Новости

Рязанский ОНФ поднял проблему обучения детей с аутизмом

Рязанский ОНФ поднял проблему обучения детей с аутизмом
27 июня площадка рязанского регионального штаба ОНФ собрала круглый стол, чтобы поднять проблему обучения и социализации детей с аутизмом. Родители пришли с просьбой внести ясность и адресовать компетентным людям вопрос, как их детям получить образование в школе. Первыми проблему обозначили мамы — Ольга Шахматова заявила о том, что в Рязани необходимо создание не только классов для детей аутистов, не только групп в детских садах, но и регионального ресурсного центра, который будет оказывать консультативную помощь родителям, обучать специалистов, работающим в школах и детских садах. Наталья Стычинская продолжила тему, рассказав, что её ребёнку исполнилось восемь лет, и она не смогла устроить его в специализированную коррекционную школу «Вера», где сослались на нехватку мест. Не попали и в общеобразовательную школу по месту жительства (в связи с введением закона об инклюзивном образовании), где просто-напросто нет необходимых специалистов — дефектолога, логопеда, психолога и тьютора.

Доцент кафедры психиатрии и психотерапии РязГМУ Владимир Новиков пояснил, что за 2015 год количество детей с аутизмом в Рязанской области увеличилось на 16%, заметив, что это мировая тенденция и причина её пока неизвестна. Сложность в том, что есть несколько видов аутизма, степеней расстройства, отчего вопрос социализации стоит особо остро, ведь у каждого ребёнка свои особенности и развития и восприятия. И здесь ещё две проблемы — своевременность диагноза и его выявление. Новиков отметил, что с этим, как показала практика, в Рязани дела обстоят не очень хорошо.



— Аутизм, как и любое психическое расстройство — явление комплексное и подходить к нему нужно не с точки зрения фармакотерапии, а исходить из психологических методик, — подчеркнул Новиков. — Ребёнку, безусловно, нельзя находиться одному — это на корню подрубает социализацию, но одна из сложных проблем аутичного ребёнка — трудность смены обстановки. Когда родители приходят к неврологу и объясняют, что ребёнок не говорит, то врач объясняет — перерастёт. В итоге такие дети попадают к психиатру очень поздно и не получают должного лечения.

В Рязани в наступающем учебном году 30 детей с аутизмом готовы приступить к учёбе. Министр образования региона Ольга Щетинкина приняла участие в круглом столе ОНФ и рассказала, какое решение принято, чтобы дети смогли начать учиться. Министр сообщила, что в этом году школа «Вера» готова открыть ещё один класс для детей-аутистов, а также будут созданы классы в двух школах города — №60 и №62, где с детьми будут работать логопеды, психологи, решится вопрос с тьюторами — постепенно будут создаваться условия.



Поделились опытом других регионов приглашённые гости. Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, эксперт по делам инвалидов Александр Лысенко привез специализированный сборник в нескольких экземплярах, где собран опыт других регионов по данному вопросу, а также концепцию комплексного сопровождения детей с аутизмом, что была разработана в Ханты-Мансийском АО и утверждена правительством региона.
— У вас должны заработать все системы, создана межведомственная рабочая группа, а также, чтобы такие концепции реализовались, должно быть понимание со стороны первого лица региона, — посоветовал Лысенко.

Он также добавил, что специалистов в области работы с аутичными детьми готовит Московский институт коррекционной педагогики, федеральный ресурсный центр на базе МГГПУ, где бесплатно обучают специалистов, проводят консультации, стажировки, реализуют лучшие зарубежные практики.

Коллегу поддержала руководитель общественной организации помощи детям с расстройствами аутичного спектра «Контакт» в Москве Елена Багарадникова. Обращаясь к рязанским коллегам, она особо подчеркнула, что у родителя с ребёнком-аутистом должен быть маршрут, куда ему обратиться, чтобы получить всю необходимую информацию. Посоветовала, чтобы в спецклассах было организовано сетевое взаимодействие с колледжами, чтобы у детей была трудовая социализация.

Пролила свет на данный вопрос Ольга Щетинкина, заметив, что школы области с 9 класса, где учатся дети с расстройствами аутичного спектра, взаимодействуют с колледжами. Также есть идея создать в Рязани миниагротехнопарк, который как раз будет интересен данной категории детей.

Подводя итоги круглого стола, собравшиеся выяснили для себя, что для решения всех обозначенных проблем необходимы политическая воля и системный подход — совместная работа системы образования, здравоохранения, социальной защиты, организаций, занимающихся проблемами детского аутизма.

Читайте нас:
Поделиться: