперты оценивают занятия по видеозаписи два раза в месяц в течение года. Рекомендации даются в центре после каждого ее просмотра, и педагог таким образом действенно повышает свой профессиональный уровень, в первую очередь — профессионализм практика. Такой проект был впервые осуществлен в прошлом году и очень хорошо себя зарекомендовал — особенно у тех, кто только начинает педагогическую работу, у кого был в ней перерыв, кто должен пройти переаттестацию.

Вошли в нашу работу интернет-педсоветы, которыми, я думаю, сегодня уже никого не удивишь. Эта форма выросла из кустовых педагогических совещаний, которые мы лет 10–15 назад проводили по определенной теме на базе какого-то одного учреждения, куда подходили, съезжались представители нескольких других школ. Теперь те же самые собрания проводятся по скайпу, формы их самые разные: обсуждения темы, мозговой штурм, дискуссия, презентация опыта и т.д.

По-новому мы решили в этом учебном году проводить и городской методический конкурс. Обычно конкурсные испытания включают в себя представление опыта, написание статьи, конспекта урока и т.д. Мы решили сделать иначе. На первом туре (он уже завершен) конкурсанты должны будут представить жюри развернутые ответы на вопросы, связанные с проблемами современного российского образования. На втором туре те, которые пройдут на него по баллам, станут решать определенные педагогические или управленческие задачи. Для этого будут даны некие начальные условия, а конкурсанты опишут схемы развития данных процессов. Нам кажется, что такая форма проведения конкурса будет и более интересной, и поможет в поиске творческих педагогов.

Р.В. — Ольга Сергеевна, проект «Образование-2035», который вы упомянули и который можно увидеть в Интернете, вызывает у пользователей разноречивые суждения. И вы сказали, что не все прогнозы в нем принимаете. Что именно?
О.В.
— Например, то, что учитель из образования уйдет, его вполне может заменить техника. Лет восемь назад мы, проводя одно исследование, задавали старшеклассникам вопрос: «Что для вас современный учитель»? И один юноша сказал: «Учитель — это, прежде всего, человек». Тогда мы еще не в полной мере могли оценить значимость этих слов, а вот сейчас, наверное, настало время серьезно задуматься над ними. Да, учитель — это не какой-то сверхсовершенный робот, не виртуальное существо, не ресурс. Это реальный живой человек, который ребенку нравится, которого он уважает, которому может открыть душу, и всем этим он ему как раз необходим.

Татьяна Банникова



Метки: образование


Поиск

26.05.2020 21:38
В Рязанской области скончалась 70-летняя пациентка с коронавирусом

26.05.2020 18:03
В Московском районе Рязани проживают 586 человек с COVID-19

26.05.2020 17:22
Россельхозбанк: Рязанский филиал расширил тарифную линейку РКО для бизнеса

26.05.2020 16:56
Количество онлайн-покупок одежды в Рязанской области выросло в 6,5 раза

26.05.2020 16:11
В Рязани сносят корпус онкодиспансера

26.05.2020 13:03
Промсвязьбанк: Компания помогла клиентам получить безвозмездные субсидии на 1 миллиард рублей

26.05.2020 12:56
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

26.05.2020 11:43
Рязанская область планирует установить свои выплаты работникам медорганизаций

26.05.2020 11:40
Ростелеком: 1 июня состоится премьера триллера «Приди ко мне»

26.05.2020 11:03
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанском регионе достигло 3206

26.05.2020 10:55
Сбербанк: Управляющий региональным отделением Иван Семёнов поздравил рязанцев с Днём российского предпринимательства

25.05.2020 20:39
Журналисты посетили касимовский лес, ставший предметом мусорного скандала

25.05.2020 18:57
Ещё один рязанский бизнесмен рассказал Андрею Караулову о работе Николая Пилюгина

25.05.2020 18:34
Россельхозбанк: Запущена услуга самоинкассации в более чем пяти тысячах банкоматов по всей стране

25.05.2020 16:26
Ростелеком: В Wink состоится онлайн-премьера музыкального шоу «Классика в честь Дворцовой»

25.05.2020 15:05
Промсвязьбанк: Запущен круглосуточный онлайн-сервис помощи «Антивирус»

25.05.2020 15:02
В детских садах Рязани летом могут открыть дежурные группы

25.05.2020 13:10
Промсвязьбанк: Запущен онлайн-сервис для подготовки декларации в ФНС

25.05.2020 11:43
Николай Любимов потребовал достроить новую школу в Горроще в срок

25.05.2020 11:20
Промсвязьбанк: Индекс RSBI показал снижение деловой активности до исторического минимума

25.05.2020 10:49
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанском регионе достигло 3125

25.05.2020 10:14
Проверка не выявила возобновления работ на озере «Дикая утка»

24.05.2020 13:35
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанщины

24.05.2020 11:04
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 3040

23.05.2020 23:12
Рязанский бизнесмен Юрий Куприянов рассказал о сложных взаимоотношениях с Николаем Пилюгиным

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31