Подробности > Здоровье

Поделиться:

Роман Калинин: «Мы учим тому, чтобы врач думал, а не только интерпретировал результаты анализов»

Ректор РязГМУ Роман Калинин рассказал о восстановлении системы медицинской помощи в регионе.

О качестве медицинской помощи в регионе большинство из нас знает из собственного опыта. И мнения, надо заметить, встречаются диаметрально противоположные друг другу. Некоторые весьма и весьма позитивно отзываются о работе врачей. А у большинства после посещения врачебных кабинетов остается горький осадок. А часть сельского населения вообще не может вовремя попасть на прием к специалисту. В СМИ все еще раздается «крик души» в виде просьб помочь собрать деньги для лечения за рубежом.

Стыдно, когда появился выбор, и он не в нашу пользу — страны, претендующей на роль мирового лидера. Как же преодолеть последствия «провала», случившегося в 90-е, разрушившего систему медицинской помощи? Об этом мы разговаривали с ректором Рязанского государственного медицинского университета им. академика Павлова Романом Калининым. Улыбчивым человеком, который внешне не сильно отличается от будущих врачей.

«Тренажер никогда не заменит реального пациента»
То, что в российской медицине происходят позитивные изменения, не заметит только самый закоренелый пессимист. Строятся новые больницы, поликлиники и родильные дома. Морально и физически устаревшее оборудование меняется на современное. Да и подготовка врачей остается на высоком уровне.
— Система российской медицины была всегда сильной, — начинает диалог Роман Калинин. — Наши подходы — классические. Начиная с того, что мы лечим не болезнь, а больного, подходим с клиническим мышлением, не только инструментально. Ведь у нас не как в сериале «Скорая помощь»! Санитары прокатили пациента по всем анализам, дали врачу в руки результаты — тот диагноз поставил. Я не говорю, что это — плохо. Мы все-таки учим тому, чтобы врач думал. А не только интерпретировал то, что ему дали на бумажке — посмотрел, послушал, выполнил перкуссию, пальпацию...

А если отказал анализатор или томограф? Врач не сможет поставить правильный диагноз? И тут вновь на первый план выходит классический подход. Поэтому и делается сегодня акцент на изучении фундаментальных дисциплин. Не уходит высшее медицинское образование от биологии, биохимии сразу в область фантомного обучения.
— В 90-е, будучи студентом, я не имел возможности заниматься на тренажерах. Но они никогда не подменят общения с реальным пациентом, — уверен Роман Калинин. — Да, мы переходим на «цифру». Есть тренажеры, у которых болит живот; тренажеры, имитирующие родовую деятельность. И это безусловный прогресс. Но только реальный пациент сможет рассказать, где и как у него болит.

Перемены очевидны. Но в центре их должны стоять не цифры статистических отчетов о модернизации и инновациях. Медицина — та часть человеческой деятельности, где уже по определению в центре всегда стоит сам человек. Вернее — двое, пациент и врач.
— Мы всегда находились и находимся в режиме каких-либо перемен, — считает Роман Калинин. — К нам имеются претензии не только в СМИ, но и в банальных кухонных разговорах. Причина проста: спрос с врачей всегда максимальный. Поэтому плохим врачом быть просто невозможно. Нельзя выйти из университета и честно сказать себе: «Я — врач плохой. Буду потихоньку работать, лишь бы не навредить, как бы чего не вышло».

Молодой врач как индикатор улучшения жизни на селе
Наряду с позитивными изменениями, есть и один, но весьма немаловажный, факт, вызывающий беспокойство в обществе. Стремительно «стареют» медицинские кадры: врачи, фельдшеры и медицинские сестры. Особо заметен этот процесс в отношении младшего медицинского персонала: юных «сестричек» в профессии все меньше и меньше. А выпускники медицинских вузов пока неохотно едут в районные больницы.
— Одна из серьезнейших проблем — кадровая, — подтверждает ректор, но все- таки оптимистично заявляет: — Но она не настолько мрачная, какой ее хотят представить. По оценкам, у нас сейчас 740 тысяч врачей, а достаточно для нормального функционирования системы — 780. Проблема не в том, что мы мало готовим. А в том, что молодые врачи зачастую меняют векторы своей деятельности. Ведь медицинское образование — сильное, и найти себя с ним можно в разных областях.

И все-таки молодые врачи постепенно едут на село. Число таких выпускников РязГМУ год от года, пусть и не намного, но увеличивается.
— Эта проблема не будет решена в ближайшие год-два, — констатирует реальный факт Роман Евгеньевич. — Нам надо сохранить динамику, чтобы мы преодолели и определенные демографические проблемы. Количество врачей в районах не настолько и велико, и есть достаточно высокий коэффициент совместительства, да и врачи — далеко не молодые. И пока приедут молодые, пройдет обновление, молодежь заматереет — станет рукастыми, опытными врачами — пройдет время. Не поедут молодые врачи, если не будет дороги, детского сада. Словом — социальной инфраструктуры. Хорошо, что начали не с банально популистского подъема зарплаты сельских врачей. Не поедут в район, даже если там будут платить в полтора раза больше.

Роман Калинин твердо уверен в том. что сельская медицина станет индикатором развития региона и страны в целом. Казалось бы, ректор крупного вуза должен ратовать за распределение выпускников в районы, ведь так для него гораздо проще жить. Ан нет!
— Я не являюсь сторонником жесткого распределения. Считаю, что возможности конкурентного привлечения врачей в район — это нормально. И главы мотивированы, если с них спрашивают за обеспеченность кадрами, и главные врачи. Если мы хотим уйти от существующей проблемы и показать, что у нас есть норматив, есть количество врачей в районе, тогда давайте дружно проголосуем за распределение. Распределим и отстранимся от этой проблемы на какое-то время, — говорит о наболевшем тот, кто одним росчерком пера может решить судьбу выпускника, но не хочет этого намеренно делать. — Не будем развивать социальную сферу, население будет уезжать И число врачей и учителей — уменьшаться. И все умрет на этом месте. В данном случае не Сибирью Русь прирастать будет (смеется — авт.), а райцентрами, районной глубинкой. Там, где естественный демографический прирост, будут и врачи. Ведь будет, кого лечить!

Профессор кафедры ангиологии, сосудистой и оперативной хирургии Роман Калинин считает, что у выпускника, приехавшего в район, должна быть возможность посоветоваться, возможность роста и повышения квалификации.
— Уехал наш тридцатилетний ассистент кафедры Алексей Малахов хирургом в район, — приводит пример Роман Евгеньевич. — Пусть там нет «дядьки». Но у него должна быть возможность связаться с коллегами, хотя бы — по скайпу. Поэтому мы, как и другие вузы, активно применяем систему дистанционного обучения.

Кстати, в университете существует практика, когда интернов и ординаторов отправляют в районы. С ними встречается и глава, и главврач: показывают и место работы, и возможное жилье, детсад и школу. Естественна, и зарплата озвучивается. Так и формируется предложение.
— Мы не можем развить здравоохранение в моноварианте, если не будет социальная сфера развиваться. Затормозим — тогда можно и распределение вводить, — резюмировал ректор.

«Работа вуза не должна перейти на коммерческие рельсы»
Не стоит на месте в вузе и работа по совершенствованию знаний самих преподавателей. Возьмем врачебную практику. Наряду с тем, что профессорско-преподавательский состав РязГМУ практикует в большинстве больниц областного центра, так еще недавно открыли профессорскую поликлинику при самом вузе. Скептики сразу: «Деньги зарабатывают».
— Раньше в вузе была только одна реальная лечебная база — стоматологическая поликлиника, — рассказывает Роман Калинин. — Кстати, мы планируем строительство нового учебного корпуса, и объем поликлиники по креслам увеличится. И с этого года она работает и в системе обязательного медицинского страхования.

Что же касается профессорской поликлиники, то это достаточно условный коммерческий проект для вуза. Если взять разрез поступлений финансов в вуз, то можно увидеть, что университет зарабатывает совсем на других вещах.
— В век открытых информационных технологий можно нарваться на такие сведения, которые не совсем правильные, — улыбаясь, деликатно замечает Калинин. — И попасть не просто в клинику или поликлинику, а неизвестно куда. И полечат тебя неведомо чем и незнамо как.

Главное, считает ректор, чтобы ведущие в регионе специалисты были доступны. Как попасть к примеру, к онкологу профессору Куликову? У него операции, лекции... А тут — записался, деньги заплатил и получил консультацию.
— Тем более что цены уже четыре года как не меняются, — замечает Роман Евгеньевич.

И еще один немаловажный фактор: получив консультацию, к хирургу с мировым именем можно попасть и на операцию, а затем у него же и наблюдаться.

Заканчивая разговор, ректор РязГМУ Роман Калинин четко обозначил свою позицию:
— Работа вуза в регионе не может в принципе перейти на рельсы коммерческой организации. Прежде всего, мы — образовательное учреждение и у нас высокая социальная ответственность перед нашими сотрудниками и студентами. И в регионе, и в стране в целом.

Павел Аверин
Роман Калинин: «Мы учим тому, чтобы врач думал, а не только интерпретировал результаты анализов»
«КП-Рязань», №21-т/2013


Метки: РязГМУ , Роман Калинин , образование


Способ расслабиться и отдохнуть или эффективная методика лечения?
И расслабиться, и отдохнуть, и помочь организму при проблемных состояниях — так о массаже отзываются во множестве ведущих научных журналов.
Гладкая кожа на теле без фотошопа. Реально ли это?
Идеально гладкая кожа тела без использования фотошопа — это миф или реальность? Эффект достижим, но требует комплексного подхода, использование качественной косметики и профессиональные косметологические процедуры.
Диагностика ради здоровья
Рак молочной железы диагностируется чаще других онкологических заболеваний. Чтобы выявить недуг на ранней стадии, каждой женщине необходимо регулярно проходить диагностику. Сегодня это можно сделать быстро и безболезненно, с минимальной лучевой нагрузкой.
Лечение коарктации аорты
Коарктация аорты — врожденный порок развития соответствующего сосуда, для которого характерно его сужение. На эту патологию приходится 7% от всех врождённых аномалий сердечно-сосудистой системы.