Подробности

Деньги

Высшая математика

14.06.2010

Анализируя поисковые запросы россиян в Интернете, нетрудно определить, что больше всего волнует соотечественников. Первые позиции горячей десятки популярных тем весенне-летнего сезона 2010 занимают вопросы, связанные с ЕГЭ и поступлением выпускников школ в вузы.

Вполне понятное сезонное обострение внимания к данной теме в этом году подогрето скандальными историями вокруг ЕГЭ, как грибы растущими в регионах России. Если ещё несколько лет назад о коррупции в образовании говорили лишь в отношении высших учебных заведений, то ныне это хроническое заболевание захватило и общеобразовательные учреждения. Происходящее сегодня в системе образования лишний раз убеждает в том, что Россия — страна парадоксов. Когда Министерство образования РФ вводило ЕГЭ как основную форму выпускных и вступительных испытаний (первые эксперименты прошли в 2001 году), среди главных причин нововведения назывались борьба с коррупцией и предоставление всем школьникам равных возможностей получения дальнейшего образования. Однако в результате уровень всех форм протекционизма в образовательных учреждениях только увеличился.

По информации «Transperancy International» (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру), в сфере образования россияне дают взятки в 4 раза чаще, чем в судах, в 2 раза чаще, чем в медицинских учреждениях, и в 5 раз чаще, чем в регистрационных органах. Марк Левин, профессор Высшей школы экономики в Москве, изучавший данную проблему, отмечает: «В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на миллиард долларов — эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов». По оценкам Левина, неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тысяч долларов, и большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать экзамены и получить диплом. В летнюю сессию 2010 года ЮНЕСКО оценила объём коррупции в отечественных вузах в 150 миллионов долларов. Это первый парадокс.

Второй заключается в соотношении количества вузов и числа потенциальных студентов. Согласно данным Росстата, опубликованным на официальном сайте этого ведомства, количество высших учебных заведений в стране с 2000-го по 2010 год увеличилось с 965 до 2510 единиц. При этом численность населения в возрасте от 15 до 19 лет за этот же период сократилось почти на 5 миллионов человек. Министерство образования и науки РФ, в свою очередь, сообщило, что в этом году количество выпускников школ составит 822 тысячи человек, а бюджетных мест в университетах, академиях и институтах будет 498. Даже если предположить, что все 822 тысячи решат поступать исключительно в вузы, то конкурс на одно бюджетное место в среднем составит лишь 1,65 человека.

Если говорить о Рязани, то в 2009 году наши школы выпустили около 7500 одиннадцатиклассников, в этом году их будет и того меньше. Между тем, например, только РГУ и агротехнический университет готовы принять на бюджетную очную форму обучения 1227 человек. Если добавить к этому числу бюджетные места заочной формы обучения и бюджетные места других государственных вузов города, то соотношение мести выпускников, желающих получить высшее образование, приближается к пропорции 1:1.

Если посмотреть на ситуацию изнутри, то есть с позиции вузов, то борьба россиян за право получить высшее образование выглядит ещё более странной. Кроме 498 тысяч бюджетников отечественные вузы в 2010 году готовы принять дополнительно около 700 тысяч студентов на договорной (платной) основе. В свете перехода образовательных учреждений на автономную систему сохранить эти платные места для каждого вуза является сегодня задачей №1. Менеджмент вузов, в том числе и рязанских, в течение 2009-2010 учебного года предпринимал самые разнообразные PR-ходы, дабы привлечь потенциальных абитуриентов именно в своё учреждение.

Мнение же самих «определяющихся», а точнее — их родителей, по поводу возможности «поступить» ребёнка в вуз — это ещё одна сторона многогранной медали отечественной системы образования. В этой истории оставим за кадром вопрос о том, почему все должны получить именно высшее образование, а не среднеспециальное или среднетехническое. Это — тема отдельного разговора. Факт остаётся фактом: Всероссийский центр исследований общественного мнения констатирует, что стремление родителей дать ребёнку высшее образование любой ценой характеризует настроение подавляющего большинства россиян, имеющих детей в возрасте 15-17 лет. Так как ЕГЭ в настоящее время является основным (но не единственным) пропуском в студенчество, то предвузовские страсти начинают разгораться в среднем за два года до планируемого поступления.

В Рязани в текущем году студентов принимают 22 высших учебных заведения. Самыми востребованными отделениями, по итогам 2009 года, были готовящие специалистов в области программирования, туризма, международных отношений, психологии, юриспруденции, государственного и муниципального управления, иностранных языков, финансового менеджмента и бухучёта. Надо отметить, что эти данные, предоставленные приёмными комиссиями ведущих вузов региона, соответствуют общероссийской картине предпочтений абитуриентов. Например, по информации РГУ, в минувшем году на 15 бюджетных мест отделения «социокультурный сервис и туризм» было подано 233 заявления. Правда, по словам ответственного секретаря приёмной комиссии, оценить реальный конкурс очень сложно — ведь год назад подавать заявления можно было в неограниченное число вузов. С 2010 года введены ограничения: теперь абитуриент может претендовать лишь на б учебных заведений, выбрав в каждом не более 3 специальностей.

По мнению опрошенных родителей абитуриентов этого года, школьная программа и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ имеют мало общего. Это подтверждают и преподаватели школ. Сдать ЕГЭ без дополнительной подготовки с результатом, позволяющим претендовать на бюджетное место в вузе, практически невозможно. Система школьного образования всё ещё не способна подготовить детей к ЕГЭ должным образом. Здесь нужно учитывать, что далеко не все университеты и институты, равно как и не все специальности, пользуются одинаковым спросом. Взоры родителей в первую очередь направлены на столичные вузы и на наиболее популярные отделения. Репутация региональных образовательных учреждений, увы, не на высоте. Идя на поводу повышенного «покупательского спроса» на модные специальности, рязанские вузы открыли множество непрофильных отделений. Унизительно низкий уровень заработных плат преподавателей, как следствие, отсутствие возможности привлечь к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов, политика лояльного отношения к студентам, продиктованная необходимостью поддерживать определённую численность учащихся, не могли не отразиться на качестве образования.

Усугубляет ситуацию и постепенный переход рязанских вузов на болонскую систему — от подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров и введение рейтинго-модульной системы оценки знаний. Так, многие рязанские вузы с 2010 года полностью переходят на четырёхгодичное обучение. Это приводит к смене учебных программ, дестабилизации учебного процесса в целом. Правда, эти проблемы актуальны и для рейтинговых вузов. Но инерционная популярность столичного образования, а вероятнее всего, надежда на то, что студенту удастся впоследствии стать жителем Москвы или Санкт-Петербурга, уводят наиболее способную молодёжь из регионов.

Итак, желание обеспечить ребёнку лучшую долю заставляет родителей выкладывать немалые суммы задолго до сдачи ЕГЭ. В этом году данные меры приобрели особую актуальность. Дело в том, что согласно принятым поправкам в правила приёма в вузы, отныне учебные заведения имеют право устанавливать свой «проходной» балл ЕГЭ, отличный от порога, который объявляет Рособрнадзор. Репетиторов по обязательным предметам ЕГЭ приглашают, начиная с 10 класса. Средняя ежемесячная сумма оплаты «дополнительного образования» в Рязани равна 15 тысячам рублей. Репетиторство в Москве обходится как минимум в 2 раза дороже. Наиболее востребованными репетиторами становятся преподаватели тех вузов, в которые планируют поступать сегодняшние школьники. Нередко в этой роли выступают и учителя школ.

Кроме обязательных предметов, знания «подтягивают» и по тем, которые составляют основу дополнительных испытаний при поступлении в вуз. То, что ЕГЭ является основным вступительным экзаменом, — не совсем так. Упомянутые выше правила позволяют вузам проводить дополнительные испытания при поступлении на специальности, требующие определённых творческих или иных навыков, талантов и способностей. Перечень специальностей строго регламентирован и состоит из 77 наименований. Можно ли назвать вынужденные траты на подготовку ЕГЭ проявлением коррупции в образовании, вопрос спорный. Но то, что «дополнительные испытания» стали возможностью для манипулирования абитуриентами и их родителями, сомневаться не приходится. Творческие конкурсы, собеседования и проч. приобрели неофициальный статус «главного» экзамена, ведь итоговый результат складывается с учётом их прохождения. Родители рязанских школьников, активно зондирующие почву вокруг вузов, делились информацией о предложениях, гарантирующих 100% поступление на бюджетные места. Стоимость такой протекции в нашем городе составляет от 45 до 120 тысяч рублей.

Если у кого-то сложилось мнение, что протекции востребованы лишь при поступлении на бюджет, это не совсем так. Например, в одном из местных вузов в 2009 году на узкоспециализированном платном отделении образовался конкурс абитуриентов. Предпочтение было отдано тем поступающим, родители которых внесли на расчётный счёт образовательного учреждения добровольное пожертвование. В целом же стоимость внебюджетного очного обучения в Рязани варьируется в пределах 30-80 тысяч рублей за учебный год.

Еще одной лазейкой для ненасытной коррупции являются льготные и целевые места. Правда, так как в России с коррупцией ведётся ожесточённая борьба, в 2010 году внесли некоторые поправки, касающиеся этих категорий абитуриентов. Во-первых, вуз получил право перепроверять справки тех, кто претендует на льготное поступление. Во-вторых, планируют сократить число категорий льготников (сейчас таковых более 150). В-третьих, бороться собираются и с наплывом целевиков — со следующего года под них выделят всего 20% бюджетных мест вместо 30%. Но, несмотря на все тяготы современного абитуриента, невзирая на то, что реформы в системе образования вынуждают соотечественников принимать неудобные позы, немало рязанских школьников в последние годы успешно прошли вступительные экзамены как в региональные, так и в столичные (а иногда и зарубежные) вузы, причём без протекций и финансовых вливаний.

Светлана Максимова

Юлия Серова, мама абитуриента 2009 года
— Шанс поступить в вуз есть и у тех детей, которые не готовились дополнительно. Например, в школе, где учился мой ребёнок, ЕГЭ по русскому языку и литературе многие выпускники сдали с высоким баллом без репетиторства. У нас был очень сильный педагог. Так же можно поступить в невостребованный вуз на непопулярную специальность. Если же есть намерения дать детям хорошее образование в престижном университете, то без репетиров не обойтись. Да и без протекций сегодня поступить сложно.

Ирина Попова, мама абитуриента 2010 года
— Уровень подготовки современных школьников не соответствует уровню, необходимому для сдачи ЕГЭ. Если ребёнок не готовился дополнительно, то двери вуза закрываются перед ним автоматически. Школьная система просто не успела перестроиться. Что касается подмены результатов ЕГЭ, то, насколько мне известно, в Рязани это невозможно. Система работает чётко. Но на репетиров тратиться приходится. По каждому предмету в неделю нужно час-два дополнительных занятий. Стоимость академического часа составляет 500-800 рублей. Если репетиторство ведётся по трём предметам, то месяц занятий обходится в 12~15 тысяч рублей. Мой ребёнок готовится поступать на специальность, которая предполагает дополнительный вузовский экзамен. Так что нам пришлось идти на существенные траты. В случае, если у абитуриентов будут одинаковые результаты ЕГЭ, то решение будет приниматься на основе результатов дополнительного испытания. В общем, образование давно перестало быть бесплатным.

Артём Павлов, бывший преподаватель вуза
— Взятка в стенах высших учебных заведений на сегодня оправдана большинством. Следовательно — это социальная норма. Но это в том случае, когда инициатор — студент (его родители). Преподавателю сложно, хотя и можно, сопротивляться настойчивым его просьбам, тем более, что всегда найдётся «дальний родственник» на тот случай, если вы откажете в позитивной оценке совершенно — ни бесплатно, ни за плату. Более того, взятка — это уже институт гражданского общества. Она, правда, развёртывается на нескольких уровнях, некоторые из которых даже легальны. Например, зачисление на контракт без реальных экзаменов, зачисление на бюджет при взносе в благотворительный фонд, платное «обучение» на довузовской подготовке, «помощь» кафедре в виде материалов учебного назначения, на которые у университета средств не хватает. К нелегальным взяткам можно отнести «решение вопроса» по инициативе студента через или в обход ведущего преподавателя и вымогательство со стороны преподавателя. Думаю, что в подавляющем большинстве случаев взятка даётся по инициативе студентов. И, прежде всего, в связи с тем, что они пришли в вуз в массе своей благодаря первым трём видам «легальных» взяток. Следовательно — они изначально не готовы к учёбе.

«Совет директоров», №23/2010


Метки: образование, ЕГЭ, коррупция


Поиск

09.12.2025 14:02
Треть всех новых сайтов Т2 за 2025 год построены на отечественном оборудовании

09.12.2025 12:50
В Рязанской области поднимут максимальный размер родительской платы за детсад

09.12.2025 11:51
Рязанская НПК провела отборочный тур корпоративного творческого фестиваля

08.12.2025 17:11
На улице Соборной в Рязани строят бизнес-центр «ЦЕХ 21А»

08.12.2025 16:25
РЭСК подарила специализированные книги для слабовидящих детей

08.12.2025 12:02
На месте ТЦ «Зельгрос» готовятся разместить производство детских товаров из пластика

08.12.2025 10:49
Рязанская область заняла 43 место в рейтинге по доступности покупки автомашины

05.12.2025 14:53
В Рязани нашли инвестора на восстановление Дома священника Любомудрова

05.12.2025 12:17
В Рязанской области ввели новые ограничения для иноагентов и коррупционеров

05.12.2025 10:32
В больнице №11 Рязани готовится к открытию центр амбулаторного диализа

04.12.2025 17:25
Под Рязанью возведут более 80 тысяч квадратных метров малоэтажного жилья

04.12.2025 15:33
Для новогодних праздников в лесничествах Рязанской области заготовят ели и сосны

04.12.2025 12:25
T2 дарит новогодние подарки каждому

04.12.2025 12:01
Средняя зарплата в Рязанской области выросла

04.12.2025 10:10
В Рязанской области увеличили максимальный размер платы за пользование платными парковками

03.12.2025 16:47
Павел Малков предложил реализовать проект «Театр «Переход» в Рязанском драмтеатре

03.12.2025 14:20
Рязанское правительство одобрило законопроект о ремесленной деятельности

03.12.2025 11:59
Здание рязанского правительства на улице Ленина начинают ремонтировать

03.12.2025 09:12
В Рязани презентовали книгу о художнике-орнаменталисте

09.12.2025 17:53
Концерт комика Нурлана Сабурова в Рязани отменили

09.12.2025 17:28
Арестован водитель, сбивший насмерть девочку и её отца в Кадомском районе

09.12.2025 17:21
Энергетики повышают надёжность электроснабжения потребителей трёх населённых пунктов Рязанского района

09.12.2025 17:16
В Рязанской области зарплата сварщиков намного превышает ожидания соискателей

09.12.2025 17:03
Павел Малков призвал поощрять работодателей за качественную корпоративную социальную политику

09.12.2025 16:45
В столкновении двух грузовиков под Рязанью погиб человек

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2025   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Предупреждение

При использовании данного интернет-ресурса происходит обработка и передача поведенческих и персональных данных пользователей в систему аналитики Яндекс.Метрика и Рамблер