Подробности

Память

«Гипсовый соцреализм» с рязанским акцентом

30.05.2012

Говорить сегодня о каком-то едином эстетическом образе областного центра можно только с большой долей иронии. Архитектурный облик исторического центра Рязани – сплошная эклектика, подчас вообще лишенная какого-либо смысла.


Жалкие остатки старой деревянной купеческой Рязани теряют очарование на фоне агрессивной краснокирпичной застройки «девяностых». Гордые старожилы казаковской планировки на центральных улицах соседствуют с «новоделом» псевдоклассики и модерна. Чего стоит только «хайтек» по-рязански – печально знаменитое «яйцо» рядом с соборами Рязанского кремля. Однако речь сегодня пойдет не об архитектурных проблемах. Поговорим о скульптуре. Тут Рязань еще с советских времен славилась «оригинальностью» и своеобразием. Ну, взять хотя бы «главный» монумент вождя мирового пролетариата, украшающий одноименную центральную площадь любимого города. Не будем сейчас спорить об эстетических достоинствах этого широко растиражированного (практически в каждом российском областном центре есть нечто похожее) творения Матвея Манизера. Мало кто знает, что кроме художественных, есть у него и другие весьма интересные свойства.

Радиоактивный вождь

Рязанский регион считается достаточно благополучным в плане радиоактивного загрязнения. Во всяком случае, в области практически отсутствует «чернобыльский синдром» (боязнь радиации), хотя и у нас существуют определенные проблемы. Радиационной нормой для центрального региона считается 20 мкр/ч. Как утверждают специалисты, на сегодняшний день естественный фон в Рязанской области колеблется от 10 до 16 мкр. Наиболее радиоактивными у нас считаются Ряжский, Старожиловский и Шиловский районы – они в свое время попали в зону «чернобыльского загрязнения». А вот на севере региона радиационный фон традиционно ниже нормы. Что же касается самого областного центра, то в Рязани один из самых высоких показателей по радиации фиксируется на площади Ленина, и ни где-нибудь, а в районе памятника вождю мирового пролетариата. На самом деле в этом нет ничего удивительного – постамент монумента Владимиру Ульянову облицован высококачественным гранитом, а это природный источник радиоактивности. Никакой опасности для здоровья это явление не представляет – вождь хоть и «фонит», но вполне в пределах допустимой нормы.

Спорный Есенин

Если историю с радиоактивностью вождя вполне можно отнести к разряду природных аномалий, то «эпопея» создания другой скульптурной «визитки» областного центра – памятника Сергею Есенина на кремлевской набережной очень точно характеризует традиционное отношение рязанского начальства и художественной интеллигенции. Памятник на набережной должны были установить к очередной «громкой дате». Примерно за полгода до открытия знаменитого памятника автор проекта, известный советский скульптор Александр Кибальников, представил специальной комиссии рязанских партийных чиновников модель будущего монумента – в натуральную величину, но выполненную в глине. Чиновникам Есенин не понравился – черты лица грубоваты, шея слишком длинная, в общем мало похож на расхожее представление о красавчике-поэте. Скульптору был представлен список замечаний. Кибальников ознакомился и со всем согласился. Через пару месяцев вновь приехали в мастерскую ознакомиться с работой – все без изменений. И шея той же длины и черты лица «не покрасивели». Снова предъявили свои требования, и вновь Кибальников не стал спорить. Еще через два месяца ситуация полностью повторилась. К этому времени уже было необходимо отдавать модель для отливки в металле. Вновь поговорили с автором, но уже более категорично, мол – или вносишь изменения, или будут соответствующие оргвыводы.

Гипсовая скульптура считается уникальным явлением в советской художественной культуре. Особую популярность в СССР она получила в 1950-1960-е годы. Сюжеты обычно иллюстрировали советские идеалы: гордый пионер, юный мальчик с горном, спортивная девочка с мячом. Общим именем для безликой скульптуры «гипсового соцреализма», которой украшали парки культуры и отдыха, стало название «девушка с веслом».

И вновь скульптор согласился. Следующий раз чиновники приехали уже на завод, где пред ними предстал ни чуть не изменившийся бронзовый Есенин. Только тут до членов комиссии дошло, что народный художник СССР, академик Александр Кибальников просто перехитрил партийный худсовет. Возмущению не было пределов, но менять что-либо уже было поздно.

Рогатый непонятно кто

Однако отвлечемся на время от монументальной составляющей нашей рязанской действительности. На самом деле тут можно припомнить много интересного и парадоксального и, возможно, мы еще вернемся к данной теме. Однако монументы монументами, но мало кто знает, что в советские времена Рязань занимала третье место в Российской Федерации по количеству парковой скульптуры. Старожилы областного центра прекрасно помнят, как «девушка с веслом» в различных ее ипостасях в изо­билии заполняла рязанские парки и скверы.

Всем горожанам от мала до велика хорошо известна скульптурная группа неких рогатых животных напротив ресторана «Былина». А вот дать правильный ответ – кто на ней изображен, оказывается, довольно затруднительно. Если верить паспорту, приложенному к данному монументу на Саратовском заводе садово-парковых скульптур еще в советские времена, то перед нами «Семейство оленей на отдыхе». Однако даже малосведующий в биологии человек легко обнаружит у данного вида ярко выраженные «лосиные признаки». В семидесятые годы прошлого века среди студентов пединститута даже был объявлен конкурс: определить вид и пол данных животных. В жюри пригласили преподавателей биологического отделения. Однако после внимательного осмотра профессура расписалась в собственном бессилии. Если следовать не паспорту, а внешнему виду, у монумента (имеется в виду каждая особь) налицо все признаки, как мужского, так и женского пола, и принадлежность, как к лосиному, так и оленьему семейству.

Легендарная «каратистка»

Многие рязанцы хорошо помнят гипсовую скульптуру девушки в сквере рядом с торговыми рядами на площади Ленина. Горожане прозвали ее «каратистка» за характерную позу, чем-то напоминающую стойку бойцов восточных единоборств. На самом деле к карате эта дама не имела ни какого отношения. Скульптура называлась «Звездный вихрь» и первоначально на ладони у дамы располагалась металлическая модель первого спутника Земли. Правда, еще в советские времена спутник куда-то бесследно исчез, ну а уже в наше время не вписалась в обновленный интерьер площади и сама «каратистка».

Подобная печальная судьба постигла большинство парковых скульптур областного центра. Куда-то бесследно исчезли двухметровые скульптуры девушки гимнастки и рабочего сталевара, стоявшие в нишах фронтона клуба завода «Красное знамя» (ныне Дом офицеров»). Многочисленные гипсовые пионеры и молотобойцы, украшавшие Городской сад и ЦПКиО в Горроще, также буквально исчезли в неизвестном направлении в начале «девяностых».

Говорят, что всех их оптом под шумок скупил некий коллекционер – любитель советского соцарта. Кстати, сегодня, когда у нас и на Западе существует устойчивый спрос на подобного рода произведения, рязанские «девушки с веслом» стоят целое состояние. Правда, в историю со скупкой верится с трудом. Скорее всего, гипсовых «свидетелей ушедшей эпохи» просто свезли на свалку. К сожалению, подобное отношение к собственной истории в нашем городе отнюдь не новость.

Пристрастия и вкусы

Серьезно говорить сегодня о парковой скульптуре в Рязани невозможно. По сути дела ее не существует, как таковой. Те редкие представители данного жанра в его современном виде, установленные на Лыбедском бульваре и около кукольного театра, не создают общей картины и скорее являются исключением из общего правила.

– Главная беда состоит в том, что у нас не существует единой концепции эстетического образа областного центра, – считает известный рязанский скульптор Раиса Лысенина. – И дело тут не в художественных достоинствах той или иной, отдельно взятой работы. В Рязани есть вполне достойные памятники и художники, способные решать эстетические задачи оформления городского пространства. Но для этого, прежде всего, необходимо понимание значимости такого процесса. А его, к сожалению нет. Можно снисходительно и с иронией относится к советской эпохе «гипсового соцреализма», но в то время такое понимание существовало. Другой вопрос, на каком художественном уровне все это воплощалось в жизнь. Мы же вспоминаем о городской скульптуре лишь в связи с той или иной «громкой датой». И выбор мастера чаще всего зависит от вкуса и личных пристрастий очередного начальника.

Подготовил Михаил Колкер



Метки: история, скульптура, архитектура, Раиса Лысенина


Поиск

19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле

17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»

16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку

15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт

13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники

11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам

10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения

09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера

16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С

16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года

16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной

16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина

15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»

15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»

15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области

15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн

15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения

15.12.2025 09:34
В Рязанской области создадут комплексные центры по защите прав и интересов детей

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер