Подробности

Жизнь

Эпоха возрождения

10.12.2015

Фонды Рязанского художественного музея пополнились тремя сериями автолитографий художника Павла Кузнецова. Приобретение в разгар кризиса стало возможными благодаря помощи СБК «Профит».

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) — один из самых выдающихся русских художников ХХ века. Стал знаменит, в основном, своими картинами, написанными в его путешествиях по Востоку, особенно работами из цикла «Киргизская сюита». Поэзия степной жизни, переданная кистью Кузнецова, давно была оценена по достоинству: обладать произведениями этого художника — законная гордость для музея или коллекционера.

13 декабря в Третьяковской галерее закроется большая выставка из 115 живописных и 100 графических работ Павла Кузнецова, работавшая с 7 сентября и ставшая наряду с выставкой Валентина Серова — учителя Кузнецова, главным столичным художественным событием осени. И надо же случиться такому совпадению, что почти одновременно с открытием выставки Павла Кузнецова в Третьяковке, решился вопрос о приобретении Рязанским художественным музеем 45 автолитографий Кузнецова, входящих в циклы «Горная Бухара», «Туркестан» и «Туркестан. 2-я серия». При этом 90 с лишним лет единственной работой Павла Кузнецова в нашем музее была лишь картина «Киргизские дети», поступившая из Государственного музейного фонда в далёком 1924 году. Теперь же после приобретения практически полного корпуса кузнецовской тиражной графики, Павел Кузнецов представлен в Рязанском художественном музее как ни один другой живописец Серебряного века.

Это приобретение не могло бы состояться без спонсорской помощи Специализированной бухгалтерской конторы «Профит», взявшей на себя возмещение расходов по закупке двух из трёх серий кузнецовских автолитографий. Меценатство, не сулящее ни прибыли, ни сохранения капитала, может показаться довольно экзотическим поступком в момент переживаемого страной экономического кризиса. Руководители СБК «Профит», Андрей и Галина Жильцовы рассказали о причинах, побудивших их сделать такой шаг.



— Очень плохо, когда говорят только об экономической целесообразности, забывая об общественной пользе — считает Андрей Жильцов. — Мы привыкли обустраивать свой собственный мир, свой дом, квартиру, лужайку перед домом — но это вещи, которые ты делаешь вокруг себя и для себя. А есть и общественная польза — то, что нужно не одному тебе. Экономическая выгода тут ни при чём. К сожалению, сейчас понятие общественной пользы исчезло, и его хотелось бы реанимировать. Обустроить парк не только для себя, но и чтобы там гуляли люди, приобрести произведения искусства не для того, чтобы повесить в своей квартире, а чтобы сделать их доступными всем желающим. Ведь так и создавалась Третьяковка. Поэтому если вообще говорить о выгоде, то только в аспекте общественной пользы, которая, собственно, и является выгодой для всех нас.

Кроме того, есть волшебная и чарующая пора искусства Серебряного века, и если забрезжила возможность пополнить произведениями той эпохи рязанский музей, её нельзя упускать. У нас, в СБК «Профит», действует социальная программа: мы ведём на безвозмездной основе бухгалтерский учёт для тех некоммерческих организаций, которые приносят общественную пользу нашему городу, нашей области, тем людям, которые здесь живут. Обычно мы не занимаемся какими-либо спонсорскими выплатами, так как «Профит» — не финансовая организация, не завод, не корпорация. Мы делаем исключительно то, что можем сделать: предоставляем не деньги, а свой труд. Но случай с приобретением автолитографий для Рязанского художественного музея — это исключительная ситуация, когда решение надо было принимать очень быстро. Если бы мы этого не сделали, может, на нашем месте оказался бы кто-то другой, а, может быть, и никто, и шанс был бы упущен.



— На самом деле сейчас в нашем обществе появляется очень много всевозможных благотворительных или дополнительных социальных институтов, — говорит Галина Жильцова. — Это связано не с модой, а с тем, что в каждом из нас проснулось что-то большое, мы как бы оглянулись вокруг. Может быть, это началось с того момента, когда у нас горели леса, может быть, с чего-то ещё... Кто-то помогает детям; я смотрю на эту прекрасную молодёжь, которая у нас организовывает Арт-лужайку, и думаю, какие они молодцы. Мне нравится это поколение, я надеюсь, они будут немного лучше нас. Мы после девяностых слишком увлеклись что называется своими личными делами. А сейчас мы немножечко расширяем эти границы и понимаем, что есть вещи, которые очень нужны всей Рязани. В нашем городе есть художественный музей, есть художественное училище, художественные школы, изостудии, много детей рисует, есть свой слой культуры. Своё движение тут тоже есть, и что ещё может улучшить привлекательность города как не пополненная коллекция художественного музея? Идея подарить Рязани работы Павла Кузнецова принадлежала Александру Никитину, а нам оставалось только его в этом поддержать. И, может быть, именно в кризис, когда нет возможности делать масштабные проекты, поступление работ Кузнецова в фонды художественного музея будет одним из маленьких шагов, постепенно поднимающих наш город на новые ступени развития. Мы хотим показать и музею, и рязанцам, что в нашем городе очень много людей, интересующихся искусством, образованных, интеллигентных, готовых поддерживать город и фонды его музеев. Особенно в тяжёлые времена.

Андрей Жильцов также считает, что в Рязани необходимо каким-либо образом оформить институт попечительства — не обязательно в жёстких административных рамках, но хотя бы обозначить его как общественное движение. Это мнение разделяет один из авторов Энциклопедии русского авангарда Александр Никитин, который и запустил процесс приобретения автолитографий Кузнецова для художественного музея:
— Полагаю, есть резон в создании некоего попечительского совета при Рязанском художественном музее. Этот совет могли бы составить люди, которые уже помогали музею и подтвердили делом своё право быть в этом составе. В наше время антикварно-художественный рынок функционирует, в основном, в форме аукционов, где часто всплывают очень интересное работы, например, картины художников, имевших отношение к Рязани, но не представленных в фондах нашего музея — например, Ивана Орехова, авангардиста, учившегося в Рязанских государственных свободных художественных мастерских в 1919-1920-х годах. Процесс закупки для музея — довольно сложная процедура, затягивающаяся иногда на несколько лет, а антикварный рынок ждать не любит: большая часть картин попадает в частные коллекции и на долгие годы исчезает из поля зрения. Попечительский совет позволит в ситуациях, которые требуют быстрого принятия решений и привлечения денег, не пропускать возможности обогатить коллекцию рязанского музея. Последний же, во-первых, окажется в контексте стремительно меняющейся ситуации на сложном и мозаичном поле антикварных аукционов, а во-вторых, обретёт настоящих меценатов. Андрей и Галина Жильцовы дали пример того, как можно обеспечить возможность практически моментального — по меркам обычных музейных закупок — приобретения автолитографий Павла Варфоломеевича Кузнецова, многие годы хранившихся в коллекции крупного московского библиофила Льва Гладыша (1927-1993). Если бы не они, эти работы попали бы на аукцион, остались в Москве или ушли за границу. То есть без спонсора, готового немедленно вложиться в приобретение, ничего бы и не удалось.

Период авангардной революции первых лет советской власти затронул и Рязань, — продолжает Никитин. —. Например, III выставка картин 1919-1920 годов в Рязани удостоилась отдельной статьи в Энциклопедии русского авангарда. Сюда привозили Фалька, Родченко, Степанову, Лентулова, Попову, Пестель, Удальцову, Клюна, Кончаловского, братьев Весниных и других, но ничего с этих выставок в рязанском музее не осталось. Было упущено невероятное количество возможностей. Если бы тогда были закуплены эти работы, стоившие весьма дёшево, коллекция нашего музея была бы на столичном уровне, ведь теперь работы этих авторов оцениваются в сотни тысяч и миллионы долларов. Но тогдашние губнаробразовцы считали футуризм блажью, и всё прошло мимо. Понимаете, хочется некоего реванша, как ни наивно это звучит. Но это возможно только если у Рязанского областного художественного музея будет подспорье в лице меценатов, попечителей и друзей музея, готовых оказать помощь, в том числе, и финансовую.

Презентация трёх новоприобретённых серий автолитографий Павла Кузнецова состоится в Рязанском областном художественном музее 11 декабря в 16.00.

Галина Журавлёва


Метки: Рязанский художественный музей, Павел Кузнецов, искусство, Андрей Жильцов, Галина Жильцова, СБК «Профит», благотворительность, Александр Никитин


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

13:56
Рязанцы сообщили о громком хлопке в Шилово

11:28
Глава Рязанского района может выдвинуться кандидатом в депутаты районной Думы

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30