Подробности

Проблема

Медвежья услуга

04.02.2014

Яна Ерошина

С 1 января наступившего года возымел силу дополненный Федеральный закон №24 «О рекламе». В восьмой его части, касающейся вопросов медицины, некоторые изменения устроили нешуточный переполох на рекламном рынке.

Сейчас уже все поняли и практически признали, что законодатель, мягко говоря, переборщил и, по сути, запретил рекламировать то, без чего неподготовленный потребитель может и не понять, на чём специализируется или даже чем занимается тот или иной медицинский центр. Самая главная законодательная новелла заключается в том, реклама медицинских услуг (в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации), а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом вне легального рекламного поля оказались упоминания о том, что детализирует в лечебном учреждении его деятельность. Например, стоматологическая клиника уже не может открыто заявлять, что занимается лечением кариеса или протезированием, диагностический центр не вправе уведомлять граждан, что делает томографию, а аптека, что торгует тонометрами и рецептурными таблетками. Абсурдность новых рекламных запретов дошла до того, что в рекламе профилактики ВИЧ, получается, становится незаконным упоминание презерватива. При этом удивительно, что медицинские услуги и изделия можно рекламировать на специализированных выставках, куда простой люд, как правило, толпами не ходит, а основными посетителями и участниками являются подготовленные специалисты, которым ничего детализировать и не нужно.

Впрочем, запрет на рекламу медицинских услуг не распространяется на рекламу медицинской деятельности. Данный принцип связан с позицией Арбитражного суда РФ, согласно которой понятие медицинской деятельности признано более широкой, чем понятие медицинской услуги. По мнению Арбитражного суда, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, законом не запрещена. Также разрешена реклама, содержащая указание на профиль деятельности организации (то есть на специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее. Нарушение установленных законодательством требований к рекламе медицинских услуг влечёт теперь штраф на граждан — от 2 до 2,5 тысячи рублей, на должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей. К слову, штрафы заметно выросли.

Два указанных понятия определены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Итак, медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией органов и/или тканей, обращением донорской крови и/или её компонентов в медицинских целях. Медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Пояснения нововведений в законодательстве «О рекламе» дают руководитель Рязанского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Луканцов и его заместитель Яна Ерошина.
— С начала года введён запрет на рекламу медицинских услуг в том виде, в котором она была ранее, — говорит Яна Ерошина. — В частности, запрещено указывать процедуры, к примеру, лечение зубов, уколы, иначе говоря, теперь нельзя рекламировать действия. Медицинская деятельность признана более широким понятием, нежели медицинская услуга, при этом медицинскую деятельность рекламировать можно, а медицинскую услугу — нельзя. Однако мы понимаем, что разница между деятельностью и услугой очень тонкая. Не запрещено рекламировать профиль — к примеру — стоматологию, терапию, педиатрию, хирургию и тому подобное.

— Получается, сегодня в медицинской сфере допускается, по сути, лишь имиджевая реклама, — утверждает Ерошина. — Но загвоздка в том, что если в названии медицинского центра нет намёка на медицинские услуги, то такая реклама реклама становится бессмысленной. К примеру, есть клиники, названия которых содержат упоминание о медицинских услугах. Если, к примеру, в названии имеется слово «стоматология», то потребитель уже понимает — там лечат зубы, а не живот. Но у многих клиник этой составляющей в названии нет. Можно предположить, что сейчас некоторые могут начать переоформление своих названий, чтобы через имиджевую рекламу можно было донести потребителю о виде своей деятельности.

— Пока закон не будет отредактирован (если, конечно, будет), рекламодатель будет вынужден на какое-то время уходить в эзопов язык, чтобы умудриться сохранить нужный контент, но при этом не допустить рекламу медицинских услуг, — считает Владимир Луканцов.

Людмила Рубцова


Метки: Владимир Луканцов, Яна Ерошина, реклама, ФАС, медицинские услуги


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30