Мнение

Поделиться:
Наталья Рубцова

Маски сброшены

Близится к завершению Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». На шестое свидание, состоявшееся 18 ноября, рязанцев пригласил «Новый Молодёжный театр» из города Нижний Тагил (Свердловская область). Тагильчане предложили к просмотру «Игру в маскарад» под кодовым названием жанра триллер-фарс. Основа спектакля — драма в стихах Михаила Лермонтова «Маскарад» в смелой интерпретации режиссёра Дарьи Шаховой.



Сюжет известен всем. Но если кратко: главный герой, карточный игрок Евгений Арбенин, из ревности и самолюбия убивает свою молодую жену Нину. Она ни в чём не провинилась, а клевета об её измене — это из мести за когда-то опороченную Арбениным честь одного картёжника. Но не только Арбенин виноват в смерти жены. Виноваты также и его приятели-картёжники — все они, желая достичь своих целей, не сказали в своё время правды или, наоборот, подлили масло в огонь.

Пьеса вскрывает тайную сторону жизни петербургского высшего общества XIX века, его страсти и пороки.



За минуту до начала представления обратила внимание, что в программке не указаны действующие лица и исполнители, а только список исполняющих роли. Что за непорядок, в антракте надо найти тагильскую администрацию.

Но в начале спектакля неожиданно тема прояснилась. Режиссёр решила, что распределять роли между актёрами будут сами зрители путём лотереи. Все, конечно, понимают, что это запрограммированное действие, но мысль интересная.

В принципе, ход всей постановки не сворачивал с лермонтовского пути. Просто участки этого пути были очень своеобразно интерпретированы. Режиссёр избавляет зрителей от большого количества монологов, содержащихся в драме, посредством языка тела. Всё понятно без слов в качественной хореографической режиссуре, за которую отвечал балетмейстер Илья Подчезерцев.



Вообще, весь спектакль представлял собой балетно-художественную композицию, где нет хаотичного перемещения актёров на сцене, все движения представляют собой строго выверенные па. Например, непосредственно сам маскарад проходит, как будто, в крутом ночном клубе, звучит электронная музыка, оригинальные световые эффекты создают ощущение современного танцпола. На маскараде собирается общество, называющее себя элитой, а на самом деле это сборище карточных шулеров, воров всех мастей, женщин с низкой социальной ответственностью.

Для обличения пороков и страстей режиссёр оставила актёров на маскараде в одних масках. Персонажи вроде как обезличены, ведь все одежды сброшены, поэтому, не боясь стать узнанными, можно безнаказанно продолжать плести свои интриги. Конечно, никакой обнажёнки на сцене не было, актёры были в специальных костюмах телесного цвета, притом на фоне световых бликов. Как сказал сам Михаил Лермонтов :«У маски ни души, ни званья нет, — есть тело».



Костюмы соответствуют эпохе — фраки, шляпы, трости, платья, строгого покроя и в чёрно-белом исполнении. А если учесть, что и декорации в стиле хай-тек были чёрно-белые, то порой казалось, что идёт съёмка фильма доцветового периода.

Надо отметить, что все семь актёров, занятых в спектакле, всегда находились на сцене, никто её ни разу не покидал, максимум — могли зайти за экран, все костюмы, которые понадобилось менять, были на вешалах в свободном доступе.



Конечно, звучит много оригинального текста великого поэта, но к месту и по делу. В таком маленьком театре собралась разноплановая труппа молодых актёров — декламационная, танцующая, да ещё и актриса в роли Нины исполняла какую-то вокальную партию, наверно, авторскую.

Часть зрителей, ожидавшая чтение «Маскарада» по ролям с приправой из музыки Арама Хачатуряна, оказалась несколько разочарована, некоторые даже предпочли удалиться. А зря, пора бы уже преодолеть косность мышления и не сопротивляться прогрессу, в том числе и творческому, ведь на дворе XXI век.

Автор фото Сергей Газетов


Также в разделе МНЕНИЕ

Также в колонке автора