Подробности

Беседка

Музейные тайны Бориса Иогансона

18.09.2014

Рязанский музей-заповедник Сергея Есенина столкнулся с высокой конкуренцией на музейном рынке.

Если попросить любого жителя Рязани назвать знаковое имя, символизирующее родные места, абсолютное большинство, практически не задумываясь, скажет: «Сергей Есенин!» И гостей своих из других городов мы в первую очередь повезем в Константиново. Нет, конечно, есть у нас много других достопримечательностей, и великими земляками Рязанская земля не обижена. Но все же именно Константиново и его золотоволосый уроженец — душа нашего края, его любовь и особая гордость. Возможно, поэтому личность директора музея-заповедника Сергея Есенина всегда вызывает повышенный интерес.

Сегодняшний гость нашей рубрики «Нерабочее настроение» Борис Иогансон — представитель знаменитой творческой династии, выпускник Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской академии художеств и Международного эколого-политологического университета. Именно этот интереснейший человек последние четыре года возглавляет музей-заповедник Сергея Есенина в Константиново.

Наследие прадеда
— Борис Игоревич, в качестве аватара в социальной сети вы выбрали знаменитую картину вашего прадеда и тезки «Допрос коммунистов». Почему?
— Могу привести как минимум десять объяснений, и каждое из них будет искренним и правдивым. Хотя на самом деле в этом нет никакого глубокого подтекста. Просто для меня важна связь с моей семейной историей, а эта картина сразу же дает понять, что это тот самый Иогансон, точнее, прямой потомок того самого Иогансона.

— У вашего знаменитого прадеда было много других довольно известных картин, но вы почему-то выбрали именно эту…
— Наверное, она более всего отражает ощущения музейного работника в сегодняшнем мире. Шутка, конечно. Хотя, как говорится, в каждой шутке есть большая доля шутки…

Думаю, что здесь нужен небольшой комментарий. Прадед моего собеседника Борис Владимирович Иогансон, как принято писать в энциклопедии, — русский, советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор. С 1958 по 1962 год — президент Академии художеств Советского Союза. Фигура Бориса Владимировича была далеко не столь однозначна, как представляют академические справочники. Талантливый художник, он пытался примирить традиции русской реалистической школы с требованиями советской идеологии. Какие жертвы ему приходилось приносить и на какие творческие компромиссы идти, говорить не приходится.

Нарушитель традиций
— Давайте еще немного поговорим о вашей семейной истории… Это правда, что ваш род имеет шведские корни?
— Правда. Мои предки появились в России в 18-м столетии. В основном это были «служивые» люди. Занимались коммерческой деятельностью.

— Но вот уже несколько поколений ваша семья занимается исключительно художественным творчеством?
— Как это ни странно, я должен был стать первым, кто нарушил эту традицию. В начале 90-х годов профессия искусствоведа (а я по своему первому образованию искусствовед) не пользовалась особой популярностью. Я решил круто поменять судьбу и поступил на юридический факультет коммерческого института. Работал в банке, потом два года занимался юридической практикой. Ну а затем судьба опять сделала крутой вираж, и я вернулся в музей. Наверное, кровь позвала, ведь я потомственный музейный работник. Кстати, прадед был не только одним из крупнейших художников своего времени, апологетом соцреализма, но и долгое время возглавлял Третьяковскую галерею. А дед работал в Эрмитаже. Так что я музейщик в нескольких поколениях. Папа у меня скульптор, жена — художник, ее родители — тоже.

Директор должен быть… юристом
— Интересно, а на каких аспектах права вы специализировались?
— В основном занимался делами, связанными с компенсацией морального и материального ущерба.

— Ваш юридический опыт помогает в музейной работе?
— Безусловно. Ведь директор — это прежде всего административный работник, и он обязан квалифицированно разбираться во всех юридических вопросах.

Интересно, что Борис Игоревич Иогансон, возможно, первый профессиональный музейщик на этом знаковом посту. За его плечами — работа в Государственном музее искусств народов Востока. Борис Игоревич занимал должность начальника отдела зарубежных связей, протокола и маркетинговых исследований. Участвовал в организации более 150 международных и российских выставочных проектов. Так что опыт у него богатый, особенно если учесть, что моему собеседнику только сорок лет — возраст главных свершений.

— Каждому, кто становится директором Музея-заповедника в Константиново, приходится выдерживать сравнение с первым руководителем музея Владимиром Астаховым, легендарным Исаевичем. Вы знакомы?
— Конечно. Владимир Исаевич удивительный человек. Его вклад в становление музея неоценим. Преданность делу, беззаветный энтузиазм позволили ему создать замечательную экспозицию, сохранить бесценные экспонаты, свидетельства жизни Есенина. Но сегодня важен профессиональный, возможно, более прагматичный подход. Романтика — дело хорошее, но время диктует нам несколько иные задачи и взгляды.

— Если можно, на ином взгляде хотелось бы остановиться поподробнее…
— Музей-заповедник представляет собой многофункциональный культурный центр не только областного, но и всероссийского значения. Ежегодно пополняется музейная коллекция, вводятся новые объекты. Мы внедряем новые музейные технологии. Это важно — быть на уровне ведущих музеев мира. Ведь конкуренция на музейном рынке довольно высока.

Деликатный вопрос
— Как-то странно слышать слова «рынок», «конкуренция» применительно к музейной работе…
— На самом деле ничего странного в этом нет. Мы ведь хотим, чтобы поток гостей в Константиново увеличивался? А это значит, что мы должны быть не хуже, чем аналогичные музейные комплексы в нашей стране и в мире. Мы просто обязаны внедрять новейшие компьютерные технологии, искать способы интерактивного общения с посетителями.

Музей — это социально ориентированный институт. Он должен находиться в постоянном контакте с теми, кто интересуется экспозицией и вообще творчеством Есенина, с нашими потенциальными посетителями и с теми, кто здесь побывал и готов приехать еще не раз. С одной стороны, мы обязаны сохранить все, что связано с именем великого поэта, с другой — должны меняться, так как меняется жизнь вокруг нас. Хотя вопрос о новшествах в музее является довольно деликатным.

Кроме того, музей — это большая, кропотливая научная работа. И наши приоритеты связаны также с углубленными исследованиями. Научные сотрудники освещают разные аспекты художественного наследия поэта и его связи с родными местами. В музее-заповеднике постоянно проводятся научные семинары, сотрудники участвуют в международных и всероссийских конференциях. Важнейшее направление развития — восстановление полноты музейно-мемориального комплекса.

Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери было закончено воссоздание дома священника И. Я. Смирнова, духовного наставника Есенина. Теперь там открыта экспозиция «Поэт и пастырь». Восстановлена школа грамоты Спас-Клепиковской второклассной учительской школы, где учился Сергей Есенин.

Отремонтирован цокольный этаж усадьбы Л. И. Кашиной, где открылась новая экспозиция «Времен связующая нить». Продолжается кропотливая работа по благоустройству территории и строительству новых объектов.

Параллельно проведены важнейшие работы по межеванию, оформлению землеустроительных дел участков, государственному кадастровому учету и регистрации права территории музея-заповедника. Приняты меры по укреплению берега реки Оки: проведено нивелирование оврага, построены террасы и ливневая канализация, постоянно проводится посадка зеленых насаждений.

Заметно оживилась научно-издательская деятельность музея-заповедника. Был издан каталог из фондового собрания «Есенинские раритеты». Каждый год публикуются научные труды международной научно-практической конференции, которая традиционно осенью проходит в Москве, Рязани и Константиново. Еще одно регулярное издание — отчет о работе музея.

Выпускаются диски с записями ансамбля музея-заповедника «Радуница» под управлением заслуженного деятеля искусств России А. Н. Ермакова. Подготовлен к изданию каталог коллекции «Изобразительное искусство».

— Борис Игоревич, все это, безусловно, важно, но уж больно официально. Хотелось бы понять ваше личное отношение к Есенину. Как получилось, что вы стали директором музея-заповедника?
— Боюсь, что эта история покажется вам излишне прозаической. Мне было сделано предложение поучаствовать в конкурсе на замещение вакантной должности директора крупного учреждения культуры. Я, конечно, взвесил все за и против. Хотя довольно-таки долго сомневался, все-таки принял это предложение, потому что считаю, что созрел для такой должности. Вероятно, члены конкурсной комиссии решили, что мои идеи были достаточно основательными, и выбрали меня, хотя на это место претендовало около десятка человек — и москвичей, и рязанцев.

— А не страшно было?
— Нет. Я был уверен в своей профессиональной подготовке. Несколько давил груз завышенных ожиданий, но, думаю, сегодня этот период уже пройден.

— И все же давайте вернемся к Есенину…
— Я не люблю высоких слов. Наверное, и тут сказываются мои скандинавские корни. Личная судьба Есенина во многом отражает историю России в драматический момент ее развития, историю ее культуры в один из самых значимых периодов. Есенин — из числа ключевых фигур Серебряного века, а не просто самородок из крестьянской глуши. Феномен его не только в гениальной одаренности, но и в расширении тематически-стилистического диапазона литературы начала ХХ века. Его творчество служит своеобразным контрапунктом в пестрой картине художественных направлений того времени и ориентировано на родные природные и духовные реалии. Все это должно быть представлено в нашей музейной экспозиции.

— Ну что ж, от имени наших читателей хочется пожелать вам удачи в вашей нелегкой работе.
— Спасибо. Приезжайте в Константиново!

Михаил Колкер



Поиск

14:29
ТЕХНОНИКОЛЬ содействует развитию подрастающего поколения

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30