ПОНЕДЕЛЬНИК
6/16/2025 11:53:34 AM

Подробности

Дело

Под контролем

26.04.2013

Одним из важных аспектов деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля.

О работе прокуратуры с контролирующими органами рассказывает начальник отдела по контролю за исполнением федерального законодательства Надежда Соловьёва.

— Каковы основные направления работы прокуратуры с предпринимательским сообществом?
— Одна из задач органов прокуратуры — постоянный надзор за соблюдением прав предпринимателей как органами контроля, так и органами власти. Во-первых, мы проводим плановые проверки деятельности контролирующих органов. Во-вторых, мы можем провести проверку на основании обращений предпринимателей или иной информации. Важной частью нашей деятельности является также работа с нормативными актами.

— Может ли прокуратура отказать контролирующему органу в проверке того или иного хозяйствующего субъекта? На каком основании?
— Согласно федеральному законодательству (часть 11 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») оснований для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки может быть несколько. Это отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя; отсутствие предусмотренных федеральным законодательством оснований для проведения такой проверки; проведение проверки, противоречащей федеральному законодательству; несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки. Конечно же, основанием для отказа является проверка соблюдения одних и тех же требований в отношении одной фирмы или индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля. Как показывает практика, основными причинами отказа в согласовании внеплановой выездной проверки является отсутствие оснований для проведения проверок и несоблюдение требований к оформлению документов.

— Как часто вы отказываете в выдаче разрешений на внеплановую проверку?
— В прошлом году к нам поступило 192 заявления контролирующих органов, из них проведение проверок было согласовано по 96. В половине случаев мы отказали в проведении выездных проверок.

— В каких случаях согласование с прокуратурой не требуется?
— Органы контроля не согласуют с прокуратурой проведение внеплановых выездных проверок в случаях, если контрольные мероприятия проводятся для проверки исполнения ранее выданного предписания, при нарушениях прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при наличии поручения президента РФ или правительства РФ, данного контролирующему органу о проведении проверок, при проведении проверки по требованию прокурора. Есть и иные случаи, они предусмотрены специальными законами, регулирующими отдельные виды контроля. Так, например, согласно федеральному закону «О пожарной безопасности», органы ГУ МЧС могут проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой, если есть решение органа государственной власти или местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима.

— Может ли прокуратура повлиять на проведение плановых проверок?
— В формировании ежегодного сводного плана проверок органы прокуратуры принимают непосредственное участие. На этапе проекта мы отклоняем проверки, которые не соответствуют требованиям законодательства. При формировании сводного плана проведения органами контроля плановых проверок на 2013 год были исключены 662 проверки, то есть почти каждая десятая проверка была исключена. Проверки, включённые в ежегодный сводный план, с нами уже не согласовываются.

— Как складываются ваши взаимоотношения с различными контролирующими органами?
— Взаимоотношения у нас деловые, вместе с тем, прокуратура всегда занимает принципиальную позицию и жёстко реагирует на нарушения, предпринимая весь комплекс мер по защите прав хозяйствующих субъектов. Мы выявляем многочисленные нарушения при проведении проверок и оформлении результатов, были факты незаконного проведения проверок и несоблюдения сроков их проведения. Например, в ходе проверки в государственной жилищной инспекции Рязанской области мы установили, что это ведомство в марте 2013 года провело внеплановые выездные проверки двух организаций, не имея для этого законных оснований. Нами было вынесено два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица жилищной инспекции, судом сотрудник инспекции привлечён к административной ответственности. Аналогичные нарушения выявлялись Касимовским и Скопинским межрайонными прокурорами в деятельности Роспотребнадзора.

— Может ли предприниматель, работу которого проверяют слишком часто, обратиться в прокуратуру для защиты своих прав?
— Обжаловать действия государственных органов и органов местного самоуправления в прокуратуре вправе любой хозяйствующий субъект. В случае выявления фактов проведения проверок юридических лиц или предпринимателей с нарушениями законодательства прокуратурой принимаются меры прокурорского реагирования.

— В чём заключается роль прокуратуры в работе с региональными и муниципальными нормативными актами?
— Мы проверяем на соответствие законодательству как проекты нормативных правовых актов, так и действующие документы. Если на то есть основания, прокурор может внести представление о приведении нормативного правового акта в соответствие с законом или принести протест на незаконный нормативный правовой акт. Кроме того, прокуратурой осуществляется участие и в нормотворческой деятельности.
Особое внимание мы уделяем законности административных регламентов по оказанию государственных и муниципальных услуг. С начала 2012 года нами оспорено 324 административных регламента в сфере градостроительства, земельного законодательства, в сфере рекламы и других. Согласно некоторым регламентам, предприниматели должны были предоставлять излишние документы при обращении за государственными или муниципальными услугами. Так, установлено, что административный регламент «Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристической индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи», утвержденный постановлением Министерства культуры и туризма Рязанской области от 13 февраля 2013 года №1, не соответствует требованиям федеральных законов «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и о «Об основах туристской деятельности в РФ». Регламент подразумевал, что заявитель должен предоставить в орган по аккредитации не предусмотренные законодательством документы: заявку установленной формы, копии свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, справки из налоговой об отсутствии задолженности. Наш протест был рассмотрен и удовлетворён, подготовленный проект регламента мы сейчас изучаем.

— При прокуратуре три года действует общественный совет по взаимодействию с предпринимательским сообществом. Какие плюсы в этой работе?
— Совет по защите малого и среднего бизнеса создан для взаимодействия с общественными организациями предпринимателей. На обсуждение совета выносятся наиболее актуальные вопросы, связанные с защитой прав предпринимателей. В рамках работы совета проводится постоянный мониторинг законопроектов и нормативных правовых актов, принятых государственной или местной властью в сфере предпринимательской деятельности. В ходе мониторинга мы выявляем коррупциогенные факторы и создание административных барьеров. Так, во втором полугодии 2012 года была проведена проверка в министерстве экономического развития и торговли региона в области исполнения законодательства, регулирующего оказание государственной поддержки субъектам предпринимательства, а также исполнение требований федерального законодательства при контроле за соблюдением лицензионных требований и условий. В результате проверки мы нашли нарушения, два должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности. Как уже говорилось, органами прокуратуры за период с 2012 года оспорено 324 административных регламента в сфере градостроительной деятельности, земельного законодательства, размещения рекламы и других областях, где предприниматели должны были предоставлять излишние документы при оказании государственных и муниципальных услуг. Мы выявили выявлялись многочисленные нарушения требований к организации и проведению проверок. Выявлялись факты незаконного их проведения. В частности, по постановлениям прокуратуры области судом привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных нарушениях должностное лицо Государственной жилищной инспекции за проведение внеплановых выездных проверок двух обществ в отсутствие установленных законом оснований.

— Есть ли процессы в ЖКХ, находящиеся в поле зрения прокуратуры?
— Сфера ЖКХ многогранна, нарушений очень много, допускают их и органы власти, местного самоуправления, так и управляющие компании, ТСЖ, предприниматели, работающие в этой сфере. Мы проверяет законность использования бюджетных средств, которые идут на модернизацию ЖКХ, раскрытие управляющими компаниями информации о своей деятельности и многими другими вопросами. На особом контроле находится ситуация, связанная с наличием значительной задолженности коммунальных организаций и управляющих компаний за поставленные ресурсы. Одной их основных причин образования кредиторской задолженности является непринятие организациями мер к взысканию задолженности, в том числе за оказанные услуги, в связи с чем по фактам бездействия приняты меры прокурорского реагирования.
Прокурорскими проверками вскрываются также факты неисполнения или ненадлежащего исполнения предпринимателями принятых на себя обязательств, случаи хищений денежных средств, в том числе и бюджетных. По фактам выявленных нарушений в сфере ЖКХ в 2013 году внесено 84 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 35 лиц, на незаконные акты принесено 11 протестов, вынесено семь постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, в суд направлено 16 исков, по материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено три уголовных дела.

Антонина Веселкова


Метки: Надежда Соловьёва, прокуратура Рязанской области


Поиск

12:16
Денис Боков назначен первым зампредом правительства Рязанской области

10:17
Первый зампред рязанского правительства Анна Рослякова сообщила о переходе на новую работу

09:49
Рязанская область заняла 56 место в рейтинге регионов по доходам населения

14.06.2025 14:47
Рязанский театр драмы готовит премьеру нового сезона «Сахарный ребёнок»

13.06.2025 16:33
На ремонт и замену дорожных знаков в Рязани потратят 10 миллионов рублей

13.06.2025 16:29
Рязанцам предлагают полистать «Фотолетопись» советского периода

11.06.2025 15:45
В рязанских лесах найдена редкая орхидея Венерин башмачок

11.06.2025 12:37
В Лесопарке Рязани готовят участок под устройство экотропы

11.06.2025 11:35
«Зелёный сад» подарит дизайнеру мощный компьютер

11.06.2025 11:02
В Новомичуринске разработали проект рекреационной зоны на берегу Прони

11.06.2025 09:52
Администрация Рязани разыскивает наследников двух квартир

10.06.2025 20:32
В Шацке планируют реанимировать городскую набережную

10.06.2025 17:06
Работы по благоустройству ЦПКиО Рязани начнутся в июле-августе

10.06.2025 16:40
Проект строительства ливнёвки в Кальном Рязани переделали

10.06.2025 14:04
«Народный контроль» проверил спортшколу «Локомотив» в Рязани

10.06.2025 12:43
Мэрия Рязани в судебном порядке требует сменить арендатора Дома Циолковского

10.06.2025 10:36
Рязань закупит ещё 14 троллейбусов

10.06.2025 09:59
На Лыбедском бульваре в Рязани построят детский сад

09.06.2025 21:28
В Рязанской области участники СВО смогут получить гранты на открытие агробизнеса

09.06.2025 17:24
Рязоблсуд оставил главреда издания «Вид сбоку» Константина Смирнова под стражей

09.06.2025 15:02
Рязанские единороссы сформировали итоговый список кандидатов на выборах в Рязоблдуму

14:52
Муниципалитеты Рязанской области закупят 15 единиц коммунальной техники

14:43
Павел Малков прокомментировал уход Анны Росляковой с поста в регправительстве

14:23
Рязанцам озвучили причину загрязнения ручья в Дашково-Песочне

14:10
Рязанцам пообещали кратковременный дождь

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер