Подробности

Деньги

Высшая математика

14.06.2010

Анализируя поисковые запросы россиян в Интернете, нетрудно определить, что больше всего волнует соотечественников. Первые позиции горячей десятки популярных тем весенне-летнего сезона 2010 занимают вопросы, связанные с ЕГЭ и поступлением выпускников школ в вузы.

Вполне понятное сезонное обострение внимания к данной теме в этом году подогрето скандальными историями вокруг ЕГЭ, как грибы растущими в регионах России. Если ещё несколько лет назад о коррупции в образовании говорили лишь в отношении высших учебных заведений, то ныне это хроническое заболевание захватило и общеобразовательные учреждения. Происходящее сегодня в системе образования лишний раз убеждает в том, что Россия — страна парадоксов. Когда Министерство образования РФ вводило ЕГЭ как основную форму выпускных и вступительных испытаний (первые эксперименты прошли в 2001 году), среди главных причин нововведения назывались борьба с коррупцией и предоставление всем школьникам равных возможностей получения дальнейшего образования. Однако в результате уровень всех форм протекционизма в образовательных учреждениях только увеличился.

По информации «Transperancy International» (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру), в сфере образования россияне дают взятки в 4 раза чаще, чем в судах, в 2 раза чаще, чем в медицинских учреждениях, и в 5 раз чаще, чем в регистрационных органах. Марк Левин, профессор Высшей школы экономики в Москве, изучавший данную проблему, отмечает: «В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на миллиард долларов — эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов». По оценкам Левина, неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тысяч долларов, и большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать экзамены и получить диплом. В летнюю сессию 2010 года ЮНЕСКО оценила объём коррупции в отечественных вузах в 150 миллионов долларов. Это первый парадокс.

Второй заключается в соотношении количества вузов и числа потенциальных студентов. Согласно данным Росстата, опубликованным на официальном сайте этого ведомства, количество высших учебных заведений в стране с 2000-го по 2010 год увеличилось с 965 до 2510 единиц. При этом численность населения в возрасте от 15 до 19 лет за этот же период сократилось почти на 5 миллионов человек. Министерство образования и науки РФ, в свою очередь, сообщило, что в этом году количество выпускников школ составит 822 тысячи человек, а бюджетных мест в университетах, академиях и институтах будет 498. Даже если предположить, что все 822 тысячи решат поступать исключительно в вузы, то конкурс на одно бюджетное место в среднем составит лишь 1,65 человека.

Если говорить о Рязани, то в 2009 году наши школы выпустили около 7500 одиннадцатиклассников, в этом году их будет и того меньше. Между тем, например, только РГУ и агротехнический университет готовы принять на бюджетную очную форму обучения 1227 человек. Если добавить к этому числу бюджетные места заочной формы обучения и бюджетные места других государственных вузов города, то соотношение мести выпускников, желающих получить высшее образование, приближается к пропорции 1:1.

Если посмотреть на ситуацию изнутри, то есть с позиции вузов, то борьба россиян за право получить высшее образование выглядит ещё более странной. Кроме 498 тысяч бюджетников отечественные вузы в 2010 году готовы принять дополнительно около 700 тысяч студентов на договорной (платной) основе. В свете перехода образовательных учреждений на автономную систему сохранить эти платные места для каждого вуза является сегодня задачей №1. Менеджмент вузов, в том числе и рязанских, в течение 2009-2010 учебного года предпринимал самые разнообразные PR-ходы, дабы привлечь потенциальных абитуриентов именно в своё учреждение.

Мнение же самих «определяющихся», а точнее — их родителей, по поводу возможности «поступить» ребёнка в вуз — это ещё одна сторона многогранной медали отечественной системы образования. В этой истории оставим за кадром вопрос о том, почему все должны получить именно высшее образование, а не среднеспециальное или среднетехническое. Это — тема отдельного разговора. Факт остаётся фактом: Всероссийский центр исследований общественного мнения констатирует, что стремление родителей дать ребёнку высшее образование любой ценой характеризует настроение подавляющего большинства россиян, имеющих детей в возрасте 15-17 лет. Так как ЕГЭ в настоящее время является основным (но не единственным) пропуском в студенчество, то предвузовские страсти начинают разгораться в среднем за два года до планируемого поступления.

В Рязани в текущем году студентов принимают 22 высших учебных заведения. Самыми востребованными отделениями, по итогам 2009 года, были готовящие специалистов в области программирования, туризма, международных отношений, психологии, юриспруденции, государственного и муниципального управления, иностранных языков, финансового менеджмента и бухучёта. Надо отметить, что эти данные, предоставленные приёмными комиссиями ведущих вузов региона, соответствуют общероссийской картине предпочтений абитуриентов. Например, по информации РГУ, в минувшем году на 15 бюджетных мест отделения «социокультурный сервис и туризм» было подано 233 заявления. Правда, по словам ответственного секретаря приёмной комиссии, оценить реальный конкурс очень сложно — ведь год назад подавать заявления можно было в неограниченное число вузов. С 2010 года введены ограничения: теперь абитуриент может претендовать лишь на б учебных заведений, выбрав в каждом не более 3 специальностей.

По мнению опрошенных родителей абитуриентов этого года, школьная программа и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ имеют мало общего. Это подтверждают и преподаватели школ. Сдать ЕГЭ без дополнительной подготовки с результатом, позволяющим претендовать на бюджетное место в вузе, практически невозможно. Система школьного образования всё ещё не способна подготовить детей к ЕГЭ должным образом. Здесь нужно учитывать, что далеко не все университеты и институты, равно как и не все специальности, пользуются одинаковым спросом. Взоры родителей в первую очередь направлены на столичные вузы и на наиболее популярные отделения. Репутация региональных образовательных учреждений, увы, не на высоте. Идя на поводу повышенного «покупательского спроса» на модные специальности, рязанские вузы открыли множество непрофильных отделений. Унизительно низкий уровень заработных плат преподавателей, как следствие, отсутствие возможности привлечь к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов, политика лояльного отношения к студентам, продиктованная необходимостью поддерживать определённую численность учащихся, не могли не отразиться на качестве образования.

Усугубляет ситуацию и постепенный переход рязанских вузов на болонскую систему — от подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров и введение рейтинго-модульной системы оценки знаний. Так, многие рязанские вузы с 2010 года полностью переходят на четырёхгодичное обучение. Это приводит к смене учебных программ, дестабилизации учебного процесса в целом. Правда, эти проблемы актуальны и для рейтинговых вузов. Но инерционная популярность столичного образования, а вероятнее всего, надежда на то, что студенту удастся впоследствии стать жителем Москвы или Санкт-Петербурга, уводят наиболее способную молодёжь из регионов.

Итак, желание обеспечить ребёнку лучшую долю заставляет родителей выкладывать немалые суммы задолго до сдачи ЕГЭ. В этом году данные меры приобрели особую актуальность. Дело в том, что согласно принятым поправкам в правила приёма в вузы, отныне учебные заведения имеют право устанавливать свой «проходной» балл ЕГЭ, отличный от порога, который объявляет Рособрнадзор. Репетиторов по обязательным предметам ЕГЭ приглашают, начиная с 10 класса. Средняя ежемесячная сумма оплаты «дополнительного образования» в Рязани равна 15 тысячам рублей. Репетиторство в Москве обходится как минимум в 2 раза дороже. Наиболее востребованными репетиторами становятся преподаватели тех вузов, в которые планируют поступать сегодняшние школьники. Нередко в этой роли выступают и учителя школ.

Кроме обязательных предметов, знания «подтягивают» и по тем, которые составляют основу дополнительных испытаний при поступлении в вуз. То, что ЕГЭ является основным вступительным экзаменом, — не совсем так. Упомянутые выше правила позволяют вузам проводить дополнительные испытания при поступлении на специальности, требующие определённых творческих или иных навыков, талантов и способностей. Перечень специальностей строго регламентирован и состоит из 77 наименований. Можно ли назвать вынужденные траты на подготовку ЕГЭ проявлением коррупции в образовании, вопрос спорный. Но то, что «дополнительные испытания» стали возможностью для манипулирования абитуриентами и их родителями, сомневаться не приходится. Творческие конкурсы, собеседования и проч. приобрели неофициальный статус «главного» экзамена, ведь итоговый результат складывается с учётом их прохождения. Родители рязанских школьников, активно зондирующие почву вокруг вузов, делились информацией о предложениях, гарантирующих 100% поступление на бюджетные места. Стоимость такой протекции в нашем городе составляет от 45 до 120 тысяч рублей.

Если у кого-то сложилось мнение, что протекции востребованы лишь при поступлении на бюджет, это не совсем так. Например, в одном из местных вузов в 2009 году на узкоспециализированном платном отделении образовался конкурс абитуриентов. Предпочтение было отдано тем поступающим, родители которых внесли на расчётный счёт образовательного учреждения добровольное пожертвование. В целом же стоимость внебюджетного очного обучения в Рязани варьируется в пределах 30-80 тысяч рублей за учебный год.

Еще одной лазейкой для ненасытной коррупции являются льготные и целевые места. Правда, так как в России с коррупцией ведётся ожесточённая борьба, в 2010 году внесли некоторые поправки, касающиеся этих категорий абитуриентов. Во-первых, вуз получил право перепроверять справки тех, кто претендует на льготное поступление. Во-вторых, планируют сократить число категорий льготников (сейчас таковых более 150). В-третьих, бороться собираются и с наплывом целевиков — со следующего года под них выделят всего 20% бюджетных мест вместо 30%. Но, несмотря на все тяготы современного абитуриента, невзирая на то, что реформы в системе образования вынуждают соотечественников принимать неудобные позы, немало рязанских школьников в последние годы успешно прошли вступительные экзамены как в региональные, так и в столичные (а иногда и зарубежные) вузы, причём без протекций и финансовых вливаний.

Светлана Максимова

Юлия Серова, мама абитуриента 2009 года
— Шанс поступить в вуз есть и у тех детей, которые не готовились дополнительно. Например, в школе, где учился мой ребёнок, ЕГЭ по русскому языку и литературе многие выпускники сдали с высоким баллом без репетиторства. У нас был очень сильный педагог. Так же можно поступить в невостребованный вуз на непопулярную специальность. Если же есть намерения дать детям хорошее образование в престижном университете, то без репетиров не обойтись. Да и без протекций сегодня поступить сложно.

Ирина Попова, мама абитуриента 2010 года
— Уровень подготовки современных школьников не соответствует уровню, необходимому для сдачи ЕГЭ. Если ребёнок не готовился дополнительно, то двери вуза закрываются перед ним автоматически. Школьная система просто не успела перестроиться. Что касается подмены результатов ЕГЭ, то, насколько мне известно, в Рязани это невозможно. Система работает чётко. Но на репетиров тратиться приходится. По каждому предмету в неделю нужно час-два дополнительных занятий. Стоимость академического часа составляет 500-800 рублей. Если репетиторство ведётся по трём предметам, то месяц занятий обходится в 12~15 тысяч рублей. Мой ребёнок готовится поступать на специальность, которая предполагает дополнительный вузовский экзамен. Так что нам пришлось идти на существенные траты. В случае, если у абитуриентов будут одинаковые результаты ЕГЭ, то решение будет приниматься на основе результатов дополнительного испытания. В общем, образование давно перестало быть бесплатным.

Артём Павлов, бывший преподаватель вуза
— Взятка в стенах высших учебных заведений на сегодня оправдана большинством. Следовательно — это социальная норма. Но это в том случае, когда инициатор — студент (его родители). Преподавателю сложно, хотя и можно, сопротивляться настойчивым его просьбам, тем более, что всегда найдётся «дальний родственник» на тот случай, если вы откажете в позитивной оценке совершенно — ни бесплатно, ни за плату. Более того, взятка — это уже институт гражданского общества. Она, правда, развёртывается на нескольких уровнях, некоторые из которых даже легальны. Например, зачисление на контракт без реальных экзаменов, зачисление на бюджет при взносе в благотворительный фонд, платное «обучение» на довузовской подготовке, «помощь» кафедре в виде материалов учебного назначения, на которые у университета средств не хватает. К нелегальным взяткам можно отнести «решение вопроса» по инициативе студента через или в обход ведущего преподавателя и вымогательство со стороны преподавателя. Думаю, что в подавляющем большинстве случаев взятка даётся по инициативе студентов. И, прежде всего, в связи с тем, что они пришли в вуз в массе своей благодаря первым трём видам «легальных» взяток. Следовательно — они изначально не готовы к учёбе.

«Совет директоров», №23/2010


Метки: образование, ЕГЭ, коррупция


Поиск

01.05.2024 12:15
Обнародовано расписание освящения пасхальных куличей в Рязани

01.05.2024 07:53
Рязанскую область атаковал украинский беспилотник

27.04.2024 17:14
Рязанцам рассказали, как экономить время и деньги на онлайн-сервисах

27.04.2024 14:25
В Сараевском районе починят дорогу за 262 миллиона рублей

26.04.2024 17:52
В Рязани подвели итоги гастрольного тура русского народного хора имени Попова

26.04.2024 14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

26.04.2024 12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

26.04.2024 11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

26.04.2024 09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

08:46
В Рязани на Северной окружной дороге произошло серьёзное ДТП

01.05.2024 17:48
В Сасовском районе предприниматель выращивает оленей и форель

01.05.2024 17:19
Остановку в Дашково-Песочне в Рязани «украсили» электросамокатами

01.05.2024 16:33
Учёные РГРТУ разработали новые двигатели для микроспутников

01.05.2024 16:09
В Александро-Невском районе пенсионер умер во время работы на огороде

01.05.2024 15:46
Касимову присвоили почётное звание «Город трудовой славы»

01.05.2024 15:17
Для рязанцев запустили «горячую линию» по профилактике клещевого энцефалита

01.05.2024 14:51
Вместо заработка на оценке отелей рязанцы могут лишиться денег

01.05.2024 14:08
Рязанцев предупредили о резком похолодании

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Май 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31