Подробности

Компас

Северные берега

29.08.2014

Путешественники продвигаются через северо-западную оконечность острова Шпицберген и находятся в районе фьорда Магдалена. Здоровье участников проекта нормальное, за исключением явлений морской болезни.

1 сентября экспедиция возвращается в Россию. Руководитель экспедиции Михаил Малахов связался с Рязанью по спутниковому телефону и рассказал:
— Северная часть нашего маршрута оказывается не менее напряжённой, чем южная. Нельзя сказать, что у нас есть какой-то жёсткий график. Полярный день нарушает привычный ритм, и поэтому мы работаем в зависимости от погодных условий, от видимости, от реальной ситуации, от места причаливания, от возможности судна подойти к берегу и так далее. Поэтому все это создает напряжённый график. И это, конечно, приводит к усталости. Но, несмотря на это, энтузиазм по обследованию сигналов не пропадает. Самый интересный из последних посещенных нами — это точка базисной линии, которой занимались шведские исследователи. Так называемая северная базисная линия длиннее, чем в южной части, где работали русские исследователи, и находится в более комфортных условиях. Если на юге это тундра, болота, то здесь мы шли как по лётному полю, по мелкой утрамбованной гальке — такое впечатление, что здесь кто-то когда-то построил аэродром. Но нет, это чисто природное явление. Шведская базисная линия расположена на полуострове Хекла. Нам удалось обнаружить начало этой линии и первый сигнал. На старых фотографиях 1900 года мы видели, что представляет собой этот необычный сигнал. Большой деревянный треугольник высотой более двух метров, на котором стоит четырёхметровый металлический шест с металлическим же ромбом наверху, и шесть растяжек по сторонам. На фотографиях, сделанных с самолётов, мы видели останки сигнала в виде россыпи камней. Но, когда пришли на место, то подивились. Понятно, что металлический сигнал рухнул, а вот деревянный сохранился и стоит прочно вот уже 115 лет. Действительно, мы убедились, что конструкция сделана надёжно. А металлический сигнал валяется тут же, весь проржавевший, но очень легко разобраться в его конструкции, что мы, естественно, и сделали.

Также поразительно, что рядом, впервые на шведской части исследования, мы обнаружили место лагеря, поскольку трудно было проводить работы, не отойдя от базы на большое расстояние, а это требовало разбивки лагеря. Нашли место палаток. И больше всего нас, конечно, поразил хорошо сохранившийся ящик с бутылками известного шведского пива «Урсула». Трудно понять этот факт. Мы говорим о жёстких условиях, в которых приходится работать здесь, в Арктике, а здесь — ящик с пивом. Конечно, пиво не сохранилось, просто бутылки, но это даёт некоторое новое представление о том, как были организованы работы во время этой знаменитой полярной экспедиции.

К сожалению, полярные льды не позволили нам посмотреть самый северный остров — остров Росса и расположенные с ним рядом другие острова, на которых расположены дополнительные сигналы. Льды мы встречали на всем маршруте, точнее — осколки айсбергов, которые поставляют многочисленные на Шпицбергене ледники. А на севере мы встретили паковый лёд, который всегда существует в Северном ледовитом океане. Северные ветра нагнали его в большом количестве, что не позволило пробиться к северным островам — крайней точке нашего маршрута. Мы дошли до 80 градусов 19 минут северной широты и видели те самые острова, но реальной возможности зайти туда не было.

Последняя точка, на которой мы рассмотрели сигнал, но уже не смогли высадиться — это мыс Ганстен. Это, скорее всего, такой же каменный сигнал, какой шведские учёные ставили на месте не выдержавших испытание даже одной зимой металлических сигналов. Поэтому мы можем сказать, что маршрут мы прошли или просмотрели практически полностью. И имеем полную картину о тех условиях, в которых проходила экспедиция по градусному измерению.

Но одними сигналами наша работа не заканчивается. Впереди несколько точек, уже на пути к югу, на пути к Лонгиеру, которые тесно связаны с историей российско-шведской экспедиции по измерению дуги меридиана Свальбард, и мы обязательно их посетим. А сейчас несколько слов о тех встречах, которые у нас состоялись. Мы встретили российских геологов, которые работали недалеко от полуострова Хекла и которым мы должны были передать небольшую продуктовую посылку из российского поселка Баренцбург. Приятно было увидеть российские лица, поговорить по-русски, особенно это было приятно для Максима Трубникова и Михаила Другова, они из Воронежа, а один из геологов — студент Воронежского университета. Земляки встретились. Ребята работают уже два месяца здесь, на северной оконечности острова Шпицберген, и для них наша встреча, тем более, с продуктовыми гостинцами, была приятной. Пару часов мы провели в общении на яхте, обменялись информацией, последними новостями, рассказами о работах, которые проделали. И мы испытывали, конечно, испытывали колоссальное удовлетворение от такой встречи на самом крайнем севере.

Северные берега порадовали нас ещё и многочисленной живностью. Мы видели практически всё, чем богат животный мир Шпицбергена. Всё, кроме белых медведей. Но это не та встреча, об отсутствии которой можно жалеть. Это я знаю по собственному предыдущему опыту путешествий в арктических районах. Много китов в этих местах. Мы видели их практически каждый день, некоторые подплывали достаточно близко. Были дельфины. Нерпа выплыла буквально в пяти метрах от нас и не собиралась уплывать назад, буквально позировала для фотокорреспондентов нашей экспедиции. Северные олени тоже нас порадовали, особенно во время посещения шведской базисной линии. С рук мы их не кормили, но могли наблюдать их вблизи. Северных оленей мы могли наблюдать на вершинах гор, недалеко от сигналов. Здесь есть растительность, которая является скудным, но всё-таки кормом для этих неприхотливых животных. Про моржей я уже упоминал. Моржи — это постоянные жители этих краёв, и мы уже несколько раз встречались с ними. Впечатляющие животные. К нам они относились достаточно дружелюбно. Но когда Эмин Добарджич и Никита Сафонов на одной из наших стоянок у мыса Феншейв отправились прокатиться на морских каяках, было не до радости, когда стадо моржей окружило два их утлых судёнышка. Хорошо, что всё закончилось приветственным помахиванием клыками, но не любопытством изучить, что же за суда беспокоили морских жителей в их родных водах.

Очень много птиц. Некоторые из них, кстати, весьма агрессивны. Неоднократно во время высадок на нас нападали чайки, крачки, так называемые небольшие птицы. Они просто защищали свои гнезда, поскольку, как я уже упоминал, птиц много. Чайки защищали отложенные яйца, особенно в начале экспедиции, а сейчас от нас убегали в разные стороны птенцы. Также, как и куропатки. Самые крупные из них были на горе Феншейв, непуганые, подходили близко. Хорошо, что у нас нет проблем с продуктами, и мы не ставили задачу добывать пропитание охотой. Эти куропатки могли бы быть легкой добычей для нас. А вот с рыбой нам не повезло, хотя местные воды богаты рыбой. Наши норвежские коллеги рассказывали нам, как на пути к Шпицбергену вылавливали огромную треску, свежей рыбой во время трапезы мы ещё не полакомились. Надеюсь, в последние дни нам повезёт. Вот такие встречи с животным миром были в этих арктических необъятных просторах вокруг Шпицбергена.

Сергей Семёнов


Метки: Арктика, Михаил Малахов, туризм


Поиск

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30