Подробности

Память

История под открытым небом

21.09.2013

В рабочем посёлке Тума создан небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Дороги узкоколейного типа начали строить в России в конце XIX века — они были дешевле в постройке и экс­плуатации по сравнению с железными дорогами стандартной ширины. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более легкие мосты через ручьи и реки. Многие километры узкоколейных дорог были проложены по труднодоступным лесам Мещеры для вывоза древесины и торфа.

Юркие паровозики, будто упряжка рабочих лошадок, тянули сквозь февральскую стужу, сквозь разлившиеся по весне болота составы, груженные заготовленной древесиной, поезда с рабочими и их озорными детьми. Но рано или поздно каждый поезд приходит на конечную станцию...

Так случилось и с узкоколейной железной дорогой в Рязанской области. До последних лет в регионе существовала узкоколейная пассажирская ветка Тума – Голованова Дача, но сегодня эту железную дорогу разобрали. Экономическая нецелесообразность эксплуатации и содержания подвижного состава сказали свое веское слово. К счастью, узкоколейка не исчезла без следа — мы учимся ценить наше прошлое, не только искать в нем плохое, но и собирать в единую мозаику наши замечательные подвиги, открытия и изобретения.

В рабочем поселке Тума на станции Тумская руководство «Горьковской железной дороги» создало небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Здесь представлены пассажирский вагон, вагон-платформа, путевой снегоочиститель, тепловоз ТУ-А7. Неплохая сохранность каждого экспоната и сопроводительные пояснительные таблички вполне позволяют не только набраться впечатлений, но и получить элементарные знания о нашем железнодорожном прошлом.



ТУ-А7 (дата выпуска — июнь 1987) — тепловоз советского, позднее — российского производства, спроектированный для узкоколейных дорог (собственно аббревиатура ТУ расшифровывается не иначе как «тепловоз узкоколейный») в 1971-1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия) для замены устаревших моделей ТУ-2 и ТУ-4. Всего была выпущена 3 361 подобная машина.

По причине ликвидации узкоколейного подвижного состава во многих регионах и из-за экономической не­стабильности страны в начале девяностых выпуск тепловозов в 1994 году был прекращен. Однако, спустя десять лет производство ТУ-А7 возобновили. Интерес к подвижному составу такого формата стали проявлять набирающие популярность детские железные дороги. Вероятнее всего, последний на сегодняшний день тепловоз ТУ-А7 был произведен летом 2009 года для Хабаровской детской железной дороги.

Удивительно, но последний рестайлинг или, если хотите, модернизацию тепловоз прошел еще в 1986 году и до настоящего времени выпускался без существенных изменений. Модель оказалась очень удачной и до сих пор радует пользователей железных дорог в других регионах.

Окна тумского тепловоза-экспоната зашиты металлическими листами (может, так оно и лучше), и заглянуть в кабину не получится, поэтому расскажем в нескольких словах о внутреннем убранстве ТУ-А7. В кабине машинистов расположены два абсолютно одинаковых пульта управления и удобные сидения, регулируемые по высоте. Конструкция салона предусматривала перемещение сидений вдоль кабины.

Снегоочиститель плужный СО 750 (дата выпуска — 1956 год) предназначен, как нетрудно догадаться, для очистки путей от снега или отвалов торфа, который в огромном количестве перевозили когда-то узкоколейные составы. Выпускался на том же Камбарском машиностроительном заводе исключительно с деревянным кузовом, с ручным приводом и печкой-буржуйкой для обогревания дорожных рабочих в холодные месяцы. Снегоочистители позволяли пробиваться сквозь снег глубиной до 1,5 метров.

Классный вагон (дата выпуска — март 1991) — четырехосный пассажирский вагон для железных дорог с колеей 750 миллиметров, где в качестве несущей конструкции используется сам корпус вагона. Выпускались с 1955 года на Демиховском вагоностроительном заводе (Орехово-Зуево). В настоящее время пассажирские вагоны такого типа выпускаются на Камбарском машиностроительном заводе ограниченными партиями, опять-таки преимущественно для нужд детских железных дорог. Оборудованы они, как и их старшие собратья (вагоны для широких железных дорог), ручным и автоматическим тормозами, санузлом и отопительной системой.

В вагоне 40 посадочных мест, хотя максимальная его вместимость, согласно паспортной документации, с учетом стоячих мест доведена до 96 пассажиров. Правда, те, кто пользовался в свое время узкоколейными вагонами, сильно сомневаются, что в небольшое внутреннее пространство пассажирского вагона можно «впихнуть» добрую сотню человек.

Производство не ограничивалось выпуском стандартных сидячих вагонов — на заводе в Подмосковье были разработаны несколько специализированных вариантов: вагон — медицинский кабинет, вагон-столовая, вагон — механическая мастерская, вагон для отдыха персонала, представительский вагон.



Платформа (дата выпуска — июль 1990). Среди всех вагонов и локомотивов, выпущенных для нужд узкоколейных железных дорог, именно платформы занимают по количеству произведенных единиц уверенное первое место.

Делятся они на две категории: универсальные, предназначенные для широкого спектра перевозимых грузов, и специализированные, предназначенные для работы только с определенными тяжестями.

В Туме представлена универсальная платформа грузоподъемностью 23 тонны, а максимальная грузоподъемность узкоколейных платформ составляет 38 тонн.

Евгений Баранцев



Метки: Тума, РЖД


Поиск

03.05.2024 17:36
В Рязани начинаются судебные заседания по делу о гибели двух человек в ДТП с пьяным водителем

03.05.2024 16:08
Рязанцев просят не посещать леса в период их обработки от непарного шелкопряда

03.05.2024 15:01
Ростелеком: Wink.ru представляет премьеры месяца

03.05.2024 13:07
Артём Бранов рассказал о грядущем объединении Касимова и Касимовского района

03.05.2024 11:31
В Рязанском театре драмы начали ремонт планшета сцены

03.05.2024 10:41
Рязанцы оценили премьерный спектакль «Утиная охота» в театре драмы

03.05.2024 09:41
Владимир Колчаев уходит с поста директора рязанского МКЦ

03.05.2024 09:23
Николай Плетнёв покидает должность директора Дворца молодёжи в Рязани

02.05.2024 16:49
Рыбновскому стрелку Александру Глебову продлили содержание в СИЗО

02.05.2024 16:09
Стоимость пользования платными парковками в Рязани составит 40 рублей в час

02.05.2024 14:55
Определён подрядчик для обслуживания платных парковок в Рязани

02.05.2024 13:04
Администрация Рыбновского района подала в суд на подрядчика, сорвавшего сроки сдачи детсада

02.05.2024 11:39
Опубликованы расписания пасхальных богослужений в храмах Рязани

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

16:42
В Рязанском филиале Петербургского государственного университета путей сообщения прошёл концерт ко Дню Победы

16:34
Каждый пятый рязанец готов пройти собеседование в компании, где не хочет работать

16:15
Организаторы «Дикой Мяты» рассказали об инфраструктурной подготовке к фестивалю

15:38
По искам прокуратуры девять рязанских школ обязали обустроить пандусы

15:28
В Окском заповеднике фотоловушка вновь засняла медведя

15:10
Трёхмесячному рязанцу нужны 1,7 миллиона рублей на лекарства и питание

14:10
Рязанцам пообещали порывистый ветер и дождь

13:55
Мэрия опубликовала график работы транспорта в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31