Подробности

Регион

Просвещение — витамин для ЖКХ

15.03.2013

Сегодня мировая общественность в тридцатый раз отмечает Всемирный день потребителя.

Девятнадцать лет назад был принят первый в истории России «Закон о защите прав потребителей», который, без преувеличения, затрагивает интересы каждого соотечественника, так как каждый из нас ежедневно приобретает различные товары, получает услуги, самыми распространенными из которых являются услуги жилищно-коммунального хозяйства. Защите прав потребителей услуг ЖКХ, повышению правоприменительной практики в этой сфере сегодня уделяется особое внимание как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций и органов власти на местах. В ближайшее время в области, как и в других субъектах РФ, начнет работать региональный центр общественного контроля в ЖКХ. Создаваемый во исполнение Указа Президента Владимира Путина, центр призван контролировать выполнение организациями коммунального комплекса своих обязательств. О том, что послужило основанием к появлению новых общественных организаций и как будет строиться их работа, мы беседуем с председателем комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты России Светланой Разворотневой.

Р.В.: Светлана Викторовна, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.:
Я полагаю, что это вынужденная и нужная мера. Несмотря на то, что действующий Жилищный кодекс предоставляет огромные права собственникам жилья и именно собственники являются теми людьми, которые фактически определяют условия управления домом, большинство граждан имеют смутное представление о своих правах, не говоря об обязанностях. Особенно те, кто стал собственником в результате приватизации. Мнение о том, что за все должно нести ответственность государство, очень устойчивое. Но надо отметить, что за последние годы мера государственного контроля в сфере ЖКХ растет.

Р.В.: В чем это выражается?
С.Р.:
Например, в том, что государственная жилищная инспекция сегодня получила дополнительные права по контролю за управляющими компаниями.

Р.В.: Светлана Викторовна, нет ли парадокса в том, что, пытаясь сделать жилищно-коммунальное хозяйство самостоятельным, государство усиливает контроль?
С.Р.
: Когда принимался Жилищный кодекс, концепция была следующей: процесс управления домом — это сфера взаимоотношений собственника и той управляющей компании, которую он нанял. Но дальше начались трудности, вызванные тем, что, во-первых, собственники недостаточно грамотны в вопросах управления жильем, а во-вторых, далеко не всегда имеют необходимые средства для его содержания. И даже в лучшем варианте, когда досконально честная управляющая компания начинает предлагать собственникам перечень работ, а жильцы отказываются от них по причине отсутствия денег, мы получаем ситуацию, в которой необходимые для содержания дома работы не выполняются. А это может привести к тяжелым последствиям.

Р.В.: Между тем, чаще всего обвинения в нарушении требований содержания дома направлены в адрес управляющих компаний…
С.Р.:
Конечно, говоря о сегодняшней ситуации в ЖКХ, необходима объективность. А ее (ситуацию) характеризует не только низкий уровень платежей, но недосборы. И если управляющая компания собирает 95 процентов платежей, заплатить ресурсоснабжающим организациям она все равно должна в полном объеме. Кроме того, теперь ограничиваются тарифы на коммунальные ресурсы, но при этом энергоносители, которые лежат в основе тарифов, растут опережающими темпами. Например, в Волгоградской области в прошлом году цена на газ поднялась на 70 процентов. Конечно, это единичный случай, но и прирост в 15% тоже существенен.

Р.В.: Как в целом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее положение в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.:
Эта сфера изначально очень сложная, поэтому и положение можно назвать запутанным. Как говорится, «все хороши». Например, о реальной стоимости тех же ресурсов судить очень сложно. Ведь никто точно не знает, сколько сегодня стоит гигакалория тепла или кубометр воды. Один из лучших «Водоканалов» в России — питерский — пытался просчитать себестоимость, для этого пригласил лучших специалистов, и эта работа длится уже год.

Р.В.: Как же тогда ведется расчет тарифов?
С.Р.:
На сегодняшний день сложилась практика отталкиваться от достигнутого. То есть, показатель будущего года обычно выше показателя предыдущего. При этом в установлении размера тарифа не принимают участие потребители. На мой взгляд, это неправильно, так как потребители могут внести объективность в этот процесс, придать ему открытости. Но и это не главное. Рост тарифов сегодня определяется политическим решением. Если стоимость газа увеличится на 15 процентов, то как тепловикам удержать заявленные 6?

Р.В.: Как бы ни были сложны отношения участников коммунальной сферы, подавляющее большинство собственников исправно оплачивает и потребленные ресурсы, и содержание жилья…
С.Р.:
При этом размер платежей неизменно увеличивается. Но главное, что вызывает недовольство собственников, это то, что не видно ощутимого повышения качества предоставляемых услуг.

Р.В.: Что, на Ваш взгляд, могло бы изменить положение?
С.Р.:
Я считаю, что в каждом субъекте должны быть индивидуальные инвестиционные программы, имеющие защиту на федеральном уровне, например, их анализом могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам. И процесс тарифообразования необходимо увязать с этими индивидуальными программами и конкретными результатами, которые они дают. Программы должны быть рассчитаны на определенное количество лет, в течение которых тарифы не будут расти.

Р.В.: Какова роль создаваемых сегодня центров общественного контроля в сфере ЖКХ?
С.Р.:
Важнейшая их функция — жилищное просвещение. Например, объяснить, как будет работать новая система отчисления платежей на капитальный ремонт. Кроме того, они должны помогать собственникам решать конкретные задачи, в частности, рассказать, как провести общее собрание жильцов, разобраться с управляющей компанией и т.д. При центрах будут открыты общественные приемные, «горячие линии».

Р.В.: Значит, работать в этих центрах должны компетентные люди?
С.Р.:
В каждом субъекте сегодня есть общественные организации, индивидуальные активисты, работающие в данном направлении. Это и ассоциации ТСЖ, ЖСК, советы собственников домов, объединения потребителей, какие-то молодежные сообщества. Например, в Адыгее живет пенсионер, который не занимает никаких постов, но номер его телефона знает вся республика, потому что он всех консультирует по вопросам ЖКХ, а по утрам докладывает обстановку профильному министру. Создаваемые центры должны объединить таких активных и имеющих опыт людей в один кулак.

Р.В.: Предполагаются ли дополнительные способы жилищного просвещения?
С.Р.:
Есть планы по организации обучения, в первую очередь, жилищного актива, руководителей ТСЖ, советов домов. Кроме того, обсуждается возможность проведения уроков жилищного просвещения в школах, что позволит не только вырастить ответственного собственника, но через детей достучаться до родителей. Третья группа граждан, на которую должно быть направлено просвещение, — это пенсионеры, которые в силу возраста более свободны и особенно заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально рациональным. Ну и, конечно, просвещение должно идти через средства массовой информации.

Р.В.: Светлана Викторовна, когда центры приступят к работе?
С.Р.:
Если говорить о Рязанской области, то уже назначен руководитель регионального центра — Ольга Каркина, представитель областной Общественной палаты. Несколько дней назад зарегистрирован Национальный центр общественного контроля, который будет оказывать методическую, образовательную помощь регионам, аккумулировать лучшие практики, помогать обмениваться опытом.

Беседовала Светлана Максимова



Метки: ЖКХ, Светлана Разворотнева


Поиск

14:29
Рязоблсуд оставил Сергея Петина под стражей

12:20
В Рязани с начала года зафиксировали 11 случаев нападения собак на людей

11:41
В Рязгордуме обсудили меры по снижению травматизма при использовании самокатов

10:49
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетит Рязанскую область

17.04.2024 16:39
Рязанских коров включают в список брендов региона наравне с Сергеем Есениным

17.04.2024 12:36
В Рязани решили ликвидировать два муниципальных предприятия

17.04.2024 10:17
День города в Рязани предложили отметить 24 августа

17.04.2024 09:21
Сотрудники Рязанской НПК встретились с абитуриентами

16.04.2024 20:23
В Рязани взят под стражу Сергей Петин

16.04.2024 17:08
Ростелеком: На Wink.ru доступен новый телеканал «Аппетитный»

16.04.2024 16:29
Жители Турлатово бьют тревогу из-за многокилометровой свалки

16.04.2024 16:02
«Ростелеком» лидирует на рынке бизнес-коммуникаций в сегменте телефонии

16.04.2024 12:58
Рязанцам объяснили, что делать при обнаружении беспилотника в небе или на земле

16.04.2024 10:06
Обнародованы вакансии в Рязани с зарплатой свыше 100 тысяч рублей

15.04.2024 17:06
Объявлен тендер на покупку станции контроля за рязанским воздухом

15.04.2024 16:41
ТЕХНОНИКОЛЬ поддерживает юные таланты в Рязани

15.04.2024 15:57
ЦРКИ рассказал об основе традиционных промыслов и ремёсел Рязанской области

15.04.2024 11:23
Группа компаний «Автоимпорт» празднует 27-й день рождения

15.04.2024 09:43
Филиал Московского института культуры вновь начнёт обучать студентов в Рязани осенью

14.04.2024 11:04
В Рязанской области объявлены тендеры на закупку инсулиновых препаратов

13.04.2024 09:58
Переданы в суд дела о мошенничестве при закупке коммунальной техники в Рязани

12.04.2024 16:36
Руководителем МУП «РМПТС» стал Денис Гаврилов

12.04.2024 14:17
В Рязани число камер для системы «Безопасный город» увеличат до 1500

12.04.2024 10:18
И.о. ректора РГУ стала Лариса Лазуткина

12.04.2024 09:15
В «Метропарке» построят школу для 3 тысяч учеников

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30