Подробности

Знание

Забытый архитектор

02.04.2014

В Рязанском областном художественном музее прошла третья лекция заместителя директора Государственного архива Рязанской области Дмитрия Филиппова из цикла «Рязань историческая: образы пространства».

На этот раз лекция была посвящена Никифору Милюнову — архитектору, создавшему в первой половине XIX века лучшие на то время здания Рязани, но несмотря на это забытому почти на два века. Можно сказать, что Дмитрием Филипповым имя Никифора Милюнова было открыто заново. Филиппов начал лекцию именно с факта незаслуженного бесславия: Никифор Милюнов сделал очень много, но ушёл в совершеннейшее небытие. Архитектор умер рано — примерно в 33 года, и от него не осталось практически ничего: ни чертежей, ни рукописей, ни личного фонда в архиве. Мало того, даже имя его было переврано и превратилось в немногих сохранившихся записях в некоего «Нестора Никифоровича Милюкова», которого никогда и не было.

Никифор Милюнов работал в Рязани недолго: с 1807 по 1811 годы, но за это время в губернском городе возводятся: здание губернской гимназии (нынешнего МГОУ), северо-восточный корпус Гостиного двора (сейчас там находится зал камерной музыки), перестраиваются торговые корпуса на Хлебной (ныне — Ленина) площади, городской дом Петра Алексеевича Мальшина (известный впоследствии как Дворянское собрание), приобретает свой окончательный облик дом Рюмина (современный художественный музей), здание городской больницы (сейчас это поликлиника №14).
— Это памятники первого класса в Рязани, самое ценное, что есть из архитектуры классицизма того периода на территории нашего города. Что самое интересное: большую часть этих объектов так или иначе увязывают с именем другого зодчего — великого Матвея Казакова, — подчеркнул Дмитрий Филиппов. — И нигде, кроме как в истории Рязанской духовной семинарии, не упоминается имя Милюнова. Получается, что человек, который жил совсем недолго и всего за четыре года создал грандиозный по масштабу для губернского провинциального центра набор памятников, уходит в небытие абсолютно.

Имя Милюнова вновь появляется на страницах исследований, посвящённых истории рязанской архитектуры, только в середине XX века — причём его удостаивают лишь пары не вполне вразумительных строк. Лишь сегодня происходит процесс возращения имени этого архитектора в культурное пространство Рязанской губернии.

В начале XIX века Рязань только начинала застраиваться по регулярному плану, полученному в 1780 году. Появлялись здания Присутственных мест, Гостиного двора, Почтового двора, Редутного дома, Торговых рядов на Хлебной площади. 25 лет подряд до 1806 года губернским архитектором был Иван Сулакадзев. После его ухода на покой на освободившуюся должность в марте 1807 года был принят никому, по всей видимости, не известный отставной коллежский регистратор Никифор Милюнов. По-прежнему остаётся невыясненным, когда точно родился Милюнов, из каких слоёв общества происходил и где получил архитектурное образование. Однако, как удалось выяснить Дмитрию Филиппову, вполне вероятно, что Никифор Милюнов учился в архитектурной школе под началом Матвея Казакова (этим может объясняться «казаковский след» в постройках Милюнова) и делал проекты промышленных зданий для Николая Юсупова — одного из крупнейших в России коллекционеров и меценатов — уже в возрасте 20-25 лет, что свидетельствует о больших способностях молодого архитектора.

Оказавшись в 1807 году в Рязани, Никифор Милюнов сразу проявил себя человеком принципиальным: он отказывался приступить к работе, пока ему не будут выданы планы Рязани и проекты построек в городе, и всё-таки получил их, выдержав долгую бюрократическую волокиту. Помимо этого, он заявил о себе и как о человеке, находящемся «в тренде» своей профессии: не изъявил согласия строить дома по образцовым фасадам XVIII века, заявив, что «сии проекты есть образцы древней архитектуры», и проектировал здания сам в соответствии с последними достижениями зодческого искусства. Усадьба Никифора Милюнова в Рязани находилась на пересечении Первомайского проспекта и улицы Павлова и была перестроена под его руководством.
— Первым официальным казённым заказом Милюнова, по иронии судьбы, стало строительство ретирадных мест (то есть туалетов) у губернского правления. А после этого наступает период, когда он, работая на крупных общественных объектах, зарабатывает себе репутацию. Первым таким объектом становится площадь Нового базара или Хлебная площадь, она же площадь Ленина. К 1807 году на ней уже были частично построены каменные торговые ряды. Это были простые утилитарные коробочки, кроме того, вся площадь была загромождена огромным количеством деревянных лавок, палаток, шалашей до такой степени, что, как писалось в полицейских рапортах, все эти деревянные помещения загораживали для проезжающих через площадь сами торговые ряды, — повоедал Дмитрий Филиппов. — Никифор Милюнов разрабатывает проект реконструкции торговых рядов. Сегодня мы имеем жалкое подобие того, что там было. Оба корпуса сильно изуродованы «реставрацией» в 1990-е годы, уничтожено ещё четыре корпуса торговых рядов. Никифор Милюнов предлагает увеличить высоту лавок, сделать второй уровень для складских помещений. Видимо, при нём же там выстраиваются аркады, которые выходят во внутреннее пространство площади. И, самое главное, он пристраивает полуротонды на завершениях торговых рядов.

Лектор особо обратил внимание слушателей на то, что Милюнов работал с пространством и архитектурой, связывая всё между собой, выстраивая не просто здание, а вписывая его в окружающую среду, чтобы получить ансамбль. Так, например, обстояло дело с достройкой Гостиного двора, инициированной рязанскими купцами в 1809 году. Милюнов преобразовал служивший прежде чисто практическим целям корпус (где сейчас находится зал камерной музыки Рязанской филармонии) в выразительное здание, украшенное с двух сторон шестиколонным портиком. Вероятно, в это же время колоннады были пристроены и к другим постройкам Гостиного двора так, что здесь сложился целый классицистский ансамбль, перспектива которого замыкалась главным фасадом дома Рюмина (в настоящее время этот вид перекрыт областной филармонией).

Одновременно архитектор разрабатывает проект Рязанской духовной семинарии, от которого сохранился только план первого этажа. Проект предполагал, с одной стороны, максимальную приспособленность к потребностям учебного заведения, с другой — представительность и парадность. Милюновым были запланированы просторные помещения, большая парадная лестница, восьмиколонный портик, а также лоджия с колоннадой. Однако всё это было забраковано архиепископом Феофилактом. Духовному лицу не понравилась ни архитектура, ни уровень функциональности здания. Однако, видимо, в действительности всё дело было в дороговизне, поскольку впоследствии семинарию выстроили по другому, более дешёвому проекту и, соответственно, в более сухом, казённом и скучном стиле.

В 1808 году в Рязани начинается строительство здания градской больницы, нынешней поликлиники №14.
— Ещё один из объектов, который в архитектуре Рязани признаётся первоклассным. В числе его предполагаемых авторов искусствоведы до недавнего времени называли Жилярди, Кваренги и Бове — на выбор. Если попытаться увязать это здание с какими-то существующими аналогами, то оно может являться репликой Мариинской больницы в Москве и Мариинской больницы в Петербурге. Есть интересная цепь имён: Кваренги строит больницу в Петербурге, Жилярди, перерабатывая проект Кваренги, строит больницу в Москве. И, вероятно, Никифор Милюнов, будучи в Москве, мог наблюдать за строительством московской Мариинской больницы по проекту Жилярди и принимать это к сведению, — подметил Филиппов.

Затем лектор перешёл к описанию другого рязанского памятника, «который таит в себе массу загадок» — Рязанской губернской гимназии (современного филиала Московского государственного открытого университета или «Политеха»). Работы над этим зданием начались между 1808 и 1810 годами. На гравюре 1860-х годов можно видеть ещё сохранившиеся балкончики на колоннадах, которые опоясывали ротонды здания.
— Очень любопытная деталь, потому что Милюнов работает ансамблями, общими идеями. Какая здесь общая идея? Давайте представим, что мы с вами едем по улице Ленина, въезжаем на мост через Лыбедь и в поле нашего зрения оказываются два крупных здания: здание гимназии и на противоположном берегу реки стоит, точно так же ротондой выходя на улицу, здание Дворянского собрания. Здание Дворянского собрания — это памятник, чьё авторство совершенно точно, согласно документам, принадлежит Милюнову. Угловая часть с ротондой, портиком по улице Астраханской и на одну треть по улице Почтовой — это дом, спроектированный Милюновым. При проектировании задумывалось, что эти здания должны были связываться своими сходными элементами, использованными в оформлении угловых частей обоих зданий, выходящих на стратегическую для города точку. Ведь мост через Лыбедь был единственным в городе того времени каменным мостом, и по обе стороны реки были поставлены два монументальных здания, которые своими портиками и колоннами задавали определённый ритм. Поскольку совершенно точно известно, что автор Дворянского собрания Милюнов, а в облике гимназии присутствуют милюновские детали, можно предположить, что и гимназия также была спроектирована им.



Иногда задают вопрос: а почему Матвей Казаков не мог проектировать гимназию? Дело в том, что Казаков к тому времени, когда проектируется рязанская гимназия, уже несколько лет как отошёл от дел, и его сын писал в посмертном очерке об отце, что в последние годы великий зодчий сильно сожалел, что не может продолжать своих архитектурных занятий, потому что у него уже нет сил. Я очень сильно сомневаюсь, что рязанское дворянство, которое на покупку помещения для гимназии собирало деньги 20 лет, потом бросилось к Матвею Казакову составлять проект — опять же не для постройки, а для перестройки двух имеющихся зданий в одно. Эта задача была по всем позициям как раз для губернского архитектора, это была его должностная обязанность. Поэтому Милюнов, скорее всего, всё это и составлял, — так Дмитрий Филиппов прокомментировал миф о том, что знаменитый архитектор Матвей Казаков является автором Рязанской губернской гимназии, на которой сейчас висят надпись «Политехническiй институтъ» и мемориальная доска Казакову.

В заключение Дмитрий Филиппов рассказал, как Никифор Милюнов работал в губернии за пределами Рязани. Достаточно велика вероятность того, что Милюнов проектировал Торговые ряды в Ряжске, все архитектурные достоинства которых в настоящее время варварски изуродованы облицовочным кирпичом, и здание Касимовского уездного училища, которое не сохранилось.

Фото автора, а также из фондов Государственного архива Рязанской области и историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль»

Галина Журавлёва


Метки: Никифор Милюнов, архитектура, история, Дмитрий Филиппов


Поиск

23.11.2024 12:55
Рязанцы оценили комедию иллюзий нижегородского детского театра

22.11.2024 17:24
«Зелёный сад» строит новый участок дороги в Московском районе

22.11.2024 16:50
И.о. начальника управления энергетики и ЖКХ Рязани назначен Михаил Палачёв

22.11.2024 15:56
Объявлен новый тендер на строительство Южного обхода Рязани

22.11.2024 13:44
Рязанцы выступили против нового проекта застройки микрорайона в районе улицы Совхозной

22.11.2024 13:38
Рязанцы оценили «Приключения Ходжи Насреддина» в исполнении молодёжного театра из Уфы

22.11.2024 12:12
Рязанская область в 2023 году стала лидером по борьбе с нелегальными свалками

22.11.2024 10:53
Рязанским студентам планируют помогать с будущим трудоустройством

21.11.2024 17:58
В Генплан Рязани внесут изменения относительно участка в Дягилево

21.11.2024 15:37
Рязань занесена в Коллекцию брендов регионов России

21.11.2024 14:15
Объявлены тендеры на транспортировку мусора в Рязанской области за 2,7 миллиарда рублей

21.11.2024 12:34
Рязанцы оценили спектакль «Выше ноги от земли» театра драмы из Великого Новгорода

21.11.2024 10:22
В Рязанской области ветер усилится до 27 метров в секунду

20.11.2024 16:44
Рязань передаст в областную собственность спортплощадку на улице Зубковой

20.11.2024 15:35
«Зелёный сад» принял участие в ярмарке вакансий в Рязанском политехе

20.11.2024 14:09
В Пронском и Рязанском районах построят малоэтажные жилые комплексы

20.11.2024 12:54
Рязанцы оценили спектакль кемеровского театра «Земля Эльзы»

20.11.2024 10:48
Не стало рязанского баскетбольного тренера Юрия Панова

20.11.2024 10:02
Мэрия Рязани изымает участок под аварийным домом на улице Баженова

19.11.2024 17:04
Продажи квартир в посёлке «Новая Солотча» стартуют в ближайшее время

19.11.2024 15:08
В Рязани планируют делать операции на открытом сердце

19.11.2024 12:11
В Рязанском театре на Соборной провели фестиваль «Школьной классики»

19.11.2024 10:59
Рязанское УФАС признало незаконным продление мэрией города договора с ООО «Интерстрой»

18.11.2024 17:09
На новогодние подарки рязанским детям-льготникам потратят 22,4 миллиона рублей

18.11.2024 16:08
В Сараях ищут подрядчика для строительства 30 домов для работников сельхозпредприятий

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Ноябрь 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30