Подробности

Дело

Торговля в законе

19.01.2010

В конце декабря 2009 года Госдумой РФ был принят закон о торговле, который вступит в действие с 1 февраля. Он расширяет сферу экономической деятельности, подпадающую под государственное регулирование.

В новом документе совмещаются две задачи: покупатели должны приобретать товары дешевле, а поставщики – иметь возможность продавать дороже. Совместить их решили за счет прибыли торговых сетей, которая фактически составляет от 1% до 3%. Выгода, как можно заметить, небольшая, но законодатели уверены – от принятия закона должны выиграть поставщики.
По сути, одиозных идей в законе три. Первая – это принудительная картелизация. Вторая – регулирование наценок. И третья – печально известная статья 16 законопроекта, согласно которой торговые сети с суммарным товарооборотом, превышающим 1 миллиард рублей, не могут приобретать дополнительные торговые площади, если их доля на рынке превышает 25% в границах определённой территории. Законопроект также запрещает «слишком длительные» отсрочки платежа и взимание «входного бонуса». Предлагаемые поправки предполагают регулирование наценок и запрет на «слишком большие» оптовые скидки.

Подробности нового закона о торговле поведал глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынке Рязанской области Олег Булеков.
– Если сказать честно, от этого документа можно было ожидать большего. Дело в том, что термины и определения, которые на сегодняшний день используются в торговле, очень устарели. Мы не можем точно определить, что относится к супермаркету, гипермаркету или, например, дискаунтеру. В первом варианте закона прописывалось, что именно можно отнести к тем или иным категориям, но в сегодняшнем законе такого нет. Поэтому возникают многие вопросы определения точек рыночной продажи. Именно в этом смысле от вышеупомянутого документа можно было ждать большего.

– Как известно, новый закон жёстко регулирует отношения поставщиков и ретейлеров. В чём это заключается?
– На сегодняшний день закон не даёт права сетевым компаниям и магазинам права применять различные формы бонусов. Единственный бонус, который остался, – за увеличение объёмов продаж, который, впрочем, ограничивается в пределах 10%. Теперь магазины не имеют права применять бонусы за выкладку, за место. Они могут заключить отдельные договоры об оказании каких-то услуг. Иначе говоря, если товар поступил в магазин, то может появиться услуга выставить товар на передний план, на первую линию выкупа товаров. Это уже определённая услуга, и поставщик или соглашается на эти условия, или нет. За это сеть может брать что-то сверху, но в рамках отдельного договора. На сегодняшний день все торговые сети на своём сайте обязаны вывешивать типовой договор, который любой товаропроизводитель может открыть и посмотреть. Фактически условия для всех будут одинаковые. Если раньше договор являлся коммерческой тайной, то теперь это обязанность.

– Закон появился очень быстро. Как вы считаете, отразилось ли это на его содержании?
– Что значит быстро? Данный законопроект два года разрабатывало Министерством экономики, потом он перешёл в Министерство промышленности и торговли. Потом от него на некоторое время отказались, приняли решение делать некую концепцию торговой деятельности. После же известных событий (посещения Владимиром Путиным магазина «Перекрёсток»), закон действительно появился довольно быстро – в течение двух месяцев. Он получился достаточно суровый – с точки зрения правоприменительной практики мы, к сожалению, видим достаточно много нестыковок. Одна из них заключается в том, что даётся определение торгового объекта и пишется, что такое площадь торгового объекта, как «площадь для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей». Фактически площадь торгового объекта – это площадь торгового зала. Сюда не вошли площади подсобных помещений, складских помещений, площади для сортировки, подготовки и так далее. Если подходить к любому магазину, то площадь торгового зала составляет около 50%.
– Чем чреваты такие нестыковки?
– Как только мы определим, что такое площадь торгового объекта, ограничивая её площадью торгового зала, наши маленькие магазинчики тут же выскочат из правил продажи алкоголя, то есть они потеряют право торговать алкоголем свыше 15%. Соответственно, такая, на первый взгляд, маленькая нестыковка может привести к значительным последствиям.

– А что в законе, на ваш взгляд, хорошего?
– Закон помогает сельскохозяйственным товаропроизводителям. В частности, это определение предельных сроков оплаты за поставленный товар. По скоропортящимся продуктам – 10 дней, по нескоропортящимся – около 20 дней. Самые большие сроки по алкоголю – 45 дней. В то же время, закон не касается рынков, бирж, торговли ценными бумагами и жильём. А если посмотреть по товарообороту, то у нас 52% идёт по непродовольственным товарам и 48% – по продовольственным. В законе есть понятие «специализированный магазин». Для меня как для специалиста ещё ясно, что это такое. Что подразумевается под этим в новом документе – сказать сложно. То есть доля продукции должна достигать 80%, и тогда это считается специализированным магазином. А вот например, магазин, допустим, «Головные уборы» продает ещё перчатки или сапоги, причём в размере около 30% от своего основного ассортимента – головных уборов. Трудно сказать, специализированный он или нет.

– Ещё идут споры о статье 16 – это доминирующее право сетей на развитие…
– Любая торговая сеть, которая имеет в своём обороте больше 25% рынка, не вправе больше развиваться на территории муниципального образования. Мы доказывали, и были услышаны, что нужно исключить из этого правила потребительскую кооперацию. У нас есть районы, где на сегодняшний день потребительская кооперация составляет уже 35%. Теперь в законе прописано ,что это правило распространяется на все предприятия торговли, за исключением потребительской кооперации. Мы сейчас разрабатываем различные программы для развития кооперации. Это ведь не только торговля, а дополнительная занятость населения.
– Какие ещё моменты вам не нравятся в новом законе о торговле?
– Я считаю, что не совсем верно дано определение сетей. Сеть, по закону, – это два или более магазина, находящихся под одним и тем же брендом и под единым управлением. Но если индивидуальный предприниматель открыл всего два магазина, он что, уже сетевик? Как можно его сравнить с Торговым домом «Барс» или «Metro»?

– Насколько, по вашему мнению, оправданы опасения, что с принятием этого закона цены вырастут в сетях и в них может уменьшиться ассортимент?
– Я всё-таки думаю, это не так. В экономике должен работать один единственный закон спроса и предложения. Не пойдут сети на повышение цен, если магазины в шаговой доступности будут продавать эти товары дешевле.
– Говорят, существенным недостатком нового документа является то, что он не ограничивает торговую надбавку на товары, за одним исключением?
– Там написано, что если в течение месяца цены на определённый товар увеличиваются более чем на 30%, то вмешивается государство и устанавливает максимальную наценку или розничную цену на данный товар. Но эти ограничения не могут быть свыше 90 дней. Я считаю, что в условиях рыночной экономики это всё-таки неприемлемо. Потому что как только государство вмешается, эти товары с полок магазинов исчезнут. Но закон для того и создавался, чтобы уравнять поставщиков. Условия поставки будут у всех одинаковыми. Это приведёт и к развитию конкуренции.

Александр Джафаров


Метки: Олег Булеков, торговля


Поиск

12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

16:30
Рязанцы смогут увидеть новогоднюю историю страны в открытках

15:58
Павел Малков отметил избыток управляющих компаний в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер