Подробности

Наука

Призвание и профессия — философ

19.02.2014

Доктор философских наук Рудольф Подоль уверен в благополучном преодолении человечеством социокультурного кризиса.

Исполнилось 70 лет замечательному педагогу, председателю региональной общественной организации «Российский комитет защиты мира», члену Общественной палаты Рязанской области Рудольфу Яновичу Подолю. Более 15 лет доктор философских наук, профессор Р.Я. Подоль возглавляет кафедру философии старейшего гуманитарного вуза нашего региона — Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Р.В. — Рудольф Янович, скажите, как в наше время становятся философами?
Р.П.
— Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться с самим понятием «философия», которое в античной культуре означало «любомудрие». Какое место любовь к мудрости занимает в индивидуальной человеческой судьбе? Самый краткий ответ заключается в том, что философия формирует наше мировоззрение, а по мере взросления человека становится его надежным путеводителем в сложных, многогранных взаимоотношениях с окружающим миром. Если бы мировоззрение закладывалось нам природой от рождения, то философия никогда бы не зародилась в человеческой культуре. Ведь у «братьев наших меньших» нет никакой философии. Для них жизненным путеводителем являются унаследованные от природы устойчивые инстинкты поведения.

Но человек обделен устойчивой программой своего человеческого становления. И сама природа это не раз демонстрировала, когда человеческие детеныши, с момента своего рождения силою обстоятельств изолированные от воздействия социокультурной среды, навсегда утрачивали способность стать людьми. Поэтому, чтобы быть не просто человекоподобным существом, а социальной личностью, каждому из нас необходимо войти в духовный мир философии. Другое дело, что этот мир неоднороден по своей структуре и по своему влиянию на становление личности. Но каждый человек способен философски самовыражаться.

Р.В. — И какие же культурные уровни любомудрия доступны каждому человеку, стремящемуся стать личностью?
Р.П.
— Первый культурный уровень составляет так называемая «обыденная» философия, которую чаще всего именуют «здравым смыслом». На этот уровень житейской философии с самого раннего детства стремится подняться каждый человек. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы, которые дети начинают настойчиво задавать своим родителям. Вспомним крошку-сына, пришедшего к отцу с вопросом: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Философия здравого смысла — это выверенный веками социальный опыт предшествующих поколений, чаще всего закрепленный в лаконичной форме пословиц и поговорок, он играет неоценимую роль в становлении личности.

Второй культурный уровень любомудрия выражается в стремлении каждого человека к творческому поиску. Конечно, здесь следует учитывать диапазон самого творческого дарования, ведь лишь таким гениям, как Чайковский или Моцарт, было ниспослано выражать себя в бессмертных музыкальных творениях. Живописное творение Божественной Троицы Андрея Рублева русский философ Сергей Трубецкой назвал «умозрением в красках». Подобно этому храм Василия Блаженного на Красной площади можно назвать «умозрением в камне». Но творчеством в самом широком смысле призван заниматься каждый человек. Ведь прежде чем создать что-либо на практике, в нашем сознании первоначально рождаются различные фантазии и творческие проекты. Именно эта творческая способность возвышает человека над всем природным окружением.

И, наконец, есть третий, теоретический, уровень философствования, который великий Г.Гегель называл «аристократизмом разума». Подняться на него способен, пожалуй, каждый, кто склонен к рациональному мышлению и абстрактным обобщениям разрозненных фактов окружающей реальности. В самом раннем возрасте это вряд ли возможно, а поэтому восхождение на теоретический уровень философствования начинается в стенах университетов или других высших учебных заведений. Это довольно трудное занятие, требующее большого упорства и напряжения мысли. Вспомните «Мыслителя» Родена.

Р.В. — Так что же, современные студенты, чтобы овладеть теоретической философией, по своему облику должны походить на эту согбенную скульптуру?
Р.П.
— Да нет же, это совсем не обязательно. Хотя они вполне добровольно в согбенной позе готовы часами напролет просиживать в Интернете. Восхождение к теоретической философии требует не простой фиксации информационных потоков, а рефлексивного осмысления получаемых знаний. И здесь от преподавателя философии очень многое зависит, ведь еще древние мыслители повторяли, что голова обучаемого — не просто сосуд, который надо наполнить знаниями, но факел, который нужно зажечь. Вхождение в мир теоретической философии требует совместной плодотворной познавательной деятельности студента и профессора: добросовестный студент мотивированно тянется до теоретического уровня своего учителя, а творчески ориентированный профессор стремится реализовать накопленное годами профессиональное мастерство в своих учениках.

Р.В. — Ваша докторская диссертация посвящена философии истории, или, как ее зачастую называют, историософии. Скажите, история чему-нибудь учит, а историософия что-нибудь объясняет?
Р.П.
— Она учит только в том случае, когда над историей размышляют. Не просто нанизывают, как ожерелье, события — камешек к камешку — или формально фиксируют даты. Это само по себе ценно, а исследователь истории, прежде всего, должен быть аналитиком. Для него отдельные разрозненные факты и исторические события не имеют научного значения. Как в таблице химических элементов Менделеева при переходе от одного элемента к другому возникает новое качество, так же возникает и новое качество культуры во времени. История учит чему-то только тогда, когда существует связь событий и фактов с анализом объективных тенденций и закономерностей, их обусловивших. Конкретные события прошлого нам могут что-либо предсказать, когда мы смотрим на историю как на взаимосвязанный закономерный общественный процесс. Только таким аналитическим способом историософия может быть полезна как наука о прошлом в интересах прогнозирования будущего.

Ведь существуют так называемые исторические параллели, в реальной истории все так или иначе повторяется. Когда мы аналитически размышляем над этими закономерностями, мы лучше понимаем сегодняшний день и более объективно строим футурологические прогнозы общественного развития. То есть отвечаем на насущные вопросы — куда движется нынешняя цивилизация и что ее ждет в будущем, что с нами будет, стремимся показать, что для нас наиболее вероятно из возможных сценариев будущего.

Р.В. — Да, человеку, знающему историю, легче жить. Ты понимаешь, что все уже было в этом мире.
Р.П.
— История циклична, но на новом содержательном и качественном уровне. Все основные алгоритмы прохождения истории сохраняются.

Р.В. — Вас не пугает погружение сегодняшней молодежи в виртуальный мир?
Р.П.
— Просто банально пугаться — неприемлемо для меня. Но и безрассудное дон-кихотство мне также не свойственно. Между боязнью и бравадой есть некая золотая середина, вокруг нее можно найти что-то позитивное. Наука как феномен культуры существует для того, чтобы найти ответ на вызовы времени, иначе она не нужна. Философия ничему конкретному научить не может. Но тем не менее ее важнейшая мировоззренческая роль в обществе никогда и никем не оспаривалась. В современных условиях я вижу ее главное предназначение в том, чтобы человек смог увидеть самого себя как бы со стороны. Исходя из этого, философия должна стремиться спроецировать вектор общественного развития человека в нынешней социокультурной реальности.

В процессе длительной исторической эволюции человек убедительно продемонстрировал свою биологическую пластичность. Он — существо, зависимое от внешней среды, которая создает не только расовые отличия, но формирует ментальные особенности его духа. Педагогика, социальная психология и гуманитарная наука в целом накопили много полезного знания о развитии человека в традиционном обществе. Но с формированием информационной цивилизации и неудержимым прогрессом компьютерных технологий мы, как бы вдруг, оказались в качественно иной реальности — виртуальной. В этой сфере прежнее социокультурное пространство, как шагреневая кожа, стремительно тает. Традиционные универсалии мира социальной культуры уступают место человеко-машинному общению. Компьютерная зависимость молодого поколения стремительно нарастает, и эта тенденция показывает, что человек оказывается еще более пластичным виртуально, чем биологически. Представители гуманитарной науки к этому резкому антропологическому изменению оказались попросту не готовы.

Но это не самая главная беда. Главная издержка современных наук о человеке, как мне кажется, сводится к тому, что они не могут ничего противопоставить этому воздействию виртуального пространства на духовное становление личности. Как воздействовать на блокирование этой зависимости? Неких противовиртуальных таблеток мы явно не придумаем. Нужны какие-то иные психологические средства воздействия на сознание подростка.

Р.В. — Какие-то инстинкты нужно будить в человеке, которые способствовали бы сохранению его интеллекта, его эмоциональной сферы.
Р.П.
— Самое главное, что беспокоит, — человек симулирует сам себя. Многие западные культурологи назвали современную эпоху постмодернизма эпохой симулякров. В виртуальном пространстве человек симулирует многие традиционные социальные формы поведения, к примеру, влюбленность, семейные отношения. Те проникновенные чувства, что выразили в стихах великие поэты, в общении с машиной никогда не появятся. И это, к сожалению, все чаще проявляется в современных общественных отношениях. Это то, что мы наблюдаем сейчас в культуре современной Франции — легализацию однополых браков, являющихся самой грубой симуляцией традиционной семьи.

Р.В. — Такой человек даже не понимает, чего он себя лишает.
Р.П.
— Он лишается духовного стержня, а значит, и самого себя, становится инфантильным по отношению к универсальным общественным ценностям: бескорыстию, чести, совести и т.д. Массовая культура шоу-бизнеса в подавляющем большинстве представляет собой не более чем симуляцию высших образцов искусства на потребу публики.

Р.В. — А дальше что? Что с этим делать? Ведь хочется надеяться, что должен сработать, может быть, неведомый пока науке какой-то механизм социального самосохранения.
Р.П.
— Я тоже так думаю. Мне импонирует ноосферная теория Владимира Ивановича Вернадского. Она гласит, что будущее цивилизации связано с прогрессом просвещения и науки. Великий ученый и мыслитель В.И. Вернадский сформулировал и еще одну обнадеживающую идею. Он подчеркивал, что человек является венцом эволюционного развития лишь в земной сфере Вселенной. Философия космизма, сложившаяся на стыке естествознания и гуманитарной мысли, заключила в себе весьма смелую идею о том, что земное человечество — лишь промежуточное звено непрерывной космической эволюции. Это звено не должно рухнуть, ибо не может рассыпаться вся цепь космической регуляции жизни. Человечество обязательно преодолеет тот социокультурный кризис, в котором оно оказалось. На такой позитивной ноте хочется закончить наш заинтересованный разговор о значении философии и ее влиянии на продуктивный анализ глобальных проблем современности.

Ирина Сизова



Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30