Подробности

Беседка

Театральная математика Зои Беловой

16.01.2013

Театральный мир тесен. Это действительно так. В театре очень трудно встретить практически незнакомого человека. Обязательно найдутся общие друзья или знакомые. О народной артистке России Зое Васильевне Беловой я слышал задолго до того, как познакомился лично.


Мне о ней рассказывали в Костроме. И там, в драматическом театре, я видел ее фотографии. Говорят, что от сыгранного спектакля ничего не остается. Мол, театр — искусство эфемерное. На первый взгляд с этим утверждением трудно спорить. И все-таки неправда, что от спектакля ничего не остается. Если роль была удачной, о ней помнят долгие годы. Вот и о ролях Зои Васильевны в Костроме до сих пор ходят легенды. Хотя с того времени, как в этот город приехала по распределению молоденькая выпускница московского театрального училища Зоя Белова, прошло более полувека.

Удивительно, но все время ловишь себя на мысли, что очень трудно себе представить, что до Рязани у Зои Беловой уже была довольно серьезная актерская биография, работа в двух известных провинциальных театрах, встреча с супругом, также известным актером Юрием Розановым, в общем, другая интересная насыщенная жизнь. Настолько этот человек стал частью нашего города, его гордостью и легендой, что разделить для себя эти два понятия — Рязань и Белова — действительно непросто. Да и сама Зоя Васильевна давно считает, что именно Рязань стала для нее второй родиной, настоящим отчим домом.

Бабушкин наказ


Она родилась в небольшом подмосковном поселке Светогорово. Была старшей в многодетной (шестеро братьев и сестер) крестьянской семье. В день смерти отца ей исполнилось двадцать лет, а младшей сестре в то время не было и года. Два самых ярких воспоминания детства. Светлое пасхальное Воскресенье.

Строгая бабушка Устинья, держащая внучку за руку во время крестного хода. Мама, поющая в церковном хоре, и она, Зоя, внизу, смотрящая с восторгом на свою замечательную мамочку. И вновь бабушка Устинья, как бы дающая наказ: «Имей, Зоенька, Бога в душе!» И над всем — сладкий, таинственный запах ладана и восковых свечей.

…Холодный, снежный ноябрь сорок первого. Тринадцатилетняя Зоя с двоюродной сестрой Тоней, своей ровесницей, бредут с котомками и узлами по бескрайнему продуваемому полю из районного центра в родную деревню. Там собралась семья, а детям поручили забрать оставшиеся в родительском доме вещи и доставить их в Светозарово. 12 километров по заснеженному полю, перерезанному оврагами. Но вот ведь чудо — ни промозглая ноябрьская стынь, ни разыгравшийся прямо над головами воздушный бой не мешают двум девчонкам играть в разведчиц, посланных с особым заданием в тыл врага.

Любимый учитель
Во время войны среди деревенских ровесниц она ничем особенным не выделялась — полола, косила, жала, молотила тяжелым цепом. Такая работа доставалась ей в дедушкином колхозе. Не было поблажек. Голодала, уставала, недосыпала, а в душе по-прежнему ликовало заветное: «Мы победим, победим, победим». Уже тогда слушавшие ее отмечали: когда Зоя читала стихи, у людей в душе что-то переворачивалось. Потому-то и внушал ей любимый учитель Александр Николаевич Чудовский, что ей надо идти в артистки.

— Я совершенно не хотела быть артисткой, — вспоминает Зоя Васильевна. — Мой любимый учитель преподавал математику и геометрию, и, естественно, это был мой самый любимый предмет. Теоремы и формулы казались прекрасной поэзией, и разбираться в хитросплетениях математических символов не составляло ни малейшего труда — сплошное удовольствие.

Но от судьбы не уйдешь. Любимый учитель математики был еще и страстным театралом, который когда-то занимался в легендарной студии самого Евгения Вахтангова. Он создал в деревенской школе муздраманс — музыкально-драматический ансамбль. И влюбленная ученица, конечно же, поверила учителю. Она сыграла Софью в грибоедовской комедии «Горе от ума». Платье для роли Зое Беловой подарила великая Цецилия Мансурова — первая Турандот.



— Поступая в ГИТИС, я провалилась, — рассказывает Зоя Белова. — Когда ехала на экзамен, попала под дождь. Платье село, каблук отвалился, вместо волос — соломенная пакля. Я шла на сцену, а комиссия смеялась… В общем, весь текст забыла. Со слезами убежала и не солоно хлебавши приехала домой. Но Александр Николаевич Чудовский отыскал в библиотеке заметку о театральном училище МГТУ. Сам, буквально за ручку, привел к воротам училища и сказал: «Иди. Попытка не пытка».

Вот так 1945 год стал для Зои Беловой годом двойной победы — победы ее народа в Великой Отечественной войне и ее личной победы: она поступила в Московское городское театральное училище, что располагалось тогда в театре имени Маяковского. Над входом в главный зал училища висел плакат: «Театр — храм. Священнодействуй или убирайся вон». Эта фраза великого русского артиста Щепкина станет аксиомой несостоявшегося математика и будущей народной артистки.

От Подмосковья до Чечни
Рассказывая об актере, принято ограничиваться пространством сценической площадки. И это вполне объяснимо — главное в его жизни происходит именно там. Однако в данном случае хочется попробовать отойти от обычного портрета известной актрисы. Зоя Васильевна Белова в силу своего характера никогда не могла ограничиться только лишь рамками сценического существования. Словно драгоценные камни, бережно выкладывала она передо мной на стол маленькие, разных цветов и калибров, книжечки-удостоверения: депутата городского Совета, члена общества «Знание», члена облсовпрофа, делегата областной партконференции... Ордена, медали... Зоя Белова, бессменный секретарь партийной организации Рязанского драматического театра, всегда относилась к своим общественным обязанностям так же искренне и с полной отдачей, как и к своей сценической работе. Кто-то решит, что в таком увлечении общественной работой есть изрядная доля карьеризма.



Возможно, в ином случае это и могло бы иметь место. Но только не с Беловой. Для нее театр всегда был и остается прежде всего служением, миссией… И она просто не может себе представить, как бы выходила на сцену без твердых жизненных принципов, без убеждений, без того, что на казенном языке партактивов называлось «активной жизненной позицией». А сколько ей пришлось пережить из-за этих самых жизненных принципов, знает, наверное, только сама Зоя Васильевна. Театр вообще очень сложный и порой чрезвычайно жестокий организм, где профессиональная успешность далеко не всегда вызывает исключительно добрые чувства. Но ни разу Белова не позволила себе опуститься до мелочных обид. Она умела прощать и только к себе была неизменно беспощадна. В день смерти отца играла Валю Борц в «Молодой гвардии», после похорон бабушки Тани встречалась со зрителем в «Девушках с улицы Надежды». Играла в комедии «Красавец-мужчина» через день после смерти мамы. Для нее это отнюдь не геройство, а само собой разумеющееся отношение к профессии, естественное воплощение той самой «жизненной позиции».

Членом КПСС она стала в 34 года, когда поверила словам: «Такие, как Вы, нужны партии». Она всегда делала лишь то, во что верила. А, веря, вкладывала душу в любое дело, потому-то была членом обкома, членом горкома партии и секретарем партбюро театра, председателем областной культурно-шефской комиссии.

И еще одно почти детское воспоминание. Подмосковье. Военный госпиталь. Она читала раненым «Девушку и Смерть» Максима Горького — страстную песню о всепобеждающей любви. Читала и верила, что это последняя война на земле, последние ее госпитали.

А на исходе 99-го, последнего года столетия, вновь стояла перед ранеными мальчишками. Уже в Чечне. И вновь читала им, внукам ребят сороковых, «Девушку и Смерть». Такая вот театральная математика…

Семейный возок
Семья… Дети, как это обычно бывает, росли за кулисами. Дочь Ирина Розанова, известная актриса российского кинематографа, в особом представлении не нуждается. И только очень немногие близкие люди знают, как много для Ирины значит мнение мамы. Как профессионала и человека. Много лет назад Зоя Васильевна играла Марию Петровну в пьесе Александра Островского «Дикарка». А к 175-летию писателя уже Ирина Розанова сыграла эту же роль в фильме, снятом по мотивам пьесы. И это тоже математика актерской судьбы…

Сын Павел Розанов — сотрудник радиотехнического университета. Внучки Анна Павловна – столичный продюсер, Наталия Павловна — доцент, преподаватель английского языка в РГУ им. С. Есенина. Растет правнук Егор...

В 2001 году народная артистка Зоя Белова отметила свою золотую свадьбу. В наш век пронести, не бросая, общий крест жизни – уже подвиг. И когда порой опускались руки (в семье всякое бывает), вспоминались слова сына: «Вот вырастем, тогда и решайте свои вопросы». Вот выросли и сын, и дочь, внучки подросли, а семейный возок тянется и тянется, и ни отступать, ни разламывать его нет желания. Несколько поколений простой крестьянской семьи учили ее терпению, мужеству, пониманию другого человека. Великой женской мудрости жить с Богом в душе, а значит, в повседневной преданности семье и своему делу.

Время неумолимо. И сегодня блистательная молодая героиня 60-х играет роли пожилых женщин, бабушек.

— Я не играю на сцене возраст, я играю судьбы, — утверждает Зоя Васильевна. — Когда мне предложили роль бабушки в последней пьесе, я сказала: «Мне неинтересна просто бабушка. Мне интересна трагедия женщины, не сумевшей воспитать внука. Мы ответственны за наших детей».

Играть Мудрость, играть Личность можно всегда. Главное — самой не застрять в амплуа беспечной юности и изо дня в день пополнять копилку своей души и разума. И тогда годы окажутся не властны даже над такой капризной профессией, как профессия актрисы. Вот такая театральная математика…

Михаил Колкер



Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

07:32
Ночью в Рязанской области наблюдали слабое северное сияние

05.05.2024 19:16
В Рязани скончался доцент кафедры ЭВМ в РГРТУ Михаил Никифоров

05.05.2024 16:20
В Рязанскую область вернутся заморозки

05.05.2024 15:46
Рязань вошла в рейтинг городов с неплохим качеством жизни в России

05.05.2024 13:25
Энергетики «Рязаньэнерго» готовятся к работе в условиях непогоды

05.05.2024 12:43
Под Рязанью на реке Пре пройдёт туристический фестиваль

05.05.2024 11:56
Транспортные активисты раскритиковали расписание коммерческого транспорта в Рязани

05.05.2024 11:35
Рязанцев предупредили об усилении ветра

05.05.2024 10:32
Фестиваль «Дикая Мята» объявил новую волну молодых артистов

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31