Авторы лучших книг о Рязанском крае встретились со студентами РГУ
Студенты университета задавали вопросы авторам заинтересовавших их книг. Наибольшее внимание привлёк альбом-каталог «Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века», где опубликовано более 400 фотодокументов из фондов музея-заповедника «Рязанский кремль» и областного архива. Елена Чумичёва рассказала, как атрибутировали размещённые в этом альбоме фотографии:
— Датировка и установление авторства фотографии были одними из самых больных вопросов. Пришлось познакомиться от и до со всем фондом фотодокументов, провести сравнительный анализ, изучение старой документации учёта, научного архива. А с датировкой было ещё интереснее. Наш любимый пример: на одной фотографии был изображён ремонт дома Гордеева (современная школа №6), а в архивных документах была точная датировка, когда этот дом ремонтировался. Отталкиваясь от этой даты, мы могли датировать с точностью до десятилетий и пятилетий уже и другие снимки, снятые с того же ракурса. Также фотографическая техника иногда позволяет установить рамки: что снимок сделан не позже определённого времени.
— Вопрос, почему раньше что-то не попадало на страницы тех или иных публикаций, объясняется очень просто: фототека музея-заповедника насчитывает 24 тысячи единиц хранения, 40 тысяч — фототека государственного архива, — пояснил Дмитрий Филиппов. — Чтобы тот или снимок увидел мир, надо чтобы его сначала выявили во всём этом многообразии документов.
Ряд вопросов от пришедших на круглый стол студентов был задан по книге «Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ», составленной и прокомментированной Ольгой Поповой.
Затем Алла Севастьянова представила научно-информационный альманах «Открытое хранение», выпускаемый Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником. Из зала сразу же поступил вопрос об одной из статей альманаха, посвящённой атрибуции так называемого «Посоха Пересвета». По местной легенде считалось, что этот посох принадлежал герою Куликовской битвы Александру Пересвету, но в результате недавней экспертизы выяснилось, что посох датируется совсем другим временем. Автор вопроса высказал надежду, что эта легенда, возможно, всё-таки окажется правдой. Однако Елена Шапилова пояснила, что дерево, из которого изготовлен посох, не могло расти раньше 1680-х годов. Но сам посох, даже «разоблачённый», по-прежнему находится в экспозиции музея под названием не «Посох Пересвета», а «дорожный посох».
Также Алла Севастьянова обратила внимание собравшихся на ещё два издания: совсем недавно вышедшую книгу «М.И. Воронков. Интеллигент и эпоха: Дневники, воспоминания и статьи (1911-1941)» (составитель Александр Никитин) и на сборник «Венок гравёру Ивану Петровичу Пожалостину».