Подробности

Дело

Торговля в законе

19.01.2010

В конце декабря 2009 года Госдумой РФ был принят закон о торговле, который вступит в действие с 1 февраля. Он расширяет сферу экономической деятельности, подпадающую под государственное регулирование.

В новом документе совмещаются две задачи: покупатели должны приобретать товары дешевле, а поставщики – иметь возможность продавать дороже. Совместить их решили за счет прибыли торговых сетей, которая фактически составляет от 1% до 3%. Выгода, как можно заметить, небольшая, но законодатели уверены – от принятия закона должны выиграть поставщики.
По сути, одиозных идей в законе три. Первая – это принудительная картелизация. Вторая – регулирование наценок. И третья – печально известная статья 16 законопроекта, согласно которой торговые сети с суммарным товарооборотом, превышающим 1 миллиард рублей, не могут приобретать дополнительные торговые площади, если их доля на рынке превышает 25% в границах определённой территории. Законопроект также запрещает «слишком длительные» отсрочки платежа и взимание «входного бонуса». Предлагаемые поправки предполагают регулирование наценок и запрет на «слишком большие» оптовые скидки.

Подробности нового закона о торговле поведал глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынке Рязанской области Олег Булеков.
– Если сказать честно, от этого документа можно было ожидать большего. Дело в том, что термины и определения, которые на сегодняшний день используются в торговле, очень устарели. Мы не можем точно определить, что относится к супермаркету, гипермаркету или, например, дискаунтеру. В первом варианте закона прописывалось, что именно можно отнести к тем или иным категориям, но в сегодняшнем законе такого нет. Поэтому возникают многие вопросы определения точек рыночной продажи. Именно в этом смысле от вышеупомянутого документа можно было ждать большего.

– Как известно, новый закон жёстко регулирует отношения поставщиков и ретейлеров. В чём это заключается?
– На сегодняшний день закон не даёт права сетевым компаниям и магазинам права применять различные формы бонусов. Единственный бонус, который остался, – за увеличение объёмов продаж, который, впрочем, ограничивается в пределах 10%. Теперь магазины не имеют права применять бонусы за выкладку, за место. Они могут заключить отдельные договоры об оказании каких-то услуг. Иначе говоря, если товар поступил в магазин, то может появиться услуга выставить товар на передний план, на первую линию выкупа товаров. Это уже определённая услуга, и поставщик или соглашается на эти условия, или нет. За это сеть может брать что-то сверху, но в рамках отдельного договора. На сегодняшний день все торговые сети на своём сайте обязаны вывешивать типовой договор, который любой товаропроизводитель может открыть и посмотреть. Фактически условия для всех будут одинаковые. Если раньше договор являлся коммерческой тайной, то теперь это обязанность.

– Закон появился очень быстро. Как вы считаете, отразилось ли это на его содержании?
– Что значит быстро? Данный законопроект два года разрабатывало Министерством экономики, потом он перешёл в Министерство промышленности и торговли. Потом от него на некоторое время отказались, приняли решение делать некую концепцию торговой деятельности. После же известных событий (посещения Владимиром Путиным магазина «Перекрёсток»), закон действительно появился довольно быстро – в течение двух месяцев. Он получился достаточно суровый – с точки зрения правоприменительной практики мы, к сожалению, видим достаточно много нестыковок. Одна из них заключается в том, что даётся определение торгового объекта и пишется, что такое площадь торгового объекта, как «площадь для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей». Фактически площадь торгового объекта – это площадь торгового зала. Сюда не вошли площади подсобных помещений, складских помещений, площади для сортировки, подготовки и так далее. Если подходить к любому магазину, то площадь торгового зала составляет около 50%.
– Чем чреваты такие нестыковки?
– Как только мы определим, что такое площадь торгового объекта, ограничивая её площадью торгового зала, наши маленькие магазинчики тут же выскочат из правил продажи алкоголя, то есть они потеряют право торговать алкоголем свыше 15%. Соответственно, такая, на первый взгляд, маленькая нестыковка может привести к значительным последствиям.

– А что в законе, на ваш взгляд, хорошего?
– Закон помогает сельскохозяйственным товаропроизводителям. В частности, это определение предельных сроков оплаты за поставленный товар. По скоропортящимся продуктам – 10 дней, по нескоропортящимся – около 20 дней. Самые большие сроки по алкоголю – 45 дней. В то же время, закон не касается рынков, бирж, торговли ценными бумагами и жильём. А если посмотреть по товарообороту, то у нас 52% идёт по непродовольственным товарам и 48% – по продовольственным. В законе есть понятие «специализированный магазин». Для меня как для специалиста ещё ясно, что это такое. Что подразумевается под этим в новом документе – сказать сложно. То есть доля продукции должна достигать 80%, и тогда это считается специализированным магазином. А вот например, магазин, допустим, «Головные уборы» продает ещё перчатки или сапоги, причём в размере около 30% от своего основного ассортимента – головных уборов. Трудно сказать, специализированный он или нет.

– Ещё идут споры о статье 16 – это доминирующее право сетей на развитие…
– Любая торговая сеть, которая имеет в своём обороте больше 25% рынка, не вправе больше развиваться на территории муниципального образования. Мы доказывали, и были услышаны, что нужно исключить из этого правила потребительскую кооперацию. У нас есть районы, где на сегодняшний день потребительская кооперация составляет уже 35%. Теперь в законе прописано ,что это правило распространяется на все предприятия торговли, за исключением потребительской кооперации. Мы сейчас разрабатываем различные программы для развития кооперации. Это ведь не только торговля, а дополнительная занятость населения.
– Какие ещё моменты вам не нравятся в новом законе о торговле?
– Я считаю, что не совсем верно дано определение сетей. Сеть, по закону, – это два или более магазина, находящихся под одним и тем же брендом и под единым управлением. Но если индивидуальный предприниматель открыл всего два магазина, он что, уже сетевик? Как можно его сравнить с Торговым домом «Барс» или «Metro»?

– Насколько, по вашему мнению, оправданы опасения, что с принятием этого закона цены вырастут в сетях и в них может уменьшиться ассортимент?
– Я всё-таки думаю, это не так. В экономике должен работать один единственный закон спроса и предложения. Не пойдут сети на повышение цен, если магазины в шаговой доступности будут продавать эти товары дешевле.
– Говорят, существенным недостатком нового документа является то, что он не ограничивает торговую надбавку на товары, за одним исключением?
– Там написано, что если в течение месяца цены на определённый товар увеличиваются более чем на 30%, то вмешивается государство и устанавливает максимальную наценку или розничную цену на данный товар. Но эти ограничения не могут быть свыше 90 дней. Я считаю, что в условиях рыночной экономики это всё-таки неприемлемо. Потому что как только государство вмешается, эти товары с полок магазинов исчезнут. Но закон для того и создавался, чтобы уравнять поставщиков. Условия поставки будут у всех одинаковыми. Это приведёт и к развитию конкуренции.

Александр Джафаров


Метки: Олег Булеков, торговля


Поиск

14:05
Рязанская НПК исполнила мечты детей

12:45
Михаил Пронин покинул пост председателя рязанского отделения партии «Новые люди»

11:53
В суд снова не явились свидетели по делу о мошенничестве с техникой в Рязани

11:37
Музейный центр на Соборной в Рязани рассказал о планах на 2025 год

10:11
Рязанцев предупредили об опасности новогодних корпоративов

24.12.2024 16:22
В Рязанской области хотят расширить меры поддержки приезжающих работать из других регионов

24.12.2024 12:24
Профессор РГУ Рудольф Подоль награждён Орденом Дружбы

24.12.2024 12:09
Работникам ПАО «РЭСК» вручили награды в честь Дня энергетика

24.12.2024 11:00
Названа лучшая управляющая компания Рязанской области

24.12.2024 09:47
Президент РФ наградил директора Рязанской филармонии Елену Шаповскую

24.12.2024 09:16
Двое рязанцев получили звание «Почётный гражданин Рязанской области»

23.12.2024 18:02
Рязгордума утвердила создание префектуры микрорайона Солотча

23.12.2024 17:05
Корпорация развития возьмет на сопровождение проект глэмпинг-парка «Пронский берег»

23.12.2024 16:39
В Рязани заработала обновлённая ледовая «коробка» для массового катания

23.12.2024 15:55
Рязгордума приняла решение о приватизации хлебозавода №3

23.12.2024 14:26
«Зелёный сад» создаёт безопасные условия для женщин и детей

23.12.2024 12:23
Скончался известный рязанский журналист Михаил Зайцев

23.12.2024 11:19
Рязанцам досрочно выплатят детские пособия за декабрь

23.12.2024 09:26
Рязанская область заняла 23-е место в итоговом рейтинге регионов России

21.12.2024 09:15
В Рязани открылась выставка питерского художника Валерия Обедкова

20.12.2024 17:49
Рязанская РЭК утвердила повышение тарифа на перевозку пассажиров пригородными поездами

20.12.2024 15:30
В центре Рязани продаётся дом за 105 миллионов рублей

20.12.2024 14:44
Иван Бахилов избран главой Касимовского муниципального округа

20.12.2024 11:45
Количество смертей в Рязанской области в 2,6 раза превысило количество родившихся

20.12.2024 09:26
Названы самые высокооплачиваемые профессии в Рязанской области в 2024 году

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31