Подробности

Регион

Просвещение — витамин для ЖКХ

15.03.2013

Сегодня мировая общественность в тридцатый раз отмечает Всемирный день потребителя.

Девятнадцать лет назад был принят первый в истории России «Закон о защите прав потребителей», который, без преувеличения, затрагивает интересы каждого соотечественника, так как каждый из нас ежедневно приобретает различные товары, получает услуги, самыми распространенными из которых являются услуги жилищно-коммунального хозяйства. Защите прав потребителей услуг ЖКХ, повышению правоприменительной практики в этой сфере сегодня уделяется особое внимание как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций и органов власти на местах. В ближайшее время в области, как и в других субъектах РФ, начнет работать региональный центр общественного контроля в ЖКХ. Создаваемый во исполнение Указа Президента Владимира Путина, центр призван контролировать выполнение организациями коммунального комплекса своих обязательств. О том, что послужило основанием к появлению новых общественных организаций и как будет строиться их работа, мы беседуем с председателем комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты России Светланой Разворотневой.

Р.В.: Светлана Викторовна, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.:
Я полагаю, что это вынужденная и нужная мера. Несмотря на то, что действующий Жилищный кодекс предоставляет огромные права собственникам жилья и именно собственники являются теми людьми, которые фактически определяют условия управления домом, большинство граждан имеют смутное представление о своих правах, не говоря об обязанностях. Особенно те, кто стал собственником в результате приватизации. Мнение о том, что за все должно нести ответственность государство, очень устойчивое. Но надо отметить, что за последние годы мера государственного контроля в сфере ЖКХ растет.

Р.В.: В чем это выражается?
С.Р.:
Например, в том, что государственная жилищная инспекция сегодня получила дополнительные права по контролю за управляющими компаниями.

Р.В.: Светлана Викторовна, нет ли парадокса в том, что, пытаясь сделать жилищно-коммунальное хозяйство самостоятельным, государство усиливает контроль?
С.Р.
: Когда принимался Жилищный кодекс, концепция была следующей: процесс управления домом — это сфера взаимоотношений собственника и той управляющей компании, которую он нанял. Но дальше начались трудности, вызванные тем, что, во-первых, собственники недостаточно грамотны в вопросах управления жильем, а во-вторых, далеко не всегда имеют необходимые средства для его содержания. И даже в лучшем варианте, когда досконально честная управляющая компания начинает предлагать собственникам перечень работ, а жильцы отказываются от них по причине отсутствия денег, мы получаем ситуацию, в которой необходимые для содержания дома работы не выполняются. А это может привести к тяжелым последствиям.

Р.В.: Между тем, чаще всего обвинения в нарушении требований содержания дома направлены в адрес управляющих компаний…
С.Р.:
Конечно, говоря о сегодняшней ситуации в ЖКХ, необходима объективность. А ее (ситуацию) характеризует не только низкий уровень платежей, но недосборы. И если управляющая компания собирает 95 процентов платежей, заплатить ресурсоснабжающим организациям она все равно должна в полном объеме. Кроме того, теперь ограничиваются тарифы на коммунальные ресурсы, но при этом энергоносители, которые лежат в основе тарифов, растут опережающими темпами. Например, в Волгоградской области в прошлом году цена на газ поднялась на 70 процентов. Конечно, это единичный случай, но и прирост в 15% тоже существенен.

Р.В.: Как в целом Вы могли бы охарактеризовать сегодняшнее положение в жилищно-коммунальной сфере?
С.Р.:
Эта сфера изначально очень сложная, поэтому и положение можно назвать запутанным. Как говорится, «все хороши». Например, о реальной стоимости тех же ресурсов судить очень сложно. Ведь никто точно не знает, сколько сегодня стоит гигакалория тепла или кубометр воды. Один из лучших «Водоканалов» в России — питерский — пытался просчитать себестоимость, для этого пригласил лучших специалистов, и эта работа длится уже год.

Р.В.: Как же тогда ведется расчет тарифов?
С.Р.:
На сегодняшний день сложилась практика отталкиваться от достигнутого. То есть, показатель будущего года обычно выше показателя предыдущего. При этом в установлении размера тарифа не принимают участие потребители. На мой взгляд, это неправильно, так как потребители могут внести объективность в этот процесс, придать ему открытости. Но и это не главное. Рост тарифов сегодня определяется политическим решением. Если стоимость газа увеличится на 15 процентов, то как тепловикам удержать заявленные 6?

Р.В.: Как бы ни были сложны отношения участников коммунальной сферы, подавляющее большинство собственников исправно оплачивает и потребленные ресурсы, и содержание жилья…
С.Р.:
При этом размер платежей неизменно увеличивается. Но главное, что вызывает недовольство собственников, это то, что не видно ощутимого повышения качества предоставляемых услуг.

Р.В.: Что, на Ваш взгляд, могло бы изменить положение?
С.Р.:
Я считаю, что в каждом субъекте должны быть индивидуальные инвестиционные программы, имеющие защиту на федеральном уровне, например, их анализом могла бы заниматься Федеральная служба по тарифам. И процесс тарифообразования необходимо увязать с этими индивидуальными программами и конкретными результатами, которые они дают. Программы должны быть рассчитаны на определенное количество лет, в течение которых тарифы не будут расти.

Р.В.: Какова роль создаваемых сегодня центров общественного контроля в сфере ЖКХ?
С.Р.:
Важнейшая их функция — жилищное просвещение. Например, объяснить, как будет работать новая система отчисления платежей на капитальный ремонт. Кроме того, они должны помогать собственникам решать конкретные задачи, в частности, рассказать, как провести общее собрание жильцов, разобраться с управляющей компанией и т.д. При центрах будут открыты общественные приемные, «горячие линии».

Р.В.: Значит, работать в этих центрах должны компетентные люди?
С.Р.:
В каждом субъекте сегодня есть общественные организации, индивидуальные активисты, работающие в данном направлении. Это и ассоциации ТСЖ, ЖСК, советы собственников домов, объединения потребителей, какие-то молодежные сообщества. Например, в Адыгее живет пенсионер, который не занимает никаких постов, но номер его телефона знает вся республика, потому что он всех консультирует по вопросам ЖКХ, а по утрам докладывает обстановку профильному министру. Создаваемые центры должны объединить таких активных и имеющих опыт людей в один кулак.

Р.В.: Предполагаются ли дополнительные способы жилищного просвещения?
С.Р.:
Есть планы по организации обучения, в первую очередь, жилищного актива, руководителей ТСЖ, советов домов. Кроме того, обсуждается возможность проведения уроков жилищного просвещения в школах, что позволит не только вырастить ответственного собственника, но через детей достучаться до родителей. Третья группа граждан, на которую должно быть направлено просвещение, — это пенсионеры, которые в силу возраста более свободны и особенно заинтересованы в том, чтобы управление домом было максимально рациональным. Ну и, конечно, просвещение должно идти через средства массовой информации.

Р.В.: Светлана Викторовна, когда центры приступят к работе?
С.Р.:
Если говорить о Рязанской области, то уже назначен руководитель регионального центра — Ольга Каркина, представитель областной Общественной палаты. Несколько дней назад зарегистрирован Национальный центр общественного контроля, который будет оказывать методическую, образовательную помощь регионам, аккумулировать лучшие практики, помогать обмениваться опытом.

Беседовала Светлана Максимова



Метки: ЖКХ, Светлана Разворотнева


Поиск

15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»

15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»

15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области

15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн

15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения

15.12.2025 09:34
В Рязанской области создадут комплексные центры по защите прав и интересов детей

12.12.2025 12:00
Приложение «Ростелекома» поможет найти место для автомобиля у дома

12.12.2025 11:34
В Рязанском «Фотодоме» посадили диковинное «Дерево»

12.12.2025 10:02
Арт-объекты в Рязани перед открытием будут проходить дополнительный контроль

12.12.2025 09:19
T2 прокачала сеть в Рязани и в 18 районах области

11.12.2025 17:52
Рязгордума приняла бюджет города на 2026 год

11.12.2025 17:00
Во время аварии на электросетях УЖК «Зелёный сад – мой дом» подключила генератор к домам на улице Васильевской

11.12.2025 15:50
Борис Ясинский назначен главой администрации Рязани

11.12.2025 15:00
Обнародовано расписание работы катка на Мюнстерской площади в Рязани

11.12.2025 11:23
«Ростелеком» подключил к Сети новую базу отдыха в Рязанской области

11.12.2025 10:23
Т2 обновляет тарифную линейку

10.12.2025 17:29
«Зелёный сад – наш дом» разыгрывает 1 миллион рублей на квартиру

10.12.2025 16:17
В Рязанской области на тысячу жителей приходится более 400 автомобилей

10.12.2025 14:33
Рязанские нефтяники рассказали об участии в корпоративном творческом фестивале

10.12.2025 12:23
В Рязани отложат благоустройство набережной в кремле

10.12.2025 11:31
Рязанцам объяснили повышение платы за услуги ЖКХ повышением ставки НДС

10.12.2025 09:33
В Рязанской области установят несколько пунктов учёта интенсивности дорожного движения

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер