Подробности

Память

История под открытым небом

21.09.2013

В рабочем посёлке Тума создан небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Дороги узкоколейного типа начали строить в России в конце XIX века — они были дешевле в постройке и экс­плуатации по сравнению с железными дорогами стандартной ширины. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяли строить более легкие мосты через ручьи и реки. Многие километры узкоколейных дорог были проложены по труднодоступным лесам Мещеры для вывоза древесины и торфа.

Юркие паровозики, будто упряжка рабочих лошадок, тянули сквозь февральскую стужу, сквозь разлившиеся по весне болота составы, груженные заготовленной древесиной, поезда с рабочими и их озорными детьми. Но рано или поздно каждый поезд приходит на конечную станцию...

Так случилось и с узкоколейной железной дорогой в Рязанской области. До последних лет в регионе существовала узкоколейная пассажирская ветка Тума – Голованова Дача, но сегодня эту железную дорогу разобрали. Экономическая нецелесообразность эксплуатации и содержания подвижного состава сказали свое веское слово. К счастью, узкоколейка не исчезла без следа — мы учимся ценить наше прошлое, не только искать в нем плохое, но и собирать в единую мозаику наши замечательные подвиги, открытия и изобретения.

В рабочем поселке Тума на станции Тумская руководство «Горьковской железной дороги» создало небольшой музей узкоколейной техники под открытым небом.

Здесь представлены пассажирский вагон, вагон-платформа, путевой снегоочиститель, тепловоз ТУ-А7. Неплохая сохранность каждого экспоната и сопроводительные пояснительные таблички вполне позволяют не только набраться впечатлений, но и получить элементарные знания о нашем железнодорожном прошлом.



ТУ-А7 (дата выпуска — июнь 1987) — тепловоз советского, позднее — российского производства, спроектированный для узкоколейных дорог (собственно аббревиатура ТУ расшифровывается не иначе как «тепловоз узкоколейный») в 1971-1972 годах на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия) для замены устаревших моделей ТУ-2 и ТУ-4. Всего была выпущена 3 361 подобная машина.

По причине ликвидации узкоколейного подвижного состава во многих регионах и из-за экономической не­стабильности страны в начале девяностых выпуск тепловозов в 1994 году был прекращен. Однако, спустя десять лет производство ТУ-А7 возобновили. Интерес к подвижному составу такого формата стали проявлять набирающие популярность детские железные дороги. Вероятнее всего, последний на сегодняшний день тепловоз ТУ-А7 был произведен летом 2009 года для Хабаровской детской железной дороги.

Удивительно, но последний рестайлинг или, если хотите, модернизацию тепловоз прошел еще в 1986 году и до настоящего времени выпускался без существенных изменений. Модель оказалась очень удачной и до сих пор радует пользователей железных дорог в других регионах.

Окна тумского тепловоза-экспоната зашиты металлическими листами (может, так оно и лучше), и заглянуть в кабину не получится, поэтому расскажем в нескольких словах о внутреннем убранстве ТУ-А7. В кабине машинистов расположены два абсолютно одинаковых пульта управления и удобные сидения, регулируемые по высоте. Конструкция салона предусматривала перемещение сидений вдоль кабины.

Снегоочиститель плужный СО 750 (дата выпуска — 1956 год) предназначен, как нетрудно догадаться, для очистки путей от снега или отвалов торфа, который в огромном количестве перевозили когда-то узкоколейные составы. Выпускался на том же Камбарском машиностроительном заводе исключительно с деревянным кузовом, с ручным приводом и печкой-буржуйкой для обогревания дорожных рабочих в холодные месяцы. Снегоочистители позволяли пробиваться сквозь снег глубиной до 1,5 метров.

Классный вагон (дата выпуска — март 1991) — четырехосный пассажирский вагон для железных дорог с колеей 750 миллиметров, где в качестве несущей конструкции используется сам корпус вагона. Выпускались с 1955 года на Демиховском вагоностроительном заводе (Орехово-Зуево). В настоящее время пассажирские вагоны такого типа выпускаются на Камбарском машиностроительном заводе ограниченными партиями, опять-таки преимущественно для нужд детских железных дорог. Оборудованы они, как и их старшие собратья (вагоны для широких железных дорог), ручным и автоматическим тормозами, санузлом и отопительной системой.

В вагоне 40 посадочных мест, хотя максимальная его вместимость, согласно паспортной документации, с учетом стоячих мест доведена до 96 пассажиров. Правда, те, кто пользовался в свое время узкоколейными вагонами, сильно сомневаются, что в небольшое внутреннее пространство пассажирского вагона можно «впихнуть» добрую сотню человек.

Производство не ограничивалось выпуском стандартных сидячих вагонов — на заводе в Подмосковье были разработаны несколько специализированных вариантов: вагон — медицинский кабинет, вагон-столовая, вагон — механическая мастерская, вагон для отдыха персонала, представительский вагон.



Платформа (дата выпуска — июль 1990). Среди всех вагонов и локомотивов, выпущенных для нужд узкоколейных железных дорог, именно платформы занимают по количеству произведенных единиц уверенное первое место.

Делятся они на две категории: универсальные, предназначенные для широкого спектра перевозимых грузов, и специализированные, предназначенные для работы только с определенными тяжестями.

В Туме представлена универсальная платформа грузоподъемностью 23 тонны, а максимальная грузоподъемность узкоколейных платформ составляет 38 тонн.

Евгений Баранцев



Метки: Тума, РЖД


Поиск

20.12.2025 09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники

19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку

19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года

18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди

18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»

18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру

18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева

17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие

17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле

17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»

17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку

17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт

17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники

17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам

17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения

17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера

16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С

16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года

16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной

16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина

15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»

15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»

15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области

15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн

15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер