Подробности

Знание

Стратегический запас

23.09.2012

Фото автора

«Природный потенциал ландшафтов Рязанской области» — новый уникальный труд рязанских географов, который пока не имеет аналогов в мире.

Речь о природе рязанского края и о её природном запасе. В книге подробный ответ на вопрос, сколько рязанская земля ещё способна дать и, соответственно, сколько у неё можно взять. Вопрос острый, особенно в свете промышленно развитой Центральной России. Но при всей актуальности учёт загрязнения территории страны ранее проводился формально, то есть с позиции норм предельно допустимой концентрации. Рязанские географы признают ограниченность норм, которые едины для страны с сродни средней температуре по больнице — одинаковы для тундры, леса и пустыни. Ведь природа в разных условиях и ведёт себя по-разному, где-то менее, где-то более устойчива к разного рода влияниям человека. Идея отказа от общепринятых ПДК вполне обоснована, но, ради доказательств и ответов на вопросы — где и насколько мы можем влиять на природу, необходимо провести кучу исследований. Инициативу провести такие исследования и взяли на себя рязанские учёные.

На работу были выделены средства из федерального бюджета, освоены деньги гранта с мудрёным названием «Проведение научно-исследовательских работ по направлению «Геохимия», по проблеме «Эколого-геохимический потенциал ландшафтов Рязанской области и смежных регионов: оценка, оптимизация, управление» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.2.1 программы «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук». Итог последних нескольких лет работы изложен на 750 страницах. Природа Рязанской области была обследована столь досконально, что теперь представляется как совокупность более 70 разнообразных ландшафтов, где каждый обладает особыми типами хозяйствования и разными способностями противостоять загрязнениям. Впервые описано развитие климата Рязанской области за последние 10 тысяч лет по данным изучения возраста и состава торфа в разных местах региона, создана подробная ландшафтная карта, карта радиационного фона Рязанской области. Выводы учёных основаны на огромном количестве опытов и исследований — это пробы речной воды и снега, химического состава древесины, листвы и почв. Установлены объёмы выпадения тяжёлых металлов на почву из атмосферной пыли. Данные получены в пятистах точках Рязанщины, в каждой из которых отбор образцов производился несколько раз в разные сезоны. Книга богата иллюстрациями, причём не только фотографиями ландшафтов, но и массой карт, каждая из которых иллюстрирует атмосферные выпадения меди, цинка, свинца, кадмия, концентрации ионов кальция, натрия в поверхностных водах.

Работали над книгой преподаватели кафедры физической географии РГУ имени Есенина: заведующий кафедрой, профессор, доктор географических наук Вячеслав Кривцов, руководитель лаборатории геохимии ландшафтов РГУ, кандидат биологических наук Сергей Тобратов, доцент РГУ, кандидат географических наук, специалист по ландшафтам Алексей Водорезов, кандидат географических наук, специалист по созданию геоинформационных карт Михаил Комаров, а также недавние выпускницы Ольга Железнова и Елена Соловьёва, занимавшиеся вопросами геохимии ландшафтов и продуктивности экосистем.

Книга уникальна ещё и тем, что не нуждается в рекламе, так как её нельзя купить. «Потенциал…» в нескольких экземплярах будет распространён по библиотекам региона. О вкладе в науку и практическом применении «Природного потенциала ландшафтов Рязанской области» согласился рассказать руководитель проекта профессор Вячеслав Кривцов.


— Вячеслав Андреевич, почему эта книга считается уникальной?
— Дело в том, что подробной информации о потенциале Рязанской области у нас не было. Мы её потихонечку начали собирать ещё до того, как получили грант от Министерства образования на выполнение соответствующих исследований. Поясню, когда дело касается любой экологической оценки территории, в основном, оперируют ПДК, прикидывают предельно допустимые выбросы, показатели, которые могут быть определены сиюминутно, что и даёт вывод — можно ли нам проживать на данной территории или не рекомендуется. На западе от такого подхода в значительной степени отказались. Смотрят на проблему несколько шире. Там проводятся подобные работы, но специалисты не привязывают их к природным комплексам, а делают расчёты по квадратной сетке: разбивают, скажем, всю Европу на квадраты через 50-100 километров, делают комплект проб, проводят анализы и получают некий фон для центральной и северной Европы. Наша работа глубже в том плане, что мы увеличили масштаб. Во-первых, у нас и территория не такая большая. Если бы мы брали пробы через 50 километров, то получили ли бы лишь два десятка точек. В нашей работе исследовано до пятисот точек. Они распределены не по квадратной сетке, а привязаны к конкретным природным комплексам и природным условиям. Мы смотрим, что в каждом из этих ландшафтов фонового, а что привнёс человек. Мы достаточно подробно проанализировали информацию, в том числе ту, которая поступает с предприятий, которая приходит трансграничным переносом из соседних регионов. Мы отделили, что дала сама природа, а что дали мы. Всё это присутствует в книге, поэтому она такая толстая (смеётся).

— Но книга специализированная. Для кого сделаны выводы и где они будут применены?
— Да, книга рассчитана на специалистов, она не для широкого круга читателей, они тут ничего не поймут, даже если очень захотят. Тут надо очень хорошо знать геохимию, ландшафтоведение и всё остальное. Поэтому в главе 9 мы пошли по упрощённому варианту. Глава девятая — результирующая — это рекомендации местным властям по использованию при территориальном планировании, которое включает вопрос о размещении производств и строительства. Здесь мы постарались достаточно популярно объяснить, что мы с этого будем иметь и что для этого нужно делать. В принципе, работа носит фундаментальный характер, то есть мы пытаемся решить проблему — составить полную картину того, что есть и что ещё можно сделать, чтобы мы жили… Да, по крайнем мере, жили, а не окочурились (смеётся).

— И как долго мы ещё проживём?
— Сергей Тобратов в одной из глав попытался оценить наши шансы прожить долго при том естественном фоне заражения радионуклидами. С этой точки зрения не всё так плохо — у нас нет особо серьёзного радиоактивного загрязнения. Даже радиоактивный цезий, который выпал в 1986 году после аварии в Чернобыле, он присутствует в тех концентрациях, которые позволяют существовать и природе, и нам. Я вам покажу карту атмосферно-экологического потенциала, на которой выделены территории, где ситуация не совсем благополучная. Карта иллюстрирует массу ветровых потоков, которые сходятся от предприятий, а также трансграничного переноса из других регионов. В области есть узлы, где всё это накапливается. Например, узел Троицы, Никитино, куда ветер всё «сваливает» и со стороны Рязани, и со стороны Москвы, и со стороны Новомичуринска. Всё оседает тут в силу специфики рельефа. Есть ещё несколько узлов, где люди живут и не ведают, что получают дополнительное количество и серы, и азота. Но есть участки, где вообще благодать. Вот в стороне Александро-Невского, на юге — здесь вообще ничего нет, кроме естественных выпадений пыли. Не так катастрофична ситуация и в самой Рязани. От предприятий Южного промузла основная часть вредных веществ уходит на север, массопоток воздуха перепрыгивает Рязань и оседает около Солотчи. Так что по выпадениям Солотче хуже, чем Рязани — не всегда место, которое считается курортным, лучше. Эти ситуации, если внимательно читать, и описаны в книге.

— То есть девятая глава для чиновников. Когда они её прочитают?
— За соседним столом сидит заместитель министра природопользования и экологии Рязанской области Ирина Николаевна Юхина, одна из рецензентов. Она уже забрала две книги. Монография попадёт и министру, а также я принесу её на очередное заседание Градостроительного совета. Книгу получит, соответственно, зампред правительства Валерий Ионов, который интересовался, какие культуры следует высаживать в условиях меняющегося климата. А также начальнику главного управления архитектуры Вячеславу Макарову. Для него, в частности, информация имеет вполне определённый смысл. Он будет учитывать полученные сведения при создании схем территориального планирования, в том числе и в планировании производства в конкретном районе. Если он задастся целью сделать проект, который не наносил бы вреда ни природе, ни нам, то данные, изложенные в книге, можно будет учесть.

— Получается, что такая работа в других регионах не проводилась?
— Наверно, с этой точки зрения это первая работа такого масштаба. Было два автора, которые пытались сделать расчёты по всей Сибири, для миллионов квадратных километров. Они оперировали не конкретными ландшафтами, а целыми географическими зонами. Детальности, естественно, не было, а только общие соображения и схемы. Локально же подобные расчёты присутствуют и в методических руководствах, и в работах других специалистов. Весь фактический материал получен в Рязанской области, понятно, что не за два последних года. Если говорить об изучении грунтов, рельефа, то работа началась, когда я приехал работать в Рязань, то есть 22 года назад.

Людмила Рубцова


Метки: Вячеслав Кривцов, РГУ, экология


Поиск

17:45
На городище Старая Рязань пройдёт месяц бесплатных иммерсивных экскурсий

11:34
В составе совета директоров ООО «Хлебозавод №3» в Рязани произвели изменение

11:15
От пунктов проката электросамокатов в Рязани потребуют проводить обучение и разъяснение

27.03.2024 18:27
ГК «Зелёный сад» и Сбербанк возвращают ставки 2020 года

27.03.2024 14:06
В Рязани состоялся региональный чемпионат по чтению вслух «Открой рот»

27.03.2024 12:49
Инвестплощадки Рязанской области представлены на инвесткарте России

27.03.2024 09:42
Новый мост через Оку в Рязани должны построить к 2030 году

26.03.2024 18:55
Владимир Путин вручил награду директору Рязанского театра кукол Константину Кириллову

26.03.2024 10:20
Рязанцев приглашают проголосовать за Кремль на всероссийском конкурсе достопримечательностей

25.03.2024 11:39
ПАО «РЭСК» увеличило срок приёма показаний в марте

25.03.2024 09:59
Рязанская область заняла 56-е место в рейтинге зарплат

23.03.2024 07:58
Рязанские театры и цирк объявили об отмене и переносе спектаклей

22.03.2024 18:48
Андрей Оришкевич: «На набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола»

22.03.2024 16:09
Рязанская НПК за год сдала на переработку 33 тонны макулатуры и 15,5 тонны полиэтилена

22.03.2024 14:10
В Рязани начали возводить филиал поликлиники горбольницы №11

22.03.2024 10:10
Рязанцы до мая будут пользоваться платными парковками без оплаты

19:37
Дорога до села Заокское под Рязанью может уйти под воду в выходные

19:25
В Генплан Рязани внесли очередные изменения

18:31
Юлия Швакова рассказала о мерах по снижению кадрового дефицита на предприятиях в Рязанской области

18:17
Ещё два низководных моста затопило в Рязанской области

18:06
Регулярно занимаются спортом 40% жителей ЦФО

18:04
В Рязанской области обнаружили тело женщины

17:57
Исследование МТС RED: в Рязани каждый третий офисный работник переходит по вредоносным ссылкам

17:51
В Рязани появился каршеринг от компании EASYDRIVE24

15:49
Перед рязанцами в марте выступит Александра Трусова

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Март 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31