Забытый архитектор |
02.04.2014 |
|---|
В Рязанском областном художественном музее прошла третья лекция заместителя директора Государственного архива Рязанской области Дмитрия Филиппова из цикла «Рязань историческая: образы пространства».
Никифор Милюнов работал в Рязани недолго: с 1807 по 1811 годы, но за это время в губернском городе возводятся: здание (нынешнего МГОУ), северо-восточный корпус (сейчас там находится зал камерной музыки), перестраиваются (ныне — Ленина) площади, городской дом Петра Алексеевича Мальшина (известный впоследствии как ), приобретает свой окончательный облик (современный художественный музей), здание городской больницы (сейчас это поликлиника №14).
— Это памятники первого класса в Рязани, самое ценное, что есть из архитектуры классицизма того периода на территории нашего города. Что самое интересное: большую часть этих объектов так или иначе увязывают с именем другого зодчего — великого Матвея Казакова, — подчеркнул Дмитрий Филиппов. — И нигде, кроме как в истории Рязанской духовной семинарии, не упоминается имя Милюнова. Получается, что человек, который жил совсем недолго и всего за четыре года создал грандиозный по масштабу для губернского провинциального центра набор памятников, уходит в небытие абсолютно.
Имя Милюнова вновь появляется на страницах исследований, посвящённых истории рязанской архитектуры, только в середине XX века — причём его удостаивают лишь пары не вполне вразумительных строк. Лишь сегодня происходит процесс возращения имени этого архитектора в культурное пространство Рязанской губернии.
В начале XIX века Рязань только начинала застраиваться по регулярному плану, полученному в 1780 году. Появлялись здания Присутственных мест, Гостиного двора, Почтового двора, Редутного дома, Торговых рядов на Хлебной площади. 25 лет подряд до 1806 года губернским архитектором был Иван Сулакадзев. После его ухода на покой на освободившуюся должность в марте 1807 года был принят никому, по всей видимости, не известный отставной коллежский регистратор Никифор Милюнов. По-прежнему остаётся невыясненным, когда точно родился Милюнов, из каких слоёв общества происходил и где получил архитектурное образование. Однако, как удалось выяснить Дмитрию Филиппову, вполне вероятно, что Никифор Милюнов учился в архитектурной школе под началом Матвея Казакова (этим может объясняться «казаковский след» в постройках Милюнова) и делал проекты промышленных зданий для Николая Юсупова — одного из крупнейших в России коллекционеров и меценатов — уже в возрасте 20-25 лет, что свидетельствует о больших способностях молодого архитектора.
Оказавшись в 1807 году в Рязани, Никифор Милюнов сразу проявил себя человеком принципиальным: он отказывался приступить к работе, пока ему не будут выданы планы Рязани и проекты построек в городе, и всё-таки получил их, выдержав долгую бюрократическую волокиту. Помимо этого, он заявил о себе и как о человеке, находящемся «в тренде» своей профессии: не изъявил согласия строить дома по образцовым фасадам XVIII века, заявив, что «сии проекты есть образцы древней архитектуры», и проектировал здания сам в соответствии с последними достижениями зодческого искусства. Усадьба Никифора Милюнова в Рязани находилась на пересечении Первомайского проспекта и улицы Павлова и была перестроена под его руководством.
— Первым официальным казённым заказом Милюнова, по иронии судьбы, стало строительство ретирадных мест (то есть туалетов) у губернского правления. А после этого наступает период, когда он, работая на крупных общественных объектах, зарабатывает себе репутацию. Первым таким объектом становится площадь Нового базара или Хлебная площадь, она же площадь Ленина. К 1807 году на ней уже были частично построены каменные торговые ряды. Это были простые утилитарные коробочки, кроме того, вся площадь была загромождена огромным количеством деревянных лавок, палаток, шалашей до такой степени, что, как писалось в полицейских рапортах, все эти деревянные помещения загораживали для проезжающих через площадь сами торговые ряды, — повоедал Дмитрий Филиппов. — Никифор Милюнов разрабатывает проект реконструкции торговых рядов. Сегодня мы имеем жалкое подобие того, что там было. Оба корпуса сильно изуродованы «реставрацией» в 1990-е годы, уничтожено ещё четыре корпуса торговых рядов. Никифор Милюнов предлагает увеличить высоту лавок, сделать второй уровень для складских помещений. Видимо, при нём же там выстраиваются аркады, которые выходят во внутреннее пространство площади. И, самое главное, он пристраивает полуротонды на завершениях торговых рядов.
Лектор особо обратил внимание слушателей на то, что Милюнов работал с пространством и архитектурой, связывая всё между собой, выстраивая не просто здание, а вписывая его в окружающую среду, чтобы получить ансамбль. Так, например, обстояло дело с достройкой Гостиного двора, инициированной рязанскими купцами в 1809 году. Милюнов преобразовал служивший прежде чисто практическим целям корпус (где сейчас находится зал камерной музыки Рязанской филармонии) в выразительное здание, украшенное с двух сторон шестиколонным портиком. Вероятно, в это же время колоннады были пристроены и к другим постройкам Гостиного двора так, что здесь сложился целый классицистский ансамбль, перспектива которого замыкалась главным фасадом дома Рюмина (в настоящее время этот вид перекрыт областной филармонией).
Одновременно архитектор разрабатывает проект Рязанской духовной семинарии, от которого сохранился только план первого этажа. Проект предполагал, с одной стороны, максимальную приспособленность к потребностям учебного заведения, с другой — представительность и парадность. Милюновым были запланированы просторные помещения, большая парадная лестница, восьмиколонный портик, а также лоджия с колоннадой. Однако всё это было забраковано архиепископом Феофилактом. Духовному лицу не понравилась ни архитектура, ни уровень функциональности здания. Однако, видимо, в действительности всё дело было в дороговизне, поскольку впоследствии семинарию выстроили по другому, более дешёвому проекту и, соответственно, в более сухом, казённом и скучном стиле.
В 1808 году в Рязани начинается строительство здания градской больницы, нынешней поликлиники №14.
— Ещё один из объектов, который в архитектуре Рязани признаётся первоклассным. В числе его предполагаемых авторов искусствоведы до недавнего времени называли Жилярди, Кваренги и Бове — на выбор. Если попытаться увязать это здание с какими-то существующими аналогами, то оно может являться репликой Мариинской больницы в Москве и Мариинской больницы в Петербурге. Есть интересная цепь имён: Кваренги строит больницу в Петербурге, Жилярди, перерабатывая проект Кваренги, строит больницу в Москве. И, вероятно, Никифор Милюнов, будучи в Москве, мог наблюдать за строительством московской Мариинской больницы по проекту Жилярди и принимать это к сведению, — подметил Филиппов.
Затем лектор перешёл к описанию другого рязанского памятника, «который таит в себе массу загадок» — (современного филиала Московского государственного открытого университета или «Политеха»). Работы над этим зданием начались между 1808 и 1810 годами. На гравюре 1860-х годов можно видеть ещё сохранившиеся балкончики на колоннадах, которые опоясывали ротонды здания.
— Очень любопытная деталь, потому что Милюнов работает ансамблями, общими идеями. Какая здесь общая идея? Давайте представим, что мы с вами едем по улице Ленина, въезжаем на мост через Лыбедь и в поле нашего зрения оказываются два крупных здания: здание гимназии и на противоположном берегу реки стоит, точно так же ротондой выходя на улицу, здание Дворянского собрания. Здание Дворянского собрания — это памятник, чьё авторство совершенно точно, согласно документам, принадлежит Милюнову. Угловая часть с ротондой, портиком по улице Астраханской и на одну треть по улице Почтовой — это дом, спроектированный Милюновым. При проектировании задумывалось, что эти здания должны были связываться своими сходными элементами, использованными в оформлении угловых частей обоих зданий, выходящих на стратегическую для города точку. Ведь мост через Лыбедь был единственным в городе того времени каменным мостом, и по обе стороны реки были поставлены два монументальных здания, которые своими портиками и колоннами задавали определённый ритм. Поскольку совершенно точно известно, что автор Дворянского собрания Милюнов, а в облике гимназии присутствуют милюновские детали, можно предположить, что и гимназия также была спроектирована им.
Иногда задают вопрос: а почему Матвей Казаков не мог проектировать гимназию? Дело в том, что Казаков к тому времени, когда проектируется рязанская гимназия, уже несколько лет как отошёл от дел, и его сын писал в посмертном очерке об отце, что в последние годы великий зодчий сильно сожалел, что не может продолжать своих архитектурных занятий, потому что у него уже нет сил. Я очень сильно сомневаюсь, что рязанское дворянство, которое на покупку помещения для гимназии собирало деньги 20 лет, потом бросилось к Матвею Казакову составлять проект — опять же не для постройки, а для перестройки двух имеющихся зданий в одно. Эта задача была по всем позициям как раз для губернского архитектора, это была его должностная обязанность. Поэтому Милюнов, скорее всего, всё это и составлял, — так Дмитрий Филиппов прокомментировал миф о том, что знаменитый архитектор Матвей Казаков является автором Рязанской губернской гимназии, на которой сейчас висят надпись «Политехническiй институтъ» и мемориальная доска Казакову.
В заключение Дмитрий Филиппов рассказал, как Никифор Милюнов работал в губернии за пределами Рязани. Достаточно велика вероятность того, что Милюнов проектировал Торговые ряды в Ряжске, все архитектурные достоинства которых в настоящее время варварски изуродованы облицовочным кирпичом, и здание Касимовского уездного училища, которое не сохранилось.

Метки: Никифор Милюнов, архитектура, история, Дмитрий Филиппов
12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика
10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины
05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова
05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров
05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа
04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья
04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны
04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому
04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла
04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками
03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре
03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности
03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать
03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте
02.12.2025 17:46
В Рязани выставили на продажу трикотажное производство
02.12.2025 14:38
Галерея Летнего клуба Благородного собрания в Рязани грозила обрушиться без реставрации
02.12.2025 11:55
Рязанский филиал МГИК рассчитывает получить средства на ремонт здания в 2026 году
01.12.2025 16:16
В рязанском минтрансе рассказали о планах ремонта дороги в Дядьково
01.12.2025 15:28
«Зелёный сад – наш дом» наградил лучших в мире спортсменов-джитсеров
13:22
МегаФон получит 1500 базовых станций российского производителя YADRO
13:18
Шоу «Щелкунчик на льду с симфоническим оркестром» в Рязани перенесли
12:58
Иван Бахилов заложил первую плитку в полотно Соборной площади в Касимове
12:44
В Солотче и в Дядьково массово отключат холодную воду
12:23
Рязанки выступили на «Большом шлеме Токио» по дзюдо
11:42
Две трети ипотечных кредитов рязанцы берут на новостройки










