Подробности

ЧП

10 драм в рязанском небе

16.08.2014

На территории области в мирное время произошло несколько крупных авиакатастроф.

Все авиакатастрофы, о которых рассказывается в этом материале, произошли на территории нашего региона исключительно в мирное время. И, к сожалению, это далеко не полный список трагедий, случившихся в рязанском небе.

Два падения за год
19 июля 1977 года при выполнении испытательного полета на самолете Т-6-6 (Су-24) потерпел катастрофу летчик-испытатель первого класса Владимир Кречетов. Его неуправляемый самолет рухнул на окраине деревни Криуша Клепиковского района.

В тот роковой день Су-24 поднялся с подмосковного Жуковского, на сверхзвуковой трассе летчикам предстояло разогнать воздушную машину до максимума. Достигнув скорости 1380 км/час, самолет вдруг резко бросило влево, а спустя мгновение раздался взрыв. Члены экипажа Владимир Кречетов и Александр Иванов попытались катапультироваться, но система дала сбой… Иванову удалось вручную сбросить фонарь кабины и покинуть самолет.

7 июля 1978 года, спустя двенадцать месяцев, в том же самом месте на окраине деревни Криуша рухнул опытный Т-10/2 (Су-27) героя Советского Союза Евгения Соловьева, заслуженного летчика-испытателя СССР. Во время полета Соловьева возникли непредвиденные проблемы, машина буквально развалилась в воздухе, не оставив летчику ни единого шанса.

Столкновение при хорошей видимости
22 декабря 1953 года (по другим данным, 24 декабря) с аэродрома в Дягилеве поднялся многотонный Ту-4 — полковник Моспанов, недавно переведенный в Рязань с Украины, экзаменовал инструкторов. Спустя какое-то время с аэродрома в Дягилеве поднялся второй Ту-4, которому необходимо было налетать часы.

Непостижимым образом самолеты в условиях хорошей видимости столкнулись в небе на разворотном круге аэродрома (по воспоминаниям старожилов, катастрофа произошла неподалеку от деревни Козловка, но сведения нуждаются в уточнении). Никто из членов экипажей воздушный судов, а экипаж одного Ту-4 составляет 11 человек, не выжил. Летчиков похоронили на кладбище села Дягилево. Одинаковые пирамидальные надгробия в западной части погоста до сих пор напоминают рязанцам о былой трагедии…

Ошибка пилота и инструктора
В начале июня 1990 года потерпел аварию Ту-22М3, совершавший учебный полет. Экипаж из львовских Стрый переучивался летать на этом типе воздушных судов. Отрабатывались полет на сверхзвуковых скоростях на высоте 13 тысяч метров, а также отключение и запуск одного из двигателей во время ночного полета.

Инструктор — командир корабля — дал команду выключить правый двигатель. Оператор выключил генератор правого двигателя, а вот летчик по ошибке и невнимательности выключил левый двигатель… Вместо того чтобы попытаться вернуть машину к жизни, инструктор дал команду покинуть самолет, и все четверо летчиков катапультировались. Ту-22М3 рухнул в поле неподалеку от одной из деревень в летном коридоре между Щацком и Рязанью.

Авиакатастрофа в Пителино
27 июля 1974 года в поле у деревни Темирево Пителинского района рухнул учебный Ан-2ТП Сасовского летного училища, выполнявший тренировочный полет. Пилот-инструктор Иван Поляков и курсанты Михаил Гаврилов и Владимир Мальцев отрабатывали виражи с креном 15-30° и выполнение стандартных разворотов. Неожиданно самолет потерял управление и пошел вниз… Все три человека, находившиеся на борту самолета, погибли.

Причиной катастрофы стало отклонение триммера элерона левого крыла полностью вверх при выполнении правого виража, что вызвало резкое увеличение крена и снижение самолета. Отклонение триммера вверх могло произойти из-за самопроизвольного срабатывания электрической схемы управления триммером. Это могло случиться и из-за ошибочных действий экипажа.

Катастрофа Як-18Т в июле 2014 года
13 июля 2014 года примерно в 18.00 неподалеку от села Троица Спасского района разбился легкомоторный самолет Як-18Т. В авиакатастрофе погибли четыре человека: пилот Эдуард Рустамян, выпускник Тамбовского высшего военного авиационного училища 1989 года, и три пассажира. Самолет поднялся с аэродрома Панино Спасского района, однако по невыясненным обстоятельствам вскоре рухнул в окских лугах. О крушении самолета сообщил местный житель, косивший неподалеку траву.

Роковой полет
7 ноября 2012 года в 14.42 на полевом аэродроме Сасовского летного училища гражданской авиации в окрестностях райцентра Пителино потерпел катастрофу учебный Як-18. Погибли летчик-испытатель Владимир Мишиц и курсант Сасовского летного училища Дмитрий Федоров. После взлета и набора высоты с последующим разворотом у самолета отказал двигатель. Воздушное судно попыталось вернуться на базу, но предотвратить трагедию ни инструктор, ни курсант не смогли.

Международная авиационная комиссия пришла к следующим выводам относительно причин трагедии: «непринятие экипажем решения о прекращении полетов после многократного проявления признаков нештатной работы силовой установки», «недостаточная подготовка пилота-инструктора», «низкий уровень организации учебно-тренировочных полетов».

Ан-26 затонул в Оке
11 июля 1978 года при выполнении учебного полета потерпел катастрофу Ан-26. Через 7 минут 50 секунд после взлета с аэродрома Дягилево командир корабля, нарушив техническое задание, принял решение сажать воздушное судно с выключенным двигателем (одним из двух). Высота движения самолета в тот момент составляла всего 300 метров, скорость — 330 км/час.

Машина начала быстро терять высоту, непосредственно перед столкновением с землей экипажу удалось запустить правый авиамотор, но спасти ситуацию времени уже не было… На скорости порядка 200 км/час на больших углах атаки с убранными шасси и закрылками самолет упал на землю. Продолжая движение по полю, через 360 метров он достиг реки. После удара о гладь Оки Ан-26 развалился на три части и частично затонул. Экипаж (5 человек) погиб.

Двое взрослых и ребенок
22 июля 2012 года в 14.00 неподалеку от села Алеканово Рязанского района после выполнения нескольких сложных фигур высшего пилотажа упал в лесной массив легкомоторный частный самолет Ил-103. После столкновения с деревьями и землей воздушная машина загорелась. Жертвами авиакатастрофы стали двое взрослых мужчин и ребенок. Причиной падения самолета стала ошибка пилота. Известно, что в кабине Ил-103 находился летчик-испытатель Владимир Любим. По всей видимости, именно он «испытывал» машины на запредельных для нее нагрузках.

Смерть двух героев
9 мая 1939 года на аэродром в Дягилево при рязанских курсах подготовки командного состава прибыла группа летчиков-истребителей в количестве 19 человек для отработки ночных и «слепых» полетов. «Слепые» полеты предполагали пилотирование машины исключительно по показаниям приборов в кабине, закрытой специальным колпаком, имитирующим отсутствие видимости в реальных условиях. Командовать сбором назначили начальника инспекции военного совета ВВС РККА Анатолия Серова, Героя Советского Союза.

Первыми вылетели Михаил Якушин с напарником, вслед за ними полетели Анатолий Серов с Полиной Осипенко (к тому моменту она также носила звание Героя Советского Союза). Осипенко вела самолет, сидя в закрытой кабине, Серов находился в передней открытой кабине, координируя полет. Задания были выполнены успешно — самолет приземлился на аэродроме Дягилево.

Пока машины заправляли, Якушин подошел к Серову и Осипенко. Полина жаловалась на неэффективную работу указателя крена и скольжения. Авиатехник доложил, что недавно этот узел заменили, и, возможно, следует проверить исправность нового прибора.
— Сейчас я слетаю, и тогда решим, что делать, — взял инициативу в свои руки Серов…
Осипенко также села в самолет. Стрелки часов показывали 8.49. При взлете проблем не возникло. Но затем самолет по каким-то причинам сорвало в плоский штопор, и машина рухнула в поле неподалеку от села Высокое Рыбновского района. Серов и Осипенко погибли.

Прыжок на 5 метров
28 марта 1978 года в районе аэродрома Дягилево потерпел катастрофу самолет Ту-16. Действия членов экипажа привели к выключению обоих двигателей. Машина начала снижение… На высоте 600 метров экипаж оставил тщетные попытки вернуть двигатели к жизни. Командир решил сажать самолет «на брюхо». На скорости 290 км/час самолет с убранными закрылками коснулся земли, через 440 метров совершавшая аварийную посадку машина налетела на земляной бруствер высотой около метра, взмыла в воздух на высоту 3-5 метров и вновь рухнула на землю. В момент вторичного приземления разрушилась левая консоль (крыло) и оторвалась кабина. В общей сложности самолет «прошел» по земле 810 метров. Экипаж остался жив.

Евгений Баранцев



Поиск

17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30