Подробности

Знание

Письменный экзамен

25.06.2020

Из года в год активность хакеров растёт, а пользователи сталкиваются со всё большим количеством киберугроз. И, несмотря на технический прогресс в вопросе защиты информации, остаётся главное «слабое звено» — сам человек.

Недаром один из наиболее популярных и эффективных инструментов злоумышленников — это фишинговые письма, телефонные звонки и сообщения в мессенджерах. Их используют для кражи персональных данных, конфиденциальной корпоративной информации, а также воровства денег. По оценке «Ростелекома», 30% пользователей, получив фишинговое письмо, открывают содержащееся в нем вложение, ещё 7% отправляют свои данные через веб-форму на сайте, на который их привела ссылка в полученном письме. Какие ловушки используют злоумышленники и как не стать их жертвой — разбираемся вместе с экспертами направления «Кибербезопасность» компании «Ростелеком».

В 2019 и начале 2020 года «Ростелеком» по запросу ряда компаний-заказчиков реализовал несколько проектов по анализу защищённости инфраструктуры. В рамках этой работы эксперты разослали более 9 тысяч писем, имитирующих фишинговую рассылку, на корпоративные почтовые ящики. Сценарии атак были проработаны совместно с руководством «атакуемых» компаний.
В итоге в каждой компании нашлись сотрудники, которые прошли по подозрительной ссылке в письме или открыли вложенный документ. А ведь если хакеру удаётся взломать хотя бы один компьютер корпоративной сети, то он может развить атаку во всей ИТ-инфраструктуре организации. И тогда ему становится доступна закрытая бизнес-информация и даже возможность удалённого управления сетью компании. Так же и с домашним компьютером: как только злоумышленник получает к нему доступ, он может распоряжаться данными большинства аккаунтов, которые использует человек.

Как работает фишинг
Основные каналы для фишинга — это электронная почта, телефонные звонки, мессенджеры, различные чаты в интернет-сервисах. В целом существует два типа фишинга — рассылка писем с вредоносными вложениями и распространение ссылок на поддельные ресурсы, где пользователь оставляет свои данные — в первую очередь, данные банковских карт.

Если человек, получив фишинговое письмо, попадается на уловки хакеров и открывает прикреплённый файл, на компьютер попадает вирусное ПО. Оно позволяет злоумышленнику получить удалённый доступ к компьютеру жертвы и всей информации, которая на нём хранится. В прикреплённом файле также может находиться вирус, который шифрует все данные на устройстве и требует деньги за разблокировку.

Во вложении может быть даже, на первый взгляд, безопасный документ Microsoft Office, который при этом содержит вредоносные макросы (обычно эти инструменты служат пользователям для автоматизации рутинных действий при работе с документами). Записанные хакерами макросы запускают загрузку вирусного ПО на компьютер в тот момент, когда жертва открывает присланный документ.

Ещё один вариант доставки вредоносного софта на компьютер — это ссылка для загрузки файла. Под каким-нибудь предлогом человека убеждают кликнуть по ней, после чего запускается скачивание вредоноса.

Второй тип фишинга — ссылка на поддельный сайт — используется, когда злоумышленников интересуют данные пользователя. Это могут быль логин и пароль от учётной записи на рабочем компьютере, которые станут отправной точкой для взлома компании, или от личной почты человека, его аккаунтов в социальных сетях и личных кабинетов на разных ресурсах. Но чаще всего хакеров интересуют данные банковских карт. Присланная в письме или личном сообщении ссылка, как правило, ведёт на сайт, который выглядит точь-в-точь как настоящий. Адреса таких мошеннических тоже очень похожи на реальные, но всё-таки они содержат едва заметные различия — например, вместо «l» будет буква «i», чтобы заметить подделку было сложнее. Такой сайт может «притворяться» онлайн-банком, интернет-магазином, соцсетью, почтовым сервисом. Всё что угодно, лишь бы «легенда» позволяла разместить на нем веб-форму для ввода данных, не вызывая подозрений. Разумеется, если человек попадётся на уловку и внесёт туда свои данные, они попадут напрямую в руки хакеров.

Эту схему, например, используют мошенники, которые промышляют на таких площадках, как Avito или «Юла». Они отправляют покупателю ссылку на поддельный сайт известной логистической компании, где просят оплатить товар и его доставку. Когда покупатель вводит данные карты на таком сайте, деньги безвозвратно списываются, а товар так и не приходит. Также злоумышленники до сих пор практикуют «щедрые розыгрыши» для привлечения жертв, когда для участия в лотерее человека просят оставить свои данные на неизвестном сайте.

В корпоративной среде хакеры могут побудить пользователя ввести логин и пароль от рабочей почты в веб-форму, например, под предлогом перезапуска системы и получить таким образом доступ в почту через веб-приложение (Outlook Web App).

Чему верят жертвы
Специалисты по кибербезопасности «Ростелекома» часто тестируют внимательность и киберграмотность сотрудников компаний по заказу их руководства. В ходе таких проектов они рассылают по компании «фишинговые» письма, которые позволяют отследить, кто повелся на уловку и открыл вложение потенциально вредоносного письма, а кто проявил бдительность. Обычно для этого используется два типа писем: со ссылкой на веб-форму для ввода данных и с прикрепленным документом Microsoft Office с вредоносными макросами.
Как же сделать такое письмо максимально достоверным и заставить пользователя кликнуть по ссылке или открыть вложение? Основной приманкой для жертвы является тема письма: она позволяет привлечь внимание к сообщению, отбросив сомнения в надёжности отправителя. Например, вот уже несколько месяцев актуальна тема COVID-19, и специалисты «Ростелекома» проверили, насколько сотрудники организаций склонны терять бдительность, получая письма на столь важную тему. В итоге письма якобы с памяткой о принимаемых в компании мерах защиты от корнавируса обманули более 15% получателей.

В целом меньше всего подозрений у пользователей вызывали письма с предложением корпоративных скидок от партнёров работодателя. Им поверили (то есть открыли вложение или заполнили веб-форму) 32% получателей. Предложение ознакомиться с «корпоративными документами» позитивно восприняли 29% человек, требование сменить пароль — 25%, ещё 6% открыли письма с темой «Розыгрыш призов среди сотрудников» и оставили свои данные онлайн.

При этом чем более персонализировано письмо, тем выше результативность атаки. Например, почти 100% пользователей совершали потенциально опасные действия при получении письма-обманки с достоверной и узко сформулированной рабочей темой якобы от коллеги или потенциального заказчика, направленного на малую группу получателей (до трёх человек). С увеличением количества адресатов письмо становится более обобщённым, что делает атаку менее эффективной. Так, при рассылках на группу до десяти человек, открыли письмо и совершили потенциально опасные действия уже 41% получателей. Рассылки на десять человек и более оказались эффективными в 23-24%.

Как не попасться на удочку
Основная проблема при работе с почтой — невнимательность. Все фишинговые письма, как правило, содержат ряд очевидных «тревожных звоночков»: неизвестный адрес отправителя, несуществующие контактные данные, побуждение к разглашению учётных данных, маскировка ссылок, искажённое доменное имя.
Ниже выделены признаки фишинга на примере письма, составленного экспертами «Ростелекома» в рамках одного из проектов по проверке защищённости компании (названия компаний, контактные данные и имена сотрудников изменены):



Поэтому, прежде чем открывать вложения или кликать на ссылки, стоит внимательно изучить письмо. Если ли в нём есть хоть какие-то из перечисленных выше признаков фишинга, то лучше перестраховаться. Например, проверить, соответствует ли телефон, сайт и адрес реальным контактам организации, указанной как отправитель. Или же перезвонить автору письма, если такая возможность есть. И конечно, если письмо, пришедшее на рабочую почту, вызывает сомнения, всегда можно (и нужно) обратиться за советом к ИБ- или ИТ-специалисту компании.

Если вы прошли по ссылке, обратите внимания на текст в адресной строке браузера. Точно ли он совпадает с именем сайта, на который вы планировали попасть? Также стоит убедиться в наличии «https» или иконки в виде замочка в адресной строке, так как крупные компании уже давно используют защищённый протокол, позволяющий шифровать трафик. Если этого нет, то сайт, скорее всего, разработан мошенниками.

Работодателям же стоит регулярно проводить тестовые рассылки на корпоративные почтовые ящики. А по итогам таких тестирований организовывать обучение сотрудников, объясняя им, как не попасться на удочку злоумышленников. «Ростелеком» регулярно проводит для компаний обучение основам киберграмотности. Как показывает практика, это существенно влияют на уровень защищённости организаций: эффективность атак с использованием социальной инженерии в таких компаниях снижается практически в два раза.

Сергей Семёнов


Метки: телекоммуникации


Поиск

18.09.2020 16:52
ГК «Реконструкция» начала работать со счетами эскроу

18.09.2020 15:57
Прио-Внешторгбанк: Рефинансирование ипотеки от 7,9% годовых

18.09.2020 15:30
ПСБ: В августе 60% предпринимателей заявили о падении выручки

18.09.2020 15:28
В Рязани создают три технопарка и один консорциум

18.09.2020 14:26
ГК «Стройпромсервис» открыла продажи коммерческих помещений в ЖК «Шереметьевский квартал»

18.09.2020 13:45
«Эко-Пронск» развивает программу раздельного сбора отходов

18.09.2020 12:10
Появились новые данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

18.09.2020 11:10
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 7747

17.09.2020 20:49
Арбитражный суд принял решение по делу банного комплекса на Семёна Середы

17.09.2020 17:56
Ростелеком: Компания объединит семь региональных аэропортов в единую защищённую сеть

17.09.2020 17:31
Рязанские школьники массово уходят на карантин из-за ОРВИ и коронавируса

17.09.2020 16:17
В Рязани открылся фестиваль национальной книги «Читающий мир»

17.09.2020 15:40
В рязанской больнице имени Семашко увековечили память Талышинского

17.09.2020 14:53
В Рязани инвалидам упростят пользование платными парковками

17.09.2020 13:40
Tele2 рассказал, сколько времени абоненты проводят в смартфоне

17.09.2020 12:43
Обновлены данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

17.09.2020 12:18
В Рязани начали рассматривать дело Сергея Карабасова

17.09.2020 11:25
Михаил Пронин предложил ввести налоговые льготы для сельских магазинов

17.09.2020 10:41
Общее число заболевших COVID-19 в Рязанской области достигло 7712

16.09.2020 17:15
В ЖК «Времена года» состоялся показ-презентация трендов предстоящей осени

16.09.2020 16:22
Ростелеком: 17 сентября в Wink состоится эксклюзивная премьера фильма «Вивариум»

16.09.2020 15:03
Рязанские коммунисты уточнили, кто их будет представлять в Рязоблдуме

16.09.2020 13:54
Подведены итоги выборов в Рязанскую областную Думу

16.09.2020 13:17
Мэрия Рязани уточнила, где в школах должны быть рециркуляторы и санитайзеры

16.09.2020 11:59
Появились новые данные о распределении COVID-19 по районам Рязанской области

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Сентябрь 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30