Подробности

Проблема

Медвежья услуга

04.02.2014

Яна Ерошина

С 1 января наступившего года возымел силу дополненный Федеральный закон №24 «О рекламе». В восьмой его части, касающейся вопросов медицины, некоторые изменения устроили нешуточный переполох на рекламном рынке.

Сейчас уже все поняли и практически признали, что законодатель, мягко говоря, переборщил и, по сути, запретил рекламировать то, без чего неподготовленный потребитель может и не понять, на чём специализируется или даже чем занимается тот или иной медицинский центр. Самая главная законодательная новелла заключается в том, реклама медицинских услуг (в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации), а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом вне легального рекламного поля оказались упоминания о том, что детализирует в лечебном учреждении его деятельность. Например, стоматологическая клиника уже не может открыто заявлять, что занимается лечением кариеса или протезированием, диагностический центр не вправе уведомлять граждан, что делает томографию, а аптека, что торгует тонометрами и рецептурными таблетками. Абсурдность новых рекламных запретов дошла до того, что в рекламе профилактики ВИЧ, получается, становится незаконным упоминание презерватива. При этом удивительно, что медицинские услуги и изделия можно рекламировать на специализированных выставках, куда простой люд, как правило, толпами не ходит, а основными посетителями и участниками являются подготовленные специалисты, которым ничего детализировать и не нужно.

Впрочем, запрет на рекламу медицинских услуг не распространяется на рекламу медицинской деятельности. Данный принцип связан с позицией Арбитражного суда РФ, согласно которой понятие медицинской деятельности признано более широкой, чем понятие медицинской услуги. По мнению Арбитражного суда, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, законом не запрещена. Также разрешена реклама, содержащая указание на профиль деятельности организации (то есть на специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее. Нарушение установленных законодательством требований к рекламе медицинских услуг влечёт теперь штраф на граждан — от 2 до 2,5 тысячи рублей, на должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей. К слову, штрафы заметно выросли.

Два указанных понятия определены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Итак, медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией органов и/или тканей, обращением донорской крови и/или её компонентов в медицинских целях. Медицинская услуга — это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Пояснения нововведений в законодательстве «О рекламе» дают руководитель Рязанского управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Луканцов и его заместитель Яна Ерошина.
— С начала года введён запрет на рекламу медицинских услуг в том виде, в котором она была ранее, — говорит Яна Ерошина. — В частности, запрещено указывать процедуры, к примеру, лечение зубов, уколы, иначе говоря, теперь нельзя рекламировать действия. Медицинская деятельность признана более широким понятием, нежели медицинская услуга, при этом медицинскую деятельность рекламировать можно, а медицинскую услугу — нельзя. Однако мы понимаем, что разница между деятельностью и услугой очень тонкая. Не запрещено рекламировать профиль — к примеру — стоматологию, терапию, педиатрию, хирургию и тому подобное.

— Получается, сегодня в медицинской сфере допускается, по сути, лишь имиджевая реклама, — утверждает Ерошина. — Но загвоздка в том, что если в названии медицинского центра нет намёка на медицинские услуги, то такая реклама реклама становится бессмысленной. К примеру, есть клиники, названия которых содержат упоминание о медицинских услугах. Если, к примеру, в названии имеется слово «стоматология», то потребитель уже понимает — там лечат зубы, а не живот. Но у многих клиник этой составляющей в названии нет. Можно предположить, что сейчас некоторые могут начать переоформление своих названий, чтобы через имиджевую рекламу можно было донести потребителю о виде своей деятельности.

— Пока закон не будет отредактирован (если, конечно, будет), рекламодатель будет вынужден на какое-то время уходить в эзопов язык, чтобы умудриться сохранить нужный контент, но при этом не допустить рекламу медицинских услуг, — считает Владимир Луканцов.

Людмила Рубцова


Метки: Владимир Луканцов, Яна Ерошина, реклама, ФАС, медицинские услуги


Поиск

09:01
В Рязанском театре драмы начались сказочные утренники

19.12.2025 12:06
Рязанский музыкальный театр приглашает на зимнюю сказку

19.12.2025 09:51
В Рязанском театре драмы подвели итоги года

18.12.2025 17:38
В ЖК «Окская стрелка» стартовали продажи квартир во второй очереди

18.12.2025 12:02
В Рязанском историческом музее появилась своя «История игрушек»

18.12.2025 10:20
Рязанский ТЮЗ приглашает гостей на новогоднюю премьеру

18.12.2025 08:54
Фигуранты дела о мошенничестве с техникой в Рязани подали в суд на Игоря Грекова и Владимира Арцыбашева

17.12.2025 20:41
Рязанский госуниверситет отметил 110-летие

17.12.2025 19:39
ПРОМфест2025: Рязань встречает Новый год в индустриальном стиле

17.12.2025 17:36
В Рязанском театре кукол начались «Новогодние путешествия»

17.12.2025 16:28
Под Рязанью завершили монтаж пролётного строения нового моста через Оку

17.12.2025 15:21
Рязанский лицей №52 уличили в неправомерном расходовании средств на капремонт

17.12.2025 13:58
Молодых специалистов Рязанская нефтеперерабатывающая компания посвятила в нефтяники

17.12.2025 11:56
«Фотодом» приглашает рязанцев вспомнить историю страны по новогодним открыткам

17.12.2025 10:36
Рязанские подростки страдают нарушениями репродуктивной системы из-за ожирения

17.12.2025 09:21
В Рязанской области планируют создать три новых креативных кластера

16.12.2025 21:14
В Рязанской области утвердили программу борьбы с хроническим вирусным гепатитом С

16.12.2025 12:42
Филиал центра «Россия» в Рязани откроют в июне 2026 года

16.12.2025 12:08
В Советском суде Рязани продолжается рассмотрение дела экс-сенатора Ирины Петиной

16.12.2025 10:21
В Рязанской области определили лауреатов премии имени академика Уткина

15.12.2025 17:25
В Рязани прошёл корпоративный хоккейный турнир «Роснефти»

15.12.2025 14:53
«Зелёный сад – наш дом» помог городу стать настоящей «Новогодней столицей России»

15.12.2025 12:53
Утверждено увеличение платы за ЖКХ в 2026 году в Рязанской области

15.12.2025 11:01
Билеты на центральные катки в Рязани можно купить онлайн

15.12.2025 10:39
В составе правительства Рязанской области произошли кадровые изменения

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер