Просвещение — витамин для ЖКХ |
15.03.2013 |
|---|
Сегодня мировая общественность в тридцатый раз отмечает Всемирный день потребителя.
Р.В.: Светлана Викторовна, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.: Я полагаю, что это вынужденная и нужная мера. Несмотря на то, что действующий Жилищный кодекс предоставляет огромные права собственникам жилья и именно собственники являются теми людьми, которые фактически определяют условия управления домом, большинство граждан имеют смутное представление о своих правах, не говоря об обязанностях. Особенно те, кто стал собственником в результате приватизации. Мнение о том, что за все должно нести ответственность государство, очень устойчивое. Но надо отметить, что за последние годы мера государственного контроля в сфере ЖКХ растет.
Р.В.: В чем это выражается?
С.Р.: Например, в том, что государственная жилищная инспекция сегодня получила дополнительные права по контролю за управляющими компаниями.
Р.В.: Светлана Викторовна, нет ли парадокса в том, что, пытаясь сделать жилищно-коммунальное хозяйство самостоятельным, государство усиливает контроль?
С.Р.: Когда принимался Жилищный кодекс, концепция была следующей: процесс управления домом — это сфера взаимоотношений собственника и той управляющей компании, которую он нанял. Но дальше начались трудности, вызванные тем, что, во-первых, собственники недостаточно грамотны в вопросах управления жильем, а во-вторых, далеко не всегда имеют необходимые средства для его содержания. И даже в лучшем варианте, когда досконально честная управляющая компания начинает предлагать собственникам перечень работ, а жильцы отказываются от них по причине отсутствия денег, мы получаем ситуацию, в которой необходимые для содержания дома работы не выполняются. А это может привести к тяжелым последствиям.
Р.В.: Между тем, чаще всего обвинения в нарушении требований содержания дома направлены в адрес управляющих компаний…
С.Р.: Конечно, говоря о сегодняшней ситуации в ЖКХ, необходима объективность. А ее (ситуацию) характеризует не только низкий уровень платежей, но недосборы. И если управляющая компания собирает 95 процентов платежей, заплатить ресурсоснабжающим организациям она все равно должна в полном объеме. Кроме того, теперь ограничиваются тарифы на коммунальные ресурсы, но при этом энергоносители, которые лежат в основе тарифов, растут опережающими темпами. Например, в Волгоградской области в прошлом году цена на газ поднялась на 70 процентов. Конечно, это единичный случай, но и прирост в 15% тоже существенен.
Р.В.: Как в целом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее положение в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.: Эта сфера изначально очень сложная, поэтому и положение можно назвать запутанным. Как говорится, «все хороши». Например, о реальной стоимости тех же ресурсов судить очень сложно. Ведь никто точно не знает, сколько сегодня стоит гигакалория тепла или кубометр воды. Один из лучших «Водоканалов» в России — питерский — пытался просчитать себестоимость, для этого пригласил лучших специалистов, и эта работа длится уже год.
Р.В.: Как же тогда ведется расчет тарифов?
С.Р.: На сегодняшний день сложилась практика отталкиваться от достигнутого. То есть, показатель будущего года обычно выше показателя предыдущего. При этом в установлении размера тарифа не принимают участие потребители. На мой взгляд, это неправильно, так как потребители могут внести объективность в этот процесс, придать ему открытости. Но и это не главное. Рост тарифов сегодня определяется политическим решением. Если стоимость газа увеличится на 15 процентов, то как тепловикам удержать заявленные 6?
Р.В.: Как бы ни были сложны отношения участников коммунальной сферы, подавляющее большинство собственников исправно оплачивает и потребленные ресурсы, и содержание жилья…
С.Р.: При этом размер платежей неизменно увеличивается. Но главное, что вызывает недовольство собственников, это то, что не видно ощутимого повышения качества предоставляемых услуг.
Р.В.: Что, на Ваш взгляд, могло бы изменить положение?
С.Р.: Я считаю, что в каждом субъекте должны быть индивидуальные инвестиционные программы, имеющие защиту на федеральном уровне, например, их анализом могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам. И процесс тарифообразования необходимо увязать с этими индивидуальными программами и конкретными результатами, которые они дают. Программы должны быть рассчитаны на определенное количество лет, в течение которых тарифы не будут расти.
Р.В.: Какова роль создаваемых сегодня центров общественного контроля в сфере ЖКХ?
С.Р.: Важнейшая их функция — жилищное просвещение. Например, объяснить, как будет работать новая система отчисления платежей на капитальный ремонт. Кроме того, они должны помогать собственникам решать конкретные задачи, в частности, рассказать, как провести общее собрание жильцов, разобраться с управляющей компанией и т.д. При центрах будут открыты общественные приемные, «горячие линии».
Р.В.: Значит, работать в этих центрах должны компетентные люди?
С.Р.: В каждом субъекте сегодня есть общественные организации, индивидуальные активисты, работающие в данном направлении. Это и ассоциации ТСЖ, ЖСК, советы собственников домов, объединения потребителей, какие-то молодежные сообщества. Например, в Адыгее живет пенсионер, который не занимает никаких постов, но номер его телефона знает вся республика, потому что он всех консультирует по вопросам ЖКХ, а по утрам докладывает обстановку профильному министру. Создаваемые центры должны объединить таких активных и имеющих опыт людей в один кулак.
Р.В.: Предполагаются ли дополнительные способы жилищного просвещения?
С.Р.: Есть планы по организации обучения, в первую очередь, жилищного актива, руководителей ТСЖ, советов домов. Кроме того, обсуждается возможность проведения уроков жилищного просвещения в школах, что позволит не только вырастить ответственного собственника, но через детей достучаться до родителей. Третья группа граждан, на которую должно быть направлено просвещение, — это пенсионеры, которые в силу возраста более свободны и особенно заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально рациональным. Ну и, конечно, просвещение должно идти через средства массовой информации.
Р.В.: Светлана Викторовна, когда центры приступят к работе?
С.Р.: Если говорить о Рязанской области, то уже назначен руководитель регионального центра — Ольга Каркина, представитель областной Общественной палаты. Несколько дней назад зарегистрирован Национальный центр общественного контроля, который будет оказывать методическую, образовательную помощь регионам, аккумулировать лучшие практики, помогать обмениваться опытом.
Метки: ЖКХ, Светлана Разворотнева
В текущем году в Рязанской области в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», который является преемником нацпроекта «Безопасные качественные дороги», запланирован ремонт более 136 километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»
15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»
15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области
15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн
15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения
15.12.2025 09:34
В Рязанской области создадут комплексные центры по защите прав и интересов детей
12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома
12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»
12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль
12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области
11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год
11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской
11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани
11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани
11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области
11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку
10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру
10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей
10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале
10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле
10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС
10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения
09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании
09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад
09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля










