Подробности

Город

Преодолевая себя и километры дороги

24.05.2016

Как людям с ограниченными возможностями здоровья не стать домашними затворниками.

Мой знакомый, инвалид-колясочник (нет ног) 21-летний Александр Спицин на днях заказал такси в одной из популярных в Рязани фирм. При оформлении заказа сообщил, что у него коляска.

Машина приехала. Водитель очень нехотя погрузил его «багаж», возмущаясь, что не обязан это делать. Пока ехали до места назначения, таксист говорил, что не будет выгружать коляску, мол, вызывай кого-то из друзей, пусть они помогают тебе, намекая на доплату за дополнительные услуги. Александр принципиально заплатил только за проезд, ибо водитель мог и отказаться вести его изначально, если не хотел помогать. Во всех остальных случаях, по словам Александра, таксисты спокойно это делали. В итоге водитель, зло ворча, достал коляску и практически бросил ее на тротуар, говоря, что он не обязан таскать ЭТО, добавив, что «мы людей должны возить, а не вас». Друг, конечно, за всю свою жизнь привык к неоднозначной реакции на его внешность и к бытовым неудобствам, но откровенное хамство его очень задело. Он позвонил в главный офис такси и оставил жалобу руководству фирмы. Там извинились, обещали разобраться с данной ситуацией. Кроме того, в процессе разговора выяснилось, что ранее на этого же водителя уже поступала жалоба от другого пассажира с ограниченными возможностями здоровья.

Своим ходом
Передвижение на такси для Александра Спицина — мера вынужденная, так как это самый простой и быстрый способ добраться до нужного места. Парень – сирота, родом из Челябинской области. В Рязанскую область переехал для учебы в специализированном колледже в г. Михайлове. Окончив его, поступил в рязанский институт. Жил сначала в п. Строитель, где снимал комнату, сейчас проживает в общежитии вуза. Парень он очень самостоятельный, поэтому с домашними бытовыми делами справляется в основном сам. Но вот при выходе на улицу у него часто возникает множество проблем…

Первое время Саше приходилось ездить из Строителя до центра города на маршрутке, потому что платить 500 рублей (туда-обратно) за такси все-таки дороговато. Благо, там конечная остановка, и транспорт стоял на ней всегда. Неравнодушные водители и пассажиры помогали парню сесть в салон и внести инвалидную коляску. Конечно, бывали и неприятные инциденты, когда находились люди, возмущенные наличием «кареты» в салоне. Но, по словам молодого человека, это редкие случаи.

Гораздо обиднее было, когда таксисты, увидев ребят на колясках, просто разворачивались и уезжали.
— Бывало, что мне приходилось ехать на коляске по обочине проезжей части, потому что перебраться на тротуар через бордюр я самостоятельно не могу, да и спуститься с него потом тоже проблематично. Водители видели меня и аккуратно объезжали, — вспоминает Александр. — Я живу в Рязани два года и вижу, что, конечно, ситуация с доступной средой для инвалидов сдвинулась с места в лучшую сторону. Но пока это только начало.

В поисках альтернативы
На общественный транспорт Саша и его друзья тоже не рассчитывают. Хотя у нас в городе и появились специально оборудованные, низкопольные автобусы для инвалидов с откидной площадкой. По правилам, водитель при появлении пассажиров на колясках должен выйти, откинуть пандус и помочь инвалиду въехать в просторный салон, если у того нет сопровождающих. Инициатива, конечно, замечательная. Но на деле все не так радужно, как хотелось бы.
— Автобусов, приспособленных для перевозки пассажиров-колясочников, у нас в городе мало: по моим наблюдениям, в лучшем случае один на маршруте. А если ехать куда-то с пересадкой, то весь день в один конец проездишь, — рассказывает еще один колясочник, спортсмен Роман Башлыков. — Доступность остановочных комплексов для инвалидов оставляет желать лучшего. Пандусы и съезды оборудованы — через один, да и на том может быть припаркован автомобиль. Так что вместо общественного транспорта приходится искать альтернативные варианты.

Один из таких — служба социального такси. Но и оно для многих не является подспорьем. Заказывать автомобиль нужно минимум за два дня до поездки. Причем работает по городу всего одна оборудованная для инвалидов-колясочников машина. Тариф — 16 р. 70 коп. за километр. Конечно, некоторые охотно пользуются этой услугой, но как быть тем, кому ежедневно нужно посещать несколько мест в разных частях города?

Цена мобильности и свободы
Александр Спицин, помимо заочной учебы, активно занимается спортом и работает спортивным инструктором. То есть ему, как минимум, дважды в день нужно добираться из общежития до Центрального спортивного комплекса и обратно. Летом преодолеть этот маршрут проще: он самостоятельно передвигается на коляске через Центральный парк культуры и отдыха по отремонтированным дорожкам. Но зимой этот вариант невозможен без посторонней помощи. Поэтому и приходится молодому спортсмену пользоваться услугами такси. По подсчетам Александра, на зимние передвижения «дом-работа» у него уходит примерно пять тысяч рублей при пенсии по инвалидности в 14,5 тысячи рублей. Хорошо, что он еще получает зарплату и спортивную премию, которые являются хорошим подспорьем для целеустремленного парня. Помимо работы и тренировок, он не прочь сходить по магазинам, в кино и даже в ночной клуб.

Но это он такой: молодой, активный, сильный физически и морально. Исключение из правил. А очень многие люди с ограниченными возможностями, к сожалению, вынуждены сидеть в четырех стенах или не выходить за пределы своего двора, живя на одну пенсию.
— Я планирую в будущем купить автомобиль, чтобы стать мобильно независимым, — мечтает Александр. — Единственная проблема, я не знаю, где мне можно обучиться на права…

Этим вопросом озадачены многие друзья Саши, которые тщетно пытались найти в Рязани автошколу, обучающую инвалидов-колясочников. В России таких автошкол очень мало, не говоря уж о Рязани. Ведь для того чтобы обучать инвалида управлению автомобилем, нужно иметь специально оборудованную автомобильную технику, специально обученных автоинструкторов и лицензию на право подготовки водителей данной категории.

Такие услуги у нас в регионе оказывает только автошкола ДОСААФ в г. Михайлове. По словам ее руководителя Сергея Иванова, с начала года права на вождение автомобиля получили восемь инвалидов-колясочников. Сейчас обучение проходят еще три человека. Теоретические занятия проходят два раза в неделю, а практика — ежедневно, поэтому, будучи иногородним жителем, особо не наездишься. Приходится людям с ограниченными возможностями здоровья, но с безграничной верой в лучшее ежедневно приспосабливаться к имеющейся действительности.

Кстати, оскорбившего Александра Спицина таксиста, по сообщению менеджера фирмы-перевозчика, все-таки отстранили от работы. Но вряд ли через наказания людей можно научить вежливости, доброте и милосердию. Эти качества души должны искренне рождаться в сердце человека…

Елена Серебрякова



Метки: транспорт, доступная среда


Поиск

29.05.2024 16:18
Тарифы на проезд в транспорте МУП «УРТ» Рязани останутся прежними

29.05.2024 11:39
В Рязани началось рассмотрение дела Юрия Фурфурака о мошенничестве при закупке коммунальной техники

29.05.2024 09:31
В Рязани не смогли найти подрядчика для капремонта крыши школы №21

28.05.2024 17:49
Ожидается назначение нового руководителя Рязанского радиоуниверситета

28.05.2024 15:17
В Рязани восстановят дорожное покрытие на восьми улицах

28.05.2024 12:00
Зарезервированы земли под строительство нового моста через реку Оку под Рязанью

28.05.2024 11:10
При поддержке Рязанской НПК школьники совершили экспедицию в усадьбу Желтухиных

28.05.2024 10:22
В Рязани возобновят сезонный маршрут до Орехового озера

27.05.2024 14:51
Александр Дёмкин создал в Рязани очередной шедевр

27.05.2024 14:12
Подрядчики не хотят браться за обустройство нового кладбища в Рязани

27.05.2024 11:31
На выставке «Россия» на ВДНХ представлена клумба от Рязанской области

27.05.2024 10:18
Назначен и.о. руководителя Рязанского госпиталя ветеранов войн

25.05.2024 09:00
Авторы сборника «Говорит Рязань» прогулялись с журналистами по адресам своей книги

24.05.2024 14:12
В Рязани прошли ХIX Летние спортивные игры ПАО «НК «Роснефть»

24.05.2024 12:51
Возле Музейного центра на Соборной установят панно Олимпиады Бусыгиной «Рязанская новь»

24.05.2024 11:42
В Рязоблдуме обсудили инвестиционную политику региона

24.05.2024 09:55
В Рязани открылась выставка иллюстратора детских книг Екатерины Гончаровой «Очень сильные чувства»

23.05.2024 17:20
Министром труда и соцзащиты населения Рязанской области назначен Денис Тараканов

23.05.2024 16:48
«Ростелеком Лицей» предлагает бесплатно пройти финальную подготовку к ЕГЭ и ОГЭ

23.05.2024 14:40
В Солотче появится новая гостиница

23.05.2024 13:11
КСП Рязанской области проведёт аудит концессионных соглашений региона

23.05.2024 12:47
В Рязанской области создали Кораблинский, Михайловский и Касимовский муниципальные округа

23.05.2024 11:42
Председателем регламентного комитета Рязоблдумы стала Наталья Рубина

23.05.2024 09:40
Рязанские учёные участвуют в разработке наночастиц для лечения рака

29.05.2024 21:16
Павел Малков рассказал о заседании Госсовета, которое провёл президент Владимир Путин

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31