Подробности

Беседка

Художник всегда начеку

20.02.2014

Рязанский скульптор Раиса Лысенина подсматривает сюжеты для своих произведений в жизни.

С кем же ещё в канун главного «мужского» праздника поговорить о мужественности, как не с женщиной? Тем более с той, которая, буквально, ворочает камни. И не просто ворочает, но и придаёт им форму, настолько искусную, что скульптурами Раисы Лысениной засматриваются во многих странах мира. Раиса Алексеевна фактически живёт в своей мастерской. Под её руками бездушные камни, брёвна, глина превращаются в живые существа, каждое из которых может поведать свою уникальную историю.



Творческие риски
— Так как встречаемся мы в канун 23 февраля, не могу не спросить: насколько мужественными вам как художнику кажутся памятники легендарным героям Рязанщины, что появляются в городе в последние годы — Олегу Рязанскому, Евпатию Коловрату? К слову, тот факт, что оба героя — на конях, играет какую-то роль в их «мужественности»? Или, может, конные памятники выглядят патриотичнее?
— Что Евпатий Коловрат, что Олег Рязанский немыслимы без коней. С художественной точки зрения — это самое логичное выражение мужественности и героизма. Вот насколько такие памятники воспитывают патриотизм — не знаю. Вообще, на мой взгляд, нельзя как-то классифицировать патриотизм по внешним проявлениям, ни в жизни, ни в скульптуре. Если зритель, глядя на твою работу, чувствует, как внутри у него пробуждается что-то хорошее, доброе, значит, ты как художник смог искренне отразить свою духовность, свою любовь к Родине. Ведь в жизни тоже истинные патриоты, мужчины, достойные уважения, далеко не всегда выглядят впечатляюще. Но видишь их и чувствуешь: вот они — настоящие...

— То есть вашему сердцу традиционные классические мужские образы и типажи милее, чем те, которые предлагают нам современные веяния?
— Я успела выучиться до перестройки, так что да — я консерватор. И если говорить об искусстве, то не вижу в консерватизме ничего зазорного. У нас была хорошая, крепкая школа скульптуры, рисунка. Она давала художнику академические основы, а уже потом он мог развиваться индивидуально. Мог, освоив азбуку, начать говорить своим языком. И это было счастье для нас, сейчас, увы, школа уже не та... Возможно поэтому, молодых художников нередко кидает из стороны в сторону и на первый план выходит желание эпатировать зрителя.

— Что же, по-вашему, плохого в эпатаже?
— Это самый лёгкий путь завоевать интерес публики. Вот только интерес этот будет крайне недолговечным. У эпатажного творчества, в отличие от классического, нет корней, оно, можно сказать, плавает на поверхности. Даже трудно воспринимаемая многими абстракция всё равно должна нести какой-то смысл. В ней работают те же принципы, что и в академической скульптуре: знание ритмов, формы. Если их соблюдать, то и у скульптуры будет душа, а не только броская внешность.

Я, к слову, познала это на собственном опыте ещё много лет назад. Взяла липовое бревнышко, решила, что сейчас такую абстракцию изображу. Наковыряла дырок. Испортила материал. И ничего толкового не получилось. Потому что в голове ничего не было, только желание выпендриться.

— Но согласитесь, бывает и так, что художник закладывает в свою работу и смысл и глубину, по крайней мере, как ему кажется, а публика всё равно его не понимает...
— Конечно, высший пилотаж в творчестве, когда идея, твой замысел доходит до зрителя настолько, что всё вокруг аж звенит! А художник-авангардист в этом плане всегда рискует. И, тем не менее, если найдётся хотя бы один человек (кроме него самого, конечно), кому его творение придётся по душе, значит, цель достигнута.

Вдохновение в повседневности
— Есть такое мнение, мол, в скульптуре металл и камень — это «мужские» материалы, а дерево — более «женственный». Вы с какими предпочитаете работать? И как, на ваш взгляд, «мужские» и «женские» материалы сочетаются между собой?
— Я работаю с любыми. И больше того, я люблю смешивать материалы, и самые разные из них могут прекрасно сочетаться друг с другом. Вот, например, недавно я видела удивительную фотографию. На снимке — вроде бы обычные деревья, но под ними — обрыв, который обнажает корни. И корни эти как будто обнимают булыжники, лежащие в земле... Если дерево и камень могут так тесно существовать в природе, почему же не сочетать их в скульптуре? Твёрдые и податливые материалы, «мужское» и «женское» могут замечательно дополнять друг друга... Главное, чтобы в этом сочетании сквозила некая идея. Кто бы меня ни убеждал в обратном, но я уверена, что, к примеру, в заспиртованной акуле (а мне доводилось видеть такой выставочный «экспонат») нет ни толики искусства. А в обычном дереве, растущем на обрыве — есть.

— Где черпаете вдохновение?
— Оно у меня никогда и не пропадает. Просто надо быть постоянно «начеку». Тогда какие-то идеи поймаешь не только на художественных выставках, но и в повседневной жизни. Так, после поездки в Испанию меня необычайно захватила тема корриды. Но не сам бой быков! Коррида для меня была как метафора раненой женской души, уже пронзённой бандерильей. И, конечно же, в моей мастерской появилась работа, посвящённая этой теме. Сейчас я работаю сразу над двумя скульптурами — «Молитва» и «Пробуждение весны». И оба сюжета я тоже подсмотрела в жизни, в людях и в окружающей природе.

Досье
Раиса Алексеевна Лысенина — заслуженный художник РФ, скульптор, член Союза художников России, почётный член Российской академии художеств. Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Участник многих художественных выставок во Франции, США, Испании.

Тамара Бутина

«АиФ-Рязань», №8/2014


Поиск

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30