Подробности

Город

Контуры новой Рязани

22.06.2011

Об этом документе слышало большинство рязанцев, но мало кто читал и анализировал сей фолиант, в котором городским властям даны вполне четкие рекомендации по «улучшению условий жизни, сохранению и приумножению всех ресурсов для будущих поколений».

Речь идет о Генеральном плане Рязани. Сердцевина документа – «Технико-экономические показатели Генерального плана Рязани», которые переводят в цифры благие намерения по превращению Рязани если не в город-сад, то хотя бы в областной центр, пригодный для проживания. Сроки тоже четко указаны: к 2010 году и к 2020-му. А значит, первый «рубеж» (первая очередь, как пишется в генплане) градостроительства и развития Рязани уже миновал.



Грезы о дорогах
Стоит напомнить, что генплан разрабатывался по заказу администрации города еще в конце 90-х – начале нулевых годов. Однако главный градостроительный закон был утвержден лишь в конце 2007 года. Из первых же строк документа мы узнаем, что он определяет «долгосрочную градостроительную стратегию на основе принципов устойчивого развития, создания благоприятной городской среды». Решения генплана должны считаться основой «для разработки проектной документации следующих уровней – проектов планировок отдельных районов и зон города». Иначе говоря, в нем четко прописано, каким образом городу Рязани достойно развиваться и строиться в ближайшие десятилетия, так, чтобы уровень жизни простых рязанцев только повышался. И городские чиновники, подписывая принятый генплан, по сути, подписывались под тем, чтобы стремиться его соблюдать.

Каковы же наиболее примечательные и близкие горожанам аспекты данного документа? Пожалуй, нет такого жителя города, которого не затрагивало бы состояние транспортной инфраструктуры. Любопытно, что к 2010 году планировалось увеличить протяженность городских улиц со 160 км до 195 км (в настоящее время она едва приближается к 162). А ведь составители этой оптимистичной таблицы еще не могли знать, как стремительно будет возрастать количество автомобилей в Рязани. Было бы логично считать: раз больше машин, значит, нужно больше дорог. В генплане на 2010 год предполагается по 210 автомобилей на каждую тысячу жителей Рязани. Но уже в январе 2009 года, по данным ГИБДД, эта цифра превышала 240 на каждую тысячу, а сейчас этот показатель близок к отметке 300, взятой составителями проекта за основу их расчетов длины дорог… для 2020 года!

Запланированы следующие мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры:
— строительство Северной обходной дороги, соединяющей ул. Бирюзова и Касимовское шоссе;
— строительство и реконструкция магистральных улиц, обеспечивающих вывод грузового движения из центра и селитебных территорий – улица, соединяющая Михайловское шоссе и ул. Бирюзова, улица, связывающая Куйбышевское шоссе и автодорогу на Ряжск;
— формирование широтной магистрали, обеспечивающей связи Московского, Железнодорожного и Октябрьского районов между собой в обход центра по улицам Крупской, Островского, Братиславской, Телевизионной;
— строительство во всех районах города улиц, дублирующих основные магистральные направления;
— расширение параметров основных магистральных улиц;
— организация пересечений улиц в наиболее напряженных узлах с саморегулируемым движением транспорта и в разных уровнях (Южная окружная дорога с Куйбышевским шоссе и ул. Черновицкой и др.);
— организация пересечений магистральных улиц с основными железнодорожными линиями в разных уровнях;
— развитие городского пассажирского транспорта, в т. ч. электротранспорта;
— организация хранения индивидуального автотранспорта с размещением в специализированных коммунальных гаражных зонах, с организацией проездов автотранспорта вне жилых территорий.

Ни один из обозначенных проектов пока полностью не реализован. По количеству автомобилей на душу населения план перевыполнен, но важнейшие транспортные магистрали, предусмотренные генпланом, либо недостроены, либо значатся только на бумаге.

Время сажать
Дальновидные авторы генплана словно «зашифровали» в документе предвидение нынешних рязанских проблем: и бесконечные пробки, и отсутствие нормальных парковок, и отчасти количество ДТП. Ведь в генплане под «магистральными улицами и дорогами» имеются в виду именно широкие проезжие части – шириной 15-30 метров. К 2010 году планировалось 195 километров таких магистралей, к 2020 году заложено 250 км, из которых 130 – «магистральные улицы общегородского значения», 120 – «магистральные улицы районного значения»…

Интересно, что еще в самом начале документа обозначены территории «перспективного градостроительного развития». Специалисты думали, что Рязань будет прирастать не за счет развития промзон и не за счет исторического центра города, который генплан призывает сохранять, выделяя как один из особых «элементов планировочной структуры Рязани». Территориями развития рекомендуется сделать «земли, примыкающие к городу в северо-западном направлении (к пос. Рыбное), в северо-восточном направлении (примыкают к району ДПР и с. Дядьково), а также примыкающие к городу с юго-запада (Михайловское шоссе)».

Еще одна наболевшая тема – уничтожение зеленых легких города, вырубка зеленых насаждений – тоже решается генпланом, который отнюдь не призывает их сокращать. Здесь четко прописано, что нужно достигнуть показателя в 10,5 кв. метров насаждений на каждого горожанина. В момент отсчета (2002-2004 годы) это соотношение едва превышало 7,6 кубометра на человека, что приблизительно соответствует полутора деревьям на каждого рязанца. Сегодня эта цифра действительно составляет около 10 кв. м на человека, примем это как повод для радости. Но к 2020 году она должна вырасти уже до 16 (если говорить о развивающемся городе, в котором все больше автотранспорта и других неэкологичных выбросов в окружающую среду).

Итак, чтобы выйти на эти 16 кубометров насаждений, надо не только оставить в покое уже имеющиеся в городе зеленые зоны, но и активно создавать новые. К слову, пространства для этого более чем достаточно: пустыри, овраги, поймы рек. Но превращение в «город-сад» нам грозит, похоже, нескоро. Привести бы в порядок имеющиеся зеленые зоны, например, лесопарк по дороге к Ореховому озеру или лесной массив на Московском шоссе между торговым домом «Барс» и автовокзалом «Центральный».

Еще один актуальный аспект генплана – состояние канализационных сетей. В годы составления генплана Рязань была обеспечена 561 км сетей канализации, к 2010 году планировалось довести этот показатель до 600 км, к 2020 году – до 650. Получается, что за «первую десятилетку» в Рязани появилось 39 километров канализационных сетей. Увы, выполнить эти обязательства не удалось даже на 50%. Генплан щедро нашпигован благими намерениями. Взять хотя бы пункты, касающиеся благоустройства города, в частности, ливневой канализации, берегозащитных сооружений, которые призваны облагородить пляжи и набережные, эффектные декларации о снижении уровня загрязнения атмосферы и сведении к абсолютному нулю количества жителей Рязани, проживающих в санитарно-защитных зонах вокруг экологически вредных производств (на момент составления документа воздействию подвергалась 81 тысяча человек, и к 2020 году, как едко замечают наши коллеги с сайта Nasharyazan.ru, их, видимо, предлагалось полностью переселить в другие районы Рязани)…

Простор для застройщиков
Весьма примечателен и раздел генплана, посвященный жилищному строительству. До 2020 года жилищный фонд города планируется увеличить до 13,3 млн кв. м (в настоящее время – 11,3 млн кв. м общей площади), что позволит повысить среднюю жилищную обеспеченность с нынешних 20,7 кв. м до 25 кв. м общей площади на человека. Объем нового жилищного строительства должен составить составит порядка 3,3 млн кв. м. За прошедшие годы эти обязательства были выполнены более чем на треть. Генпланом принята следующая структура нового жилищного строительства:
— многоэтажные жилые дома (5 эт. и выше) – 55%,
— среднеэтажные жилые дома (3-4 эт.) – 30%.
— индивидуальные жилые дома – 15%.

В соответствии с проведенным анализом территориальных резервов около 90% намеченного объема жилищного строительства разместится на свободных территориях в пределах городской черты, около 10% – на реконструируемых территориях. Убыль жилфонда, то есть общая площадь домов, предназначенных для расселения, должна составить 0,3 млн кв. м. Разработчики генплана не учли разразившегося в 2008 году финансового кризиса и высокой стоимости самой процедуры расселения и перехода участка в собственность девелоперской фирмы. Именно из-за данного фактора в Рязани слишком медленно реализуется программа развития застроенных территорий.

Авторы документа отдают себе отчет в том, что реализация данной жилищной программы зависит от многих факторов. Росту жилищного строительства, как многоквартирного, так и индивидуального, будет способствовать внедрение ипотеки и других новых видов кредитования и приобретения жилья (участие граждан в долевом строительстве, жилищно-накопительных программах и др.). Но при нынешних ставках в 10-12% годовых и первоначальном взносе в 10% доля ипотечных сделок на первичном рынке составляет примерно 30-40%.

Разве это утопия?
Некоторые положения генплана в сегодняшней ситуации напоминают воздушные замки. В составе проекта зарезервированы территории, рекомендуемые для развития системы охраняемых природных территорий. Данные предложения направлены на сохранение и экологически обоснованное рекреационное и хозяйственное использование ключевых природных территорий – уникального природного комплекса регионального значения поймы реки Оки, малых городских рек, ценных лесных и луговых комплексов, мест обитания редких видов птиц.

В списке особо охраняемых территорий значится природный парк в недостоевско-борковской пойме (орнитологический заказник, заповедные луга). Здесь планируется создание туристических комплексов, зон отдыха, спортивных парков разнообразной специализации, сохраняется традиционное сельскохозяйственное использование. Предусмотрен природный парк в районе Орехового озера. Запланировано создание заказника «Хамбушевская роща», главным назначением которого станет охрана широколиственного лесного массива, поддержание в надлежащем экологическом состоянии искусственных водоемов (отстойники и очистные сооружения – места обитания ценных и редких видов птиц). Пойма рек Павловки и Плетёнки должна быть отведена под зону охраняемых пойменных ландшафтов с организацией гидропарка, благоустроенных парково-прогулочных и спортивных зон.

Генпланом предусмотрено поэтапное расселение п. Строитель, Качево, Мордасово. Со стороны Южного промышленного района должна быть создана защитная зеленая зона. Только вот куда и за счет каких средств будет расселено несколько тысяч рязанцев, в документе не указывается. В соответствии с разработанными в городе и области планами по развитию системы удаления и переработки бытовых и промышленных отходов с городских территорий проектом предусмотрены:
— поэтапная реконструкция и рекультивация городской свалки;
— рекультивация свалки токсичных промышленных отходов;
— строительство полигона токсичных промышленных отходов;
— строительство усовершенствованного полигона ТБО (твердые бытовые отходы);
— строительство мусороперерабатывающего завода;
— ликвидация несанкционированных свалок;
— развитие межотраслевой системы переработки промышленных отходов.

Кроме пуска завода «Рязанский скарабей» и реконструкции городской свалки, все вышеуказанные планы остались на бумаге. Пока же за счет городского бюджета строятся и реконструируются объекты соцкультбыта, а нынешнее финансирование не позволяет браться за осуществление глобальных идей. Увы, не совсем понятно, кто будет нести ответственность за выполнение обозначенных в документе обязательств. Ведь с момента, когда мудрые санкт-петербургские специалисты подарили рязанцам генплан, на посту городского главы сменилось уже три персоны. Остается надеяться, что нынешний мэр Виталий Артемов и его команда проработают как минимум один полный срок и при поддержке областного правительства смогут осуществить хотя половину из обозначенных в генплане проектов.

Подготовил Денис Абраков

Сергей Николаевич Ерастов, начальник управления капитального строительства администрации Рязани
– На сегодняшний день наше управление работает над реализацией сразу нескольких крупных проектов. Среди них – совершенствование улично-дорожной сети, включающее четкое обозначение «красных линий» на основных магистралях города. Введение этих норм сможет существенно упорядочить застройку. В нынешнем году продолжится строительство школы в Кальном, пристройки к детской школе искусств в поселке Приокский, над пятью детскими садами (№№102, 115, 119, 123 129) планируется возвести дополнительный этаж и провести общую реконструкцию зданий. Фактически готов проекта детского сада на 160 мест в поселке Ворошиловка. Мы планируем продолжить работы по строительству городской поликлиники №5 в поселке Приокский. Сейчас готовится проектная документация по возведению лечебного корпуса городской больницы №4. Совместно с ведущими рязанскими застройщиками будет вестись проектирование объектов соцкультбыта в 5-м микрорайоне Песочни. Если говорить об объемах жилищного строительства, то в этом году мы планируем обеспечить ввод 322 тыс. кв. м, что соответствует прошлогодним показателям. Думаю, что рост объемов возводимого жилья начнется в 2012 году. Его динамика во многом будет зависеть от успешной реализации программы развития застроенных территорий.

Игорь Викторович Шишкин, коммерческий директор ООО «Строительный союз «Светлый»
– На мой взгляд, мощный импульс реализации Генерального плана развития Рязани даст оперативная разработка проектов детальной планировки для основных городских микрорайонов. Существенному росту объемов жилищного строительства будет способствовать и опережающая инженерная подготовка площадок за счет средств регионального и муниципального бюджетов. Отмечу, что расходы на прокладку коммуникаций в среднем составляют 5-7% от общей стоимости жилья, и такой шаг со стороны государства смог бы сделать жилье более доступным. Еще один важный индикатор развития жилищного строительства – эффективные и взаимовыгодные отношения между банками и девелоперскими компаниями. Несмотря на постепенный выход экономики из кризиса, кредитно-финансовые учреждения недостаточно активно поддерживают строительный комплекс, сохраняя высокие проценты по займам и изначально невыгодные условия залогового обеспечения. Тем не менее, на мой взгляд, объемы жилищного строительства в Рязани начнут поступательно расти с 2012 года. Дело здесь не только в восстановлении платежеспособного спроса, но и в появлении на рынке все большего числа компаний, который могут себе позволить одновременно возводить 3-4 многоквартирных дома.



Метки: строительство, Игорь Шишкин, «Строительный союз «Светлый», генплан, Сергей Ерастов, дороги, транспорт, экология


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30