Подробности

Наука

Русский мейнстрим

08.11.2010

Модернизация и инновация — вот два ключевых слова, определивших тренд развития России во второй половине первого десятилетия XXI столетия. Преобразованиям сегодня уделяется большое внимание на самом высоком уровне.

Однако в чём конкретно выражается суть проводимых реформ, для многих обывателей остаётся загадкой. Главным брендом отечественной инновационной политики, без сомнения, является научный центр «Сколково». Как известно, идеологическое обоснование Сколково зиждется на трёх китах: «модернизация», «новые технологии», «сделать Россию привлекательной для жизни». Прокомментировать значение этих направляющих мы попросили человека, который волею судеб и по роду своей деятельности имеет непосредственное отношение к термину «инновации», — Сергея Вобленко, кандидата экономических наук, члена-корреспондента Международной академии информатизации при ООН, учредителя и члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления, учредителя Союза городов, соавтора закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», члена редакционной комиссии Конституции РФ.

По мнению Сергея Владимировича, вопрос о том, что такое «модернизация», не имеет чёткого ответа. Нет и официально утверждённой концепции модернизации. Если судить, например, о направлениях деятельности комиссии по модернизации при президенте РФ, то её, в первую очередь, связывают с техническим перевооружением и внедрением новых («умных») технологий. Миссия по созданию этих технологии возложена как раз на Сколково. Остаётся открытым вопрос о том, каким образом один суперсовременный научно-технический центр будет «модернизировать» Россию и в течение какого срока это будет сделано. Например, японскому «экономическому чуду» понадобилось около двух десятков таких центров и не менее 15 лет. Иными словами, сегодня отсутствует проработка механизма массового тиражирования технологий, которые появятся в Сколково. Не означает ли это, что Сколково изначально ориентируется исключительно на внешний рынок?

Говоря о новых технологиях, в России чаще всего используют такие слова, как «нанотехнологии», «энергоэффективность», «умные технологии», «умная экономика» и т. п. Для нашей страны всё с приставкой «нано», а также, например, IT-технологии, входящие в число «умных», действительно в новинку. Однако Сергей Вобленко считает, что с точки зрения обеспечения конкурентоспособности (выживаемости, стойкости к внешним изменениям) нации в целом такой подход не выдерживает критики. Дело в том, что логику развития человеческой цивилизации в упрощённом виде можно представить как лестницу, состоящую из нескольких ступеней. В соответствии с тем, на какую ступень поднималась цивилизация, человечество характеризовалось как индустриальное, а затем постиндустриальное общество. Сегодня, как все знают, мир вступил в эпоху всеобщей информатизации. Предыдущие ступени развития основывались на совершенствовании техники (индустриальная ступень) и технологий (ступень постиндустриального общества, ступень «hi-tech»). Новая ступень развития уже не связана с техникой и технологиями. Основой мирового развития и господства нации является «новый человек» (по аналогии с hi-tech используют термин «hi-hume»).

Описать «модель нового человека», как утверждает Сергей Владимирович, пока сложно, но три характерные черты уже очевидны. Это физическое совершенство (в том числе изменения на генном уровне, возможность периодической замены «износившихся» органов, долголетие при увеличении активной фазы жизни и проч.), духовная и интеллектуальная мощь личности, гражданские свободы, соблюдение и осуществление которых является безусловным приоритетом (без гражданских свобод нет инициативы, а без инициативы граждан не будет развития). В подтверждение этого Сергей Вобленко приводит цитату Владимира Вернадского: «Свободная личность и её научная мысль — главная движущая сила развития».
— Россия всей своей историей развития была ориентирована именно на человека, на его качественную составляющую (духовность). Однако последние реформы в высшем и среднем образовании, культуре убивают наши естественные преимущества, — говорит Сергей Вобленко. — «Привлекательная для жизни страна» — эта идея пока что никак не раскрывается (она вброшена президентом на Международном экономическом форуме в Петербурге в июне 2010 года). У меня складывается впечатление, что «привлекательность» рассматривается как набор исключительных условий для «нужных специалистов». Причём эти условия создаются на ограниченной (в прямом смысле «отгороженной») территории. И тиражирование этих условий для большинства населения России не предполагается.

По мнению Сергея Владимировича, такое положение дел в области отечественной модернизации рождает сразу несколько проблем. Во-первых, учитывая, что главный поставщик новых технологий — «Сколково» — является «клоном» Силиконовой долины, то есть продолжает линию «hi-tech», ждать от научного центра продуктов, соответствующих ступени развития «hi-hume», не представляется возможным. Деятельность Сколково в лучшем случае когда-нибудь выведет Россию на постиндустриальный этап, но точно не выведет в мировые лидеры и не сделает страной, в которой захочется жить и работать, потому что приоритеты мирового развития изменились двадцать лет назад. Во-вторых, один из основополагающих принципов модернизации, сформулированный в проекте концепции совершенствования региональной политики РФ от 2008 года, представлен в виде идеи дифференциации условий жизни в России «в зависимости от потребности техники». Согласно этой концепции региональная политика государства строится очень логично. Есть определённое количество «линейных объектов» (например, международный трубопровод, международная железная дорога), каждый из которых образует «ось развития». Вдоль последней формируются жизненно важные объекты, ориентированные на потребности обслуживания линейного объекта. Далее Концепция совершенствования выделяет ещё 7 территорий «новой экономики» (термин не расшифровывается). Вся «остальная Россия» (а это львиная доля её площади) — территории «дожития», то есть там, где государство планирует своё участие в жизни людей в минимальных размерах. При таком подходе Россия в принципе становится неинтересной для жизни даже своих граждан, не говоря уже об иностранцах.

При этом Сергей Вобленко обращает внимание на одно интересное обстоятельство:
— «Hi-hume» невозможно обеспечить без самостоятельного и экономически развитого местного самоуправления. Государство (по своей природе) никогда не будет заниматься «конкретным человеком»: не те масштабы, не те задачи. Государство оперирует глобальными понятиями, такими как «нация», «граждане», «права человека и гражданина», «население», «мужчины», «женщины», «дети», «работоспособные и пенсионеры». Только на местном уровне видны лица людей, их характеры, проблемы, возможности.

Возвращаясь к модернизации и Сколково как главному её оплоту, Сергей Владимирович отмечает, что главная задача любого проекта — сформировать «критическую массу» сторонников. По оценкам экспертов, для такого проекта, как Сколково, сторонников должно быть не меньше, чем 1-2% населения страны. Причём подразумеваются не «члены партии», а люди, сознательно участвующие в преобразованиях и вкладывающие свои ресурсы. О каких ресурсах идёт речь? Сегодня «власть» распоряжается не более 20% ресурсов территории страны. Остальные 80% находятся в руках частных лиц — домохозяйств (проще говоря, семей) и бизнеса. Домохозяйства владеют самым важным ресурсом — человеческим капиталом, который характеризуется способностью физического воспроизводства, обладает навыками и умениями, в том числе навыками бесконфликтного общения (соседства) и толерантностью (способностью понимать и воспринимать чужую культуру и обычаи). Бизнес, со своей стороны, владеет производственными технологиями и финансами. В руках частных лиц есть ещё один важный ресурс — творческий потенциал (креативность) сообщества в целом, который можно выразить как сумму таланта людей, технологий и толерантности. Самый высокий потенциал креативности принадлежит местному уровню (уровню самоуправления). Причина такого богатства кроется в самих условиях жизни. Ведь именно на локальных территориях возникает большинство проблем, и здесь же начинается активный поиск их решения. А в условиях ограниченности местных ресурсов поиск решения заставляет ориентироваться на новое, необычное, самое эффективное на сегодня решение.

Только местные сообщества и малый бизнес могут позволить себе рискнуть и искать новое — для них это естественное условие выживания. А для государства важна стабильность.
— Иными словами, нужно не «Сколково» создавать в чистом поле (потому что это легко), а местную инициативу пробуждать (как делали в Японии). Развитие России — это совокупный результат развития каждого отдельного места. Нам нужны десятки тысяч, а не один-единственный научно-производственный центр, — подытоживает Сергей Вобленко.

Подготовила Светлана Максимова


Андрей Стрижевский, коммерческий директор компании «Эдвин»
— Я пока никакого курса на модернизацию не вижу. Есть слова президента, и всё. Приведу конкретный пример. Как известно, у нас действует программа энергосбережения. Вся страна, в том числе и Рязань, переходит на применение энергосберегающих технологий, в частности, на использование энергосберегающих лам. Каждая такая лампа содержит в себе от двух до трёх миллиграммов ртути. Пока лампа целая, эта ртуть не приносит никакого вреда. Но если её разбить, ртуть приходит в свободное состояние. Я потратил неделю, чтобы выяснить, есть ли в нашем городе организация, занимающаяся утилизацией ртутьсодержащих предметов. Оказало, нет. То есть все лампы после использования попадают в мусорные контейнеры, а затем на свалку. Таким образом, мы закладываем под себя ртутную бомбу. Мне страшно представить, какой объём ртутных ламп был выброшен только за один год и что будет через несколько лет. Какие последствия влекут за собой ртутные пары, объяснять не надо. Если говорить об инновационном курсе, то, например, наше предприятие занимается производством светодиодных ламп. Наши лампы более технологичные, дешевые, инновационные, нежели импортные аналоги. Нам не нужна помощь государства в их производстве. Но если вся страна идёт путём модернизации и инноваций, почему бы государству не сделать так, чтобы именно нашей инновационной продукции было отдано предпочтение?

Сергей Романов, генеральный директор компании «Ремикс-Холдинг»
— Успех курса на модернизацию зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие средства будет вкладывать государство, какие условия будут созданы для предприятий малого и среднего бизнеса. Что касается нашей компании, то мы модернизацию провели уже четыре года назад, закупили новейшее оборудование, которого больше ни у кого нет в Рязани. Свой путь в этом направлении мы видим, например, в том, чтобы наладить собственное производство высококачественного материала для дорожного покрытия и отказаться от не очень качественной продукции, которую мы вынуждены покупать сегодня у предприятия, являющегося фактическим монополистом.

Александр Морозов, главный инженер компании «Дека — Медицинский сервис»
— У меня самые пессимистичные ожидания от результатов объявленного курса на модернизацию. Точнее, от того, каким образом она проводится. Например, в нашей отрасли, «благодаря» утверждённой недавно программе модернизации здравоохранения, полностью ущемляется отечественный производитель медицинского оборудования, а предпочтение и поддержка отдана импортным аналогам. Как это улучшит экономику страны, выведет её на новые рубежи, создаст условия для привлекательной жизни, мне непонятно.

«Совет директоров», №44/2010


Метки: Сергей Вобленко, модернизация, инновации, Сколково


Поиск

17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

22.04.2024 10:59
Концерн «Калашников» представил в Рязани новые беспилотники

22.04.2024 10:17
В РГУ имени Есенина назначены новые проректоры

22.04.2024 09:22
Радио «ВАНЯ» в Рязани представляет микс хитов настоящего и недавнего прошлого

19.04.2024 15:38
Отопительный сезон в Рязани завершится 24 апреля

19.04.2024 14:54
В Рязанской области обязательной станет регистрация собак

19.04.2024 12:14
Мэрия Рязани ищет наследников девяти квартир

19.04.2024 10:47
В десяти школах Рязани модернизируют систему видеонаблюдения

19.04.2024 10:16
В правила землепользования и застройки Рязани планируют внеси несколько изменений

18.04.2024 14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

18.04.2024 12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

18.04.2024 11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

18.04.2024 10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30