Церковь присваивает экспонаты Рязанского кремля? |
11.03.2010 |
---|
Сегодня уже семь кремлевских храмов перешли в безвозмездное пользование рязанской епархии. Однако музей-заповедник продолжает отстаивать свои права на объекты культурного наследия.
– 18 июня прошлого года министр культуры Александр Авдеев издал приказ, который положил начало переделу имущества Рязанского кремля, – объясняет заведующая отделом развития Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. – Согласно документу была создана комиссия, призванная выделить из фонда музея-заповедника движимое имущество религиозного назначения и передать его епархии. Однако нужно помнить, что речь идёт о государственном музейном фонде, который по закону является неделимым. А значит действия комиссии противоправны.
Нетрудно догадаться, что представители церкви не согласны с такой точкой зрения. По их мнению, все реликвии, когда-то утраченные, должны быть возвращены истинному владельцу – РПЦ. Осенью 2009 года Рязанской епархии было передано в безвозмездное пользование 155 уникальных икон семнадцатого века из Успенского собора. А сейчас готовится новое распоряжение о передаче от 100 до 2000 музейных предметов.
«Вы можете совершить молебен в музее?»
По мнению руководства музея, представители епархии противоречат сами себе, стремясь вернуть назад утраченное имущество. В 19 веке именно служители церкви выступили инициаторами сохранения древних икон в первых музеях, где были созданы специальные условия для хранения экспонатов.
– Сегодня собрано свыше 52 тысяч подписей за сохранение в целости музея и его экспозиций, – сообщили нам в РИАМЗ «Рязанский кремль». – В настоящий момент дело о передаче экспонатов церкви рассматривается в европейском суде.Между тем, у себя на родине позиция музея-заповедника, ни в прокуратуре, ни в суде, ни в органах местной исполнительной власти поддержки пока не получила.
Как рассказал «Комсомолке» архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, комиссия уже выполнила приказ Авдеева. И сейчас список всех предметов религиозного значения, о которых стало известно, отправлен в Министерство культуры РФ. Точное количество того, что будет возвращено церкви, пока не известно. Епархия ждёт заключительного решения.
– Работники Рязанского кремля утверждают, что государственный музейный фонд, по закону, не делим, – обратились мы к Владыке.
– Такого закона нет. Мы живём и действуем строго в соответствии с российским законодательством.
– Некоторые не понимают, зачем вы возвращаете себе нерелигиозные предметы. Иконы, книги – это понятно. Но зачем вам, к примеру, портреты Рюмина и Живаго? Из-за того, что они когда-то висели в стенах женского монастыря? Или посох Александра Пересвета? Ведь это реликвия национального масштаба.
– О портретах Рюмина и Живаго в первый раз слышу. Что касается посоха Пересвета… А кто такой Пересвет? Он же был причислен к лику святых. И для церкви всё, что с ним связано, ценно. Нам важно, чтобы такие предметы заняли достойное место в той среде, где были раньше. Это как если взять ваших родителей. Всё что с ними связано, вам дорого и близко. Неужели вы будете разбрасывать предметы, принадлежащие им?
Возникает другой вопрос. Как мы будем использовать эти религиозные предметы? Если мы станем уничтожать, то это криминал. Прятать их тоже недопустимо. Посох Пересвета мы выставим в епархиальном музее. Он будет открыт для всех желающих, можно будет посмотреть на него, так же как и другие предметы, которые мы выделим из фонда музея.
Но вы должны ещё понять, что речь идёт о святых намоленных иконах. Если они находятся в музее, то утрачивают свой статус чудотворных икон. Ведь они не доступны для молитвы. Вот вы сейчас можете пойти в музей и совершить там молебен? Нет. Предметы, даже иконы, там только для просмотра. Тогда как они создавались не для музейного экспонирования.
Ходит молва, что как только экспонаты передадут церкви, они станут недоступными для народа. Это неправда. Можно как пример взять историю с переданными нам храмами. Вы часто ходили в Христорождественский собор до 2002 года? Нет, потому что доступ туда был закрыт, там располагался архив. Сегодня Христорождественский собор открыт для всех желающих.
– Кстати о передаче храмов. Известно, что в ходе изъятия у музея 500 квадратных метров Дворца Олега была разобрана историческая экспозиция «Во славу Отечества». Теперь она будет восстановлена, видимо, только после того, как построят новое здание музея. Года через три. Как вы это прокомментируете?
– Да, разобрана. Но сами экспонаты ведь не уничтожены. Они просто спрятаны в музейном хранилище до определённой поры. Если так рассуждать, вы знаете, сколько в запасниках музея того, чего рязанцы ещё не видели? И никогда не увидят. Потому что огромное количество экспонатов не выставляется напоказ. История с одной экспозицией – только повод, чтобы разжечь ненависть к церкви.
Кроме того. Выставку экспонировали в храме, который был освящён в честь усекновения главы Иоанна Крестителя. Разве это нормально? Если мы будем на гробах строить свою жизнь, плясать и воспитывать детей, что вырастет из нового поколения? Страшно представить. Нельзя, уничтожая одно, строить другое. Хотите, делайте экспозицию. Но не в храме.
Кто ответит за экспонаты?
– В свое время церковники сами отправили святыни в музей, где условия хранения были лучше. Вы гарантируете, что в епархиальном хранилище экспонатам не будет хуже?
– Конечно, у нас созданы все условия. Кроме того, вы должны знать, что предметы передаются не в собственность церкви, а только в пользование. И ответственность за них несём и мы, и музей. Есть также организация, которая называется Росохранкультура. Она наблюдает за состоянием ценностей. И если заметит, что что-то не так, скорректирует нашу деятельность, даст рекомендации.
С Владыкой не согласны музейные работники. По их мнению, церковь не может и не должна заниматься хранением экспонатов. Ответственность за предметы, которые ей уже переданы, по-прежнему лежит на музее. Однако теперь он не может контролировать экспонаты, поэтому работники кремля опасаются, как бы уникальные вещи попросту не затерялись. Горький опыт, как выяснилось, уже есть. В начале 1990-х рязанский музей-заповедник добровольно передал церкви более 80 предметов 18-19 веков. Сегодня известно о местах пребывания лишь некоторых из них. В отличие от музея, в церкви не ведётся реестр ценностей.
– Кто будет вести учет экспонатов? Церковь или музей? – поинтересовались мы у архиепископа Павла.
– Это согласуется с Министерством культуры. Но могу заверить, что все предметы, переданные нам, никуда от рязанцев не денутся. На таких условиях они нам и передаются.
– А что будете делать, если европейский суд встанет на сторону музея? – в заключении поинтересовались мы.
– В Страсбурге ничего не рассматривается. Наши нарушения – надуманная история. Нет оснований для открытия судебного разбирательства. В международном суде возьмутся за дело, если только оно уже рассматривалось здесь и не нашло решения. В Рязани же соответствующего процесса не было. Министерство культуры и Россимущество – очень серьёзные учреждения. Прежде чем издать приказ о передаче епархии движимого и недвижимого имущества, они тщательно изучили ситуацию на предмет соответствия законодательству. Столь уважаемые ведомства не издадут липовых распоряжений, поскольку сами несут ответственность перед законом.
Кстати
Сегодня рассматривается передача церкви всего полпроцента экспонатов Рязанского кремля (их примерно 240 тысяч). Однако, по словам музейщиков, им дорог каждый уникальный предмет, который они в силах сохранить для будущих поколений.
«Чтобы сохранить наследие, музей и церковь должны быть единым целым»
Мы выяснили, что думают о передаче церкви экспонатов музея-заповедника рязанцы, посвятившие себя изучению родного края.
Рязанский краевед Евгений Баранцев:
– Конечно, музей-заповедник можно понять. Не очень приятно расставаться с частью своих ценных экспонатов. С другой стороны, сами экспонаты и люди ничего не проиграют, если церковь вернёт свои реликвии. Что хорошо в музее, так это то, что экспонаты систематизированы. В компьютерном каталоге сразу видишь, сколько икон и какого века. В плане научной деятельности очень удобно. На мой взгляд, идеальный вариант – симбиоз музея и церкви. То есть, их мирное существование на территории рязанского кремля. Представляете, зашли в какую-нибудь церковь, полюбовались иконами. А тут недалеко и каталог, если понадобится.
Художник-педагог и краевед-любитель Александр Бабий:
– Однажды меня тронула до глубины души такая картина. В Москве, в музее человек специально уронил ключи, чтобы, поднимая их, незаметно перекреститься. Видимо, сделать это в открытую постеснялся. Сразу скажу – икона должна принадлежать верующим, и поэтому она должна находиться там, где ей место – в храме. Если же предмет нравится и религиозным людям, и простым посетителям, можно сказать словами патриарха московского Алексия II: «Найдите компромиссные пути». Думаю, музею и епархии не нужно выяснять, кто лучше. Главное понять, что истинно ценно и всё решить на культурном уровне, чисто русском. Только надо помнить, что иконы не сохранятся долго, если будут висеть в храме открытыми. Им нужно что-то вроде специальных саркофагов, с датчиками, показывающими микрофлору реликвии, влажность, температуру. Как вариант, для пользования можно сделать копии Евангелий, икон. А подлинники хранить там, где будут необходимые условия.
Обратная связь
Дорогие читатели! Если у вас есть варианты, как разрешить конфликт Рязанской епархии и музея-заповедника, вы хотите поддержать одну из сторон или просто не можете оставаться в стороне, звоните в редакцию «Комсомолки». Мы ждем ваших откликов по телефону: (4912) 21-83-88.
Анжелика Воронина
Метки: Рязанский кремль, митрополит Павел
Вокруг небольшого участка леса в центре Солотчи — Грачиной рощи, где предполагается обустройство парка и глэмпинга, — страсти не утихают. И если разгорался этот шум во имя экозащиты, то спустя какое-то время стало выясняться, что причина всего — конфликт хозяйствующих субъектов.
16:20
Рязань получит 350 миллионов рублей на формирование комфортной городской среды
11:42
Аукцион на аренду участка леса у Ласковского озера под Рязанью отменили
10:31
Оборот рязанских отелей за первое полугодие 2025 года вырос на 62%
12.08.2025 17:33
«Зелёный сад» создаёт зоны охраны возле Богоявленского храма в Борках
12.08.2025 16:19
Касимовская фабрика «Конфеста» представит свою продукцию на фестивале в Пекине
12.08.2025 12:01
Рязоблсуд смягчил приговор бывшему вице-губернатору Игорю Грекову
12.08.2025 11:48
Бывший рязанский вице-губернатор Игорь Греков просит смягчить ему наказание и отправить на СВО
12.08.2025 11:05
«Зелёный сад» занял счастливое седьмое место в рейтинге застройщиков ЦФО
12.08.2025 10:59
В Рязанской области исключили появление полигона у села Казачья слобода
11.08.2025 17:52
Павел Малков рассказал о создании военно-патриотического парка в Рязани
11.08.2025 16:15
В Рязани ученики школы №28 с 1 сентября будут обучаться в здании школы №60/61
11.08.2025 14:28
Мессенджер МАХ внедряют в Рязанской области
11.08.2025 10:33
Трубопровод на улице Высоковольтной в Рязани отремонтируют
11.08.2025 10:06
Объявлен тендер на замену трубопровода под проезжей частью в центре Рязани
11.08.2025 09:38
В Рязани объявлен тендер на благоустройство теннисных кортов в ЦПКиО
08.08.2025 17:27
В Дашково-Песочне Рязани массово отключили холодную воду
08.08.2025 14:11
В рязанских школах учить «Историю родного края» будут по пособиям местных авторов
08.08.2025 12:32
В Рязани объявлен тендер на закупку низкопольных троллейбусов
08.08.2025 11:45
Огромный котлован разрыли на территории спортшколы «Золотые купола» в Рязани
07.08.2025 21:34
В центре Рязани появилась новая платная парковка
07.08.2025 14:54
Три рязанские школы работают по трёхлетней программе обучения в начальных классах
07.08.2025 11:44
В 2025–2026 годах Рязань отсканируют лазером
07.08.2025 11:19
Собственников полигона в Турлатово вернули в СИЗО
20:25
Художественный музей приглашает отметить «130 лет Есенину»
20:19
В пунктах проката в рязанском Лесопарке нашли нарушения