ПЯТНИЦА
6/27/2025 3:59:22 AM

Подробности

Досуг

В традициях шекспировского «Глобуса»

21.04.2010

Финал спектакля. Зал долго рукоплещет стоя. Овации, крики «браво» – из партера и с галёрки, откуда-то из-под софитов – в театре драмы аншлаг, в зале приставные стулья.

649_350.jpg

Так Рязань встретила первый спектакль регионального Чеховского фестиваля – «Двенадцатую ночь» У. Шекспира. Это совместная постановка международной конфедерации театральных союзов, международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, театра «Чик бай Джаул» (Великобритания) при поддержке Британского Совета в России, правительства Москвы и министерства культуры России. В Рязани и трёх других городах «Двенадцатая ночь» и две другие постановки Чеховфеста появились благодаря новому проекту фонда Михаила Прохорова (благотворительного фонда культурных инициатив). До этого спектакль, премьера которого состоялась в 2003 году, побывал во многих странах мира, собрав восторженные отзывы.

Постановщик – англичанин ирландского происхождения Деклан Доннеллан, один из титулованнейших режиссёров Великобритании, основатель Академии Королевского Шекспировского театра в Стратфорде на Эйвоне. Играют только мужчины – как было принято при Шекспире. И какие мужчины! Крупные фигуры российских сцены и телеэкрана: Александр Феклистов (Сэр Тоби), Михаил Жигалов (Антонио, капитан), Дмитрий Щербина (Мальволио), Александр Арсентьев (Орсино, герцог) и их молодые, не менее талантливые коллеги. И женские и мужские образы воплощены блестяще.
Сценография минималистична – время от времени появляются полотнища а-ля колонны шекспировского «Глобуса» и столики с приборами. Ко временам «Глобуса» отсылают и условность смены места действия, и демократичные отношения с публикой (ссылки на Рязань). Парадокс – оказалось, чтобы оживить дух шекспировского театра, где публика должна была понимать всё, надо говорить со зрителем сценическим языком XXI века.

От привычной «костюмной» комедии, любимой советскими театрами и кинематографом, тут мало что осталось. Но, казалось бы, антрепризный, музыкальный вариант, с условными костюмами, с современными «гэгами» и реалиями (вроде бутылок из супермаркета, боксерской экипировки), получился очень интересным. Видны ансамбль, стиль, единая комедийная тональность. Открывается масса новых нюансов, смыслов – и не только потому, что женские роли исполняют мужчины. Создается ощущение, что режиссёром был «простроен» каждый миллиметр, каждая реплика, и в то же время оставлена свобода для актёрской импровизации. Видно – артисты «купаются» в ролях, что вызывает живейший отклик зала.
Этот спектакль «прост» только на первый взгляд. Он заставляет задуматься после: «Про что? Зачем?» Да, про здоровых, живущих полной жизнью людей, с их достоинствами и грехами. Да, сам Доннеллан говорит, что это «пьеса о любви и идентичности, о сложностях любви, о том, как наша идентичность растворяется в любви, о любви, которая сродни безумию, страху и духовному озарению…». Он обращает внимание, что одна из героинь «произносит фразу, которая принадлежит и Яго в «Отелло»: «Я не то, что я есть».

Но режиссёр в весёлую, легкую канву вплёл такие знаки-символы, которые не дают «расслабиться» зрителю. Например, появляются «колонны» из ткани чёрного цвета (во времена Шекспира так обозначали трагедию), звучит грустная мелодия, возникают причудливые тени. И это всё – следуя духу и тексту пьесы. Ведь «Двенадцатая ночь» – последняя весёлая комедия Шекспира, завершающая первый, «оптимистический» период его творчества. Как пишет шекспировед Алексей Бартошевич, «один из героев уходит, грозя и проклиная…», пьеса «кончается не всеобщим весельем, как прежние комедии, а грустной песней меланхолического шута»…

P.S. Среда – «экватор» Чеховского фестиваля в нашем городе. Вчера и сегодня на сцене театра драмы – «Донка», в начале следующей недели – детский спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается» на сцене театра на Соборной.

Мнения зрителей
Нина Мартишина, преподаватель Рязанского государственного университета имени Есенина:
– Первые слова, которые приходят на ум: невероятно, восхитительно, потрясающе, изумительно – всё в превосходной степени. Время летело незаметно, я наслаждалась, душа переполнена восторгом. Увидев афишу, не раздумывала ни секунды – надо ли брать билет. Шекспир – это Шекспир, и Чеховский фестиваль – это марка. Привлекло то, что играют замечательные актёры, одни мужчины в пьесе, которую мы привыкли видеть в исполнении мужчин и женщин. Заинтересовали и те краткие моменты, которые я видела в своё время по телевидению.

Дмитрий Гладышев, инженер:
– Понравилось. Потому, что обращено к современности, потому, что вернулись к театру «Глобус». Ведь в шекспировском «Глобусе» играли одни мужчины, соответственно, дух времени передан хорошо. В такой интерпретации классики (где акцент не только на хореографию, как делают некоторые режиссёры) ничего не теряется, только приобретается.

Александр Принцев, актёр театра кукол:
– Смотрел с удовольствием. Спектакль очень цельный, «стреляющий» по актёрской игре. Особенно нравится сохранение традиции «мужчины играют всех». И всё понятно. Ведь порой кажется, что Шекспир – очень сложный автор. Но здесь все так «раскрыто», так преподнесено… И сделано это весело, легко. Осовременивание? Да. Но оно без пошлости, благодаря ему многое становится понятным.

Татьяна Шестакова, преподаватель института культуры (РЗИ МГУКИ), критик:
– Я зритель, который изучает шекспировский театр, в котором мужчины играли все женские роли. И сегодня посмотреть тот принцип работы, который был во времена «Глобуса», очень интересно. Получается тонкая игра смыслов, которая меня лично устраивает.

Елена Коренева
Фото автора



Метки: Рязанский театр драмы


Поиск

26.06.2025 18:19
Russ в Рязани расширила сеть цифровых экранов втрое

26.06.2025 15:41
Увидеть звук и услышать цвет предлагает рязанцам выставка Василия Кандинского

26.06.2025 14:44
Большая дорога с большими данными: выбрать идеальную машину помогут технологии T2

26.06.2025 14:30
В 2026 году в Рязанской области приведут в порядок 25 общественных пространств

26.06.2025 10:24
В Рязанской области расширят производство пестицидов

25.06.2025 15:58
Мэрия Рязани разрешила использовать участок на улице Большой для размещения АЗС

25.06.2025 15:20
В Рязани одобрили размещение производства в зелёной зоне у ручья Быстрец

25.06.2025 12:15
В 2024 году на оплату медпомощи рязанцам в других регионах потрачено 977 миллионов рублей

25.06.2025 11:35
Технология VoWiFi стала доступна для абонентов «Ростелекома»

25.06.2025 09:35
Гости РФ и туристы смогут купить SIM после общения с биотерминалом Т2

24.06.2025 17:13
ПАО «РЭСК» напоминает об изменении тарифов на электроэнергию

24.06.2025 15:23
Рязгордума приняла поправки по ставкам туристического налога

24.06.2025 13:37
В Рязанской области запустят завод по производству лечебного питания

24.06.2025 12:49
Рязанцев познакомят с графическим наследием Кандинского

24.06.2025 11:03
Рязанский госуниверситет сообщил об изменениях в правилах приёма на платные места

24.06.2025 10:00
Рязанские предприниматели узнают о новых трендах в продвижении брендов

24.06.2025 09:24
В Рязани стоматолог-ортопед может зарабатывать от 300 тысяч рублей

23.06.2025 17:32
«Технониколь» вложит 2 миллиарда рублей в развитие безотходного производства в Рязани

23.06.2025 14:07
В Рязани продают здание детской реабилитации «Шаг за шагом»

23.06.2025 10:03
Автопарк Рязани пополнили 20 новых автобусов

21.06.2025 10:57
В Рязани открылась выставка «Чеширский кот Шрёдингера»

20.06.2025 17:59
В Рязанской области планируют снизить лимит добычи лосей и косуль

20.06.2025 14:25
«ТЕХНОНИКОЛЬ» запустила экологическое исследование в Восточном промышленном узле Рязани

20.06.2025 13:04
Турпоток в Рязанской области вырос вдвое

20.06.2025 11:05
В Рязани определили объекты для приоритетного благоустройства в 2026 году

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Июнь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер