Просвещение — витамин для ЖКХ |
15.03.2013 |
|---|
Сегодня мировая общественность в тридцатый раз отмечает Всемирный день потребителя.
Р.В.: Светлана Викторовна, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.: Я полагаю, что это вынужденная и нужная мера. Несмотря на то, что действующий Жилищный кодекс предоставляет огромные права собственникам жилья и именно собственники являются теми людьми, которые фактически определяют условия управления домом, большинство граждан имеют смутное представление о своих правах, не говоря об обязанностях. Особенно те, кто стал собственником в результате приватизации. Мнение о том, что за все должно нести ответственность государство, очень устойчивое. Но надо отметить, что за последние годы мера государственного контроля в сфере ЖКХ растет.
Р.В.: В чем это выражается?
С.Р.: Например, в том, что государственная жилищная инспекция сегодня получила дополнительные права по контролю за управляющими компаниями.
Р.В.: Светлана Викторовна, нет ли парадокса в том, что, пытаясь сделать жилищно-коммунальное хозяйство самостоятельным, государство усиливает контроль?
С.Р.: Когда принимался Жилищный кодекс, концепция была следующей: процесс управления домом — это сфера взаимоотношений собственника и той управляющей компании, которую он нанял. Но дальше начались трудности, вызванные тем, что, во-первых, собственники недостаточно грамотны в вопросах управления жильем, а во-вторых, далеко не всегда имеют необходимые средства для его содержания. И даже в лучшем варианте, когда досконально честная управляющая компания начинает предлагать собственникам перечень работ, а жильцы отказываются от них по причине отсутствия денег, мы получаем ситуацию, в которой необходимые для содержания дома работы не выполняются. А это может привести к тяжелым последствиям.
Р.В.: Между тем, чаще всего обвинения в нарушении требований содержания дома направлены в адрес управляющих компаний…
С.Р.: Конечно, говоря о сегодняшней ситуации в ЖКХ, необходима объективность. А ее (ситуацию) характеризует не только низкий уровень платежей, но недосборы. И если управляющая компания собирает 95 процентов платежей, заплатить ресурсоснабжающим организациям она все равно должна в полном объеме. Кроме того, теперь ограничиваются тарифы на коммунальные ресурсы, но при этом энергоносители, которые лежат в основе тарифов, растут опережающими темпами. Например, в Волгоградской области в прошлом году цена на газ поднялась на 70 процентов. Конечно, это единичный случай, но и прирост в 15% тоже существенен.
Р.В.: Как в целом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее положение в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.: Эта сфера изначально очень сложная, поэтому и положение можно назвать запутанным. Как говорится, «все хороши». Например, о реальной стоимости тех же ресурсов судить очень сложно. Ведь никто точно не знает, сколько сегодня стоит гигакалория тепла или кубометр воды. Один из лучших «Водоканалов» в России — питерский — пытался просчитать себестоимость, для этого пригласил лучших специалистов, и эта работа длится уже год.
Р.В.: Как же тогда ведется расчет тарифов?
С.Р.: На сегодняшний день сложилась практика отталкиваться от достигнутого. То есть, показатель будущего года обычно выше показателя предыдущего. При этом в установлении размера тарифа не принимают участие потребители. На мой взгляд, это неправильно, так как потребители могут внести объективность в этот процесс, придать ему открытости. Но и это не главное. Рост тарифов сегодня определяется политическим решением. Если стоимость газа увеличится на 15 процентов, то как тепловикам удержать заявленные 6?
Р.В.: Как бы ни были сложны отношения участников коммунальной сферы, подавляющее большинство собственников исправно оплачивает и потребленные ресурсы, и содержание жилья…
С.Р.: При этом размер платежей неизменно увеличивается. Но главное, что вызывает недовольство собственников, это то, что не видно ощутимого повышения качества предоставляемых услуг.
Р.В.: Что, на Ваш взгляд, могло бы изменить положение?
С.Р.: Я считаю, что в каждом субъекте должны быть индивидуальные инвестиционные программы, имеющие защиту на федеральном уровне, например, их анализом могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам. И процесс тарифообразования необходимо увязать с этими индивидуальными программами и конкретными результатами, которые они дают. Программы должны быть рассчитаны на определенное количество лет, в течение которых тарифы не будут расти.
Р.В.: Какова роль создаваемых сегодня центров общественного контроля в сфере ЖКХ?
С.Р.: Важнейшая их функция — жилищное просвещение. Например, объяснить, как будет работать новая система отчисления платежей на капитальный ремонт. Кроме того, они должны помогать собственникам решать конкретные задачи, в частности, рассказать, как провести общее собрание жильцов, разобраться с управляющей компанией и т.д. При центрах будут открыты общественные приемные, «горячие линии».
Р.В.: Значит, работать в этих центрах должны компетентные люди?
С.Р.: В каждом субъекте сегодня есть общественные организации, индивидуальные активисты, работающие в данном направлении. Это и ассоциации ТСЖ, ЖСК, советы собственников домов, объединения потребителей, какие-то молодежные сообщества. Например, в Адыгее живет пенсионер, который не занимает никаких постов, но номер его телефона знает вся республика, потому что он всех консультирует по вопросам ЖКХ, а по утрам докладывает обстановку профильному министру. Создаваемые центры должны объединить таких активных и имеющих опыт людей в один кулак.
Р.В.: Предполагаются ли дополнительные способы жилищного просвещения?
С.Р.: Есть планы по организации обучения, в первую очередь, жилищного актива, руководителей ТСЖ, советов домов. Кроме того, обсуждается возможность проведения уроков жилищного просвещения в школах, что позволит не только вырастить ответственного собственника, но через детей достучаться до родителей. Третья группа граждан, на которую должно быть направлено просвещение, — это пенсионеры, которые в силу возраста более свободны и особенно заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально рациональным. Ну и, конечно, просвещение должно идти через средства массовой информации.
Р.В.: Светлана Викторовна, когда центры приступят к работе?
С.Р.: Если говорить о Рязанской области, то уже назначен руководитель регионального центра — Ольга Каркина, представитель областной Общественной палаты. Несколько дней назад зарегистрирован Национальный центр общественного контроля, который будет оказывать методическую, образовательную помощь регионам, аккумулировать лучшие практики, помогать обмениваться опытом.
Метки: ЖКХ, Светлана Разворотнева
В текущем году в Рязанской области в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», который является преемником нацпроекта «Безопасные качественные дороги», запланирован ремонт более 136 километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
25.12.2025 14:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания дарит детям праздник
24.12.2025 15:02
«Зелёный сад – наш дом» и детский центр BOOM Kids поздравили с Новым годом ребят из Рыбновской школы-интерната
24.12.2025 14:30
Обвиняемая во взятках экс-сенатор Ирина Петина допросила свидетеля по своему делу
24.12.2025 13:01
Рязанская нефтеперерабатывающая компания удостоена высшей награды за социальную эффективность
24.12.2025 10:16
В Рязани тестируют систему видеонаблюдения в транспорте
24.12.2025 09:34
Рязань встретила благотворительный фестиваль «Звезда Рождества»
23.12.2025 16:59
Финансирование строительства нового моста через Оку под Рязанью в 2026 году увеличили
23.12.2025 14:17
Обвиняемая во взятках Ирина Петина заявила, что не имеет отношения к проходящим по делу госконтрактам
23.12.2025 12:27
В России вновь заработала горячая линия Деда Мороза и его помощников
23.12.2025 10:30
В Рязани состоялось открытие нового офиса обслуживания клиентов банка ВТБ
22.12.2025 17:47
Главой Скопинского муниципального округа выбран Михаил Ромодин
22.12.2025 11:50
Рязанская область заняла 24 место в итоговом рейтинге регионов
22.12.2025 11:08
Т2 подготовила для абонентов подарки и скидки в точках зимних развлечений
21.12.2025 21:11
Объявлен тендер на проект ремонта Солотчинского моста через Оку под Рязанью
20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники
19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку
19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года
25.12.2025 21:01
В Рязани растёт количество кибератак на информационные системы региона
25.12.2025 16:36
В Рязани стартует благоустройство улицы Павлова
25.12.2025 16:18
На улице Павлова в Рязани запретят парковку, но оставят проезд
25.12.2025 15:54
Заснуть сразу после новогоднего обращения президента планируют 41% россиян
25.12.2025 15:44
Рязанцам предлагают патрулировать город по ночам
25.12.2025 15:35
Под Рязанью ищут провалившихся под лёд людей
25.12.2025 15:33
Энергетики «Рязаньэнерго» готовятся к работе в условиях непогоды
25.12.2025 15:25
Бензин в Рязанской области подешевел









