Управдом – друг человека |
02.03.2011 |
|---|
Вопрос о том, насколько эффективно и ответственно управляются наши многоквартирные дома специально выбранными или созданными для этого организациями, не раз освещался на страницах нашего еженедельника. Теперь проблема получила живой отклик и на федеральном уровне.

Правительство России в ближайшее время проработает механизмы привлечения к ответственности управляющих компаний, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности в отношении закрепленного за ними жилья или отказываются передавать это жилье в управление другой компании, цитирует РИА «Новости» слова премьер-министра Владимира Путина, сказанные во время общения с посетителями одной из региональных приемных председателя «Единой России» 24 февраля. Во время приема к Путину обратился руководитель товарищества собственников жилья (ТСЖ), который пожаловался на несовершенство российского законодательства. По словам руководителя, сегодня в стране нет никаких механизмов, с помощью которых можно было бы заставить управляющую компанию (УК) передать правление другой компании по желанию жильцов. Представитель ТСЖ попросил Путина прописать в законодательстве такие механизмы, а также ответственность компаний за предумышленную задержку документов.
Глава правительства сообщил, что не знал о такой проблеме, но пообещал ею заняться. Кроме того, он напомнил, что недавно был принят закон, по которому УК должны раскрыть всю свою структуру и бюджет. «Министерство не всегда видит реальные проблемы, а те, кто заинтересованы в продлении такой ситуации, знают, как обойти закон. Известно, что над законами думают тысячи людей, а над тем, как их обойти, думают миллионы», – цитирует РИА «Новости» слова Путина.
Не отчитался – плати штраф
На сегодняшний день и собственники, и квартиросъемщики уже привыкли к тому, что жилищный фонд теперь обслуживается той или иной управляющей компанией. Кому-то повезло: управдомы работают на совесть, зовут на собрания, отчитываются о расходах. А у кого-то действуют в очень удобном для себя режиме: собирают деньги, но упорной работой себя не утруждают. У многих людей возникает вопрос: как заставить таких управленцев предоставлять жильцам отчет?
Поскольку работодателями управдомов являются именно жильцы, они имеют полное право потребовать от управляющей компании полного отчета о расходе собранных средств. Правда, до недавнего времени не было закона, предписывающего, как именно, в какой форме и в каком объеме должна предоставляться такая отчетность. Но в конце 2010 года вышло Постановление Правительства РФ №731 (именно на него и ссылается премьер – прим. ред.) которое, по словам не раз выступавшей на страницах нашего издания депутата Госдумы Галины Хованской, повергло в шок недобросовестных управляющих. Именно это постановление, как утверждает журнал «Собственник» (если активные собственники квартир начнут его использовать), способно повлиять на существенную статью расходов в платежке, а именно – на абстрактные расходы на «содержание и ремонт», обслуживание лифтов, мусоропроводов, домофонов, оплату услуг дворника и сантехника и т. д. Словом, жильцы могут регулировать эти статьи расходов сами, в отличие, скажем, от тарифов на ресурсы, которые предписаны «сверху» и никак не могут быть уменьшены по воле потребителей. Регулировать самостоятельно можно только объем потребляемых ресурсов, и то не всех (воду, электричество – да, тепло – нет).
«Оружие в руках потребителя есть. Нужно уметь его правильно применять. И нужно желание», – уверена Галина Хованская. В принципе, в любой многоэтажке наверняка найдется юрист или другой толковый человек, способный прочитать текст постановления и выяснить, действует его управляющая компания по закону или нет. Хованская также убеждена, что «требовать раскрытия информации (из чего складываются расценки) может любой потребитель услуги, а не только собственник помещения». Если не устраивает не только цена, но и качество услуг, придется добиваться от представителей управляющей компании составления соответствующего акта. Без акта не помогут даже обращения в жилищную инспекцию. Если управляющая компания не хочет контактировать с потребителем, то необходимо обращаться в прокуратуру. К раскрытию информации управдомов теперь принуждает закон и… штрафы от 100 до 500 тыс. руб. с организации. Штрафуют как за отсутствие отчета в публичных источниках информации, так и за неправильно составленную отчетность (не по предложенному стандарту), за сокрытие информации и заведомую неправду.
По закону управляющие организации обязаны опубликовать отчет о расходовании средств и формировании тарифов на свои услуги и коммунальные ресурсы за истекший год в СМИ, а также на сайте компании (если есть), на сайте городской администрации, на информационных стендах и стойках помещения, где располагается УК. Кроме того, они обязаны информировать жильцов по запросу, поданному в письменной или электронной форме. Причем в Интернете отчет должен находиться не менее 5 лет с момента публикации. Например, в Петербурге решено все отчеты публиковать на сайте Комитета по тарифам, и управляющую организацию можно будет найти по ИНН, а на полный текст отчета перейти по гиперссылке. В Москве отчеты выложены на сайте Департамента ЖКХ и благоустройства города. Кроме того, здесь есть Единый реестр управляющих организаций с указанием телефонов и электронных адресов руководителей УК. В Рязани такие отчеты пока опубликовали единичные компании.
Пора в школу!
Допустим, вы получили отчет управляющей компании и размышляете над тем, что делать с полученной информацией. Нужно как минимум вычленить из нее данные о тарифах и сопоставить с платежками. Кроме того, прочитать, на какие работы были выделены средства, судя по отчету, и опять же сопоставить с реальным состоянием дел. Например, если на оборудование парковки было потрачено 200 тыс. руб., а она так и не появилась или ее состояние позволяет усомниться в том, что были потрачены именно такие деньги, у жильцов появляется повод составить запрос в управляющую компанию. На письменный запрос должны ответить в течение 20 дней, на электронный – в течение двух суток.
В идеале руководитель управляющей компании обязан хорошо ориентироваться в законах, которые описывают работу коммунальной отрасли, потому что любой просчет в этой сфере грозит судебными исками от жильцов и подрядчиков, а значит, увеличением расходов и сокращением прибыли компании. В некоторых УК эти функции возложены на главного инженера и юриста. Впрочем, подобрать людей на вакансию главного инженера управляющей компании сейчас непросто. Сантехников, энергетиков, дворников нанять намного легче. Лишний раз повторять о том, что в современном ЖКХ должны работать специалисты нового формата, умеющие ладить не только с «железками», но и с людьми, наверное, не стоит.
А вот интересное наблюдение, к которому стоит прислушаться вузам и профтехучилищам, готовящим кадры для ЖКХ. Их преподаватели, что вполне логично, уделяют внимание новым технологиям и строительным материалам. Но после окончания вуза выпускникам придется обслуживать далеко не новый жилищный фонд, поэтому будущим инженерам не помешает изучить и технологии прошлого века. На уровне администрации и профильных вузов города можно в дополнение к ежеквартальным семинарам для руководителей ТСЖ и ЖСК создать специальные курсы для представителей управляющих компаний и владельцев жилья в многоквартирных домах. Именно они чаще всего являются собственниками домов, поэтому им не помешают знания о своих правах и обязанностях. Наши региональные власти вполне в состоянии перенять опыт вологодских коллег и включить подобные курсы, как пишет «Российская газета», в базовый список центров занятости. В итоге оставшиеся без работы рязанцы, повысив свою квалификацию на курсах домоуправов, получат больше шансов найти высокооплачиваемую работу в сфере ЖКХ. В заключение стоит отметить, что отношения собственников и управдомов могут быть конструктивными и взаимовыгодными, если обе стороны руководствуются нормами закона и здравого смысла, а не пытаются перетянуть одеяло на себя и отстоять собственные корыстные интересы.
Игорь Васильевич Квашнин, руководитель СРО «Ассоциация компаний, управляющих недвижимостью»
– В рамках выполнения постановления федерального правительства №731 мы уже начали процесс размещения отчетов управляющих компаний на сайте ассоциации. Если говорить о мошеннических действиях в сфере управления многоквартирными домами, то наш город можно отнести к разряду относительно благополучных. Это связано с тем, что в Рязани платежи за коммунальные услуги (на них приходится 65% всех расходов граждан на ЖКХ) поступают к ресурсоснабжающим организациям напрямую, а значит, простор для каких-либо махинаций со стороны управдомов в данном случае отсутствует. Что же касается проведения общих собраний собственников, то здесь, безусловно, есть определенные лазейки для неправомерных действий, особенно если данное мероприятие проводится заочно. Но в доме, где больше сотни квартир, сложно собрать всех собственников или хотя бы 50% кворум. Суды при рассмотрении исков о фальсификации голосования обращают внимание на две подписи: председательствующего и секретаря, а чтобы подтвердить достоверность автографов собственников, необходима почерковедческая экспертиза, на которую идут далеко не все истцы. Сейчас наша ассоциация совместно с городской Думой прилагают все усилия, чтобы сделать процедуру замены управляющей организации максимально понятной и прозрачной.
Владислав Иванович Хаустов, депутат Рязанской городской Думы
– То, что недобросовестные управляющие компании и руководство некоторых ТСЖ допускают манипуляцию средствами собственников, не является откровением. Увы, в нашей стране с ее коррупцией и казнокрадством слишком велик соблазн своевольно распорядиться чужими деньгами, будь то бюджет, коммунальные платежи и прочие сборы. Собственники должны понимать, что ТСЖ или УК – это вовсе не закрытое акционерное общество. Подобные организации обязаны информировать людей, на чьи средства они существуют, о структуре доходов и расходов. Если закон нарушен, итоги общего собрания сфальсифицированы, а финансовые потоки ушли непонятно куда, собственники должны обращаться во все инстанции, начиная от депутатского корпуса и заканчивая судом и прокуратурой. Скандальная ситуация с ТСЖ «Наш дом» еще раз подтверждает, что лишь активная позиция жильцов помогает добиться справедливости. Не удивлюсь, если в Рязани и сейчас происходят подобные безобразия, а вывести мошенников на чистую воду мешает инертность пострадавшей стороны. При выборе способа управления каждому собственнику необходимо изучить договорные обязательства сторон. Только в этом случае велика вероятность того, что обращения в правоохранительные органы по поводу мошеннических действий принесут желаемый результат.
Метки: ЖКХ, Игорь Квашнин, Владислав Хаустов, Управление Росреестра по Рязанской области, ТСЖ «Наш дом»
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди
18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»
11:24
Рязгордума продлила меру поддержки для горожан, чьё имущество пострадало от падения БПЛА
10:49
Бюджет Рязани увеличили на 452,6 миллиона рублей
10:25
Рязанские теплосети продадут техническое здание за 4,9 миллиона рублей
08:48
В рязанском Лесопарке 29 декабря откроют каток
24.12.2025 20:57
Ещё два БПЛА сбили над Рязанской областью
24.12.2025 17:54
Павел Малков: «Гостей нашей области ждёт много интересных гастрономических мест»
24.12.2025 17:35
Юлия Швакова рассказала о развитии промышленного потенциала региона









