Подробности

Театр

Свидание вслепую

07.05.2009

Манера представлять новый спектакль под занавес сезона кому-то кажется странной. Однако в «Переходе» это стало традицией. В своё время в конце весны зрители первый раз увидели «Ночь убийц», потом «Ларису». Теперь пришёл черёд нового спектакля, который называется «Свидание в предместье».

По мнению художественного руководителя театра Геннадия Кириллова, премьера поздней весной даёт возможность увидеть реакцию зрителей, чтобы летом исправить ошибки и к новому сезону спектакль «отполировать».

Надо сказать, что само название нового спектакля навевает непонятный романтический флёр и для людей несведущих может составить не совсем верное, то есть легкомысленное представление о предстоящем просмотре. Но дело в том, что в основу постановки положена очень известное произведение «Старший сын» очень известного в театральных кругах Александра Вампилова — не такого уж простого автора, пьесы которого легковесными назвать нельзя. Зачем режиссёру понадобилось настолько менять глубокое, очень соответствующее сути пьесы название, осталось непонятным.

На самом деле удивить зрителей «Старшим сыном» — задача не из лёгких. Потому что это одна из самых известных вампиловских пьес. В семидесятых её играли в 44 театрах Советского Союза одновременно, да и после ставили нередко. К тому же трудно найти человека, который не смотрел трогательный фильм 1976 года с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским. Повторить его хоть в одной детали, либо в одном акценте — для самолюбивого постановщика равносильно провалу.

О сюжете. На первый взгляд он прост и тривиален. Два молодых студента-раздолбая — Бусыгин и Сильва — опоздали на электричку и ради бесплатной ночёвки в первом же попавшемся доме разыгрывают индийскую мелодраму на тему «Папа, я твой сын». История на первый взгляд простая и в некотором роде даже водевильная. Чего тут только нет: и юный влюблённый, и его взрослый циничный соперник, и любовь между братом и сестрой, которые оказываются не родственниками… Но конечно, всё не так просто, и не об этом пьеса. Тема отцов и детей, семьи как единственной опоры в жизни — именно это главный лейтмотив «Старшего сына».

Действие происходит далеко не в наши дни. На дворе 1966 год — об этом неоднократно говорят и герои спектакля, да и вся сценография направлена на то, чтобы зритель сразу понимал, что история эта случилась где-то на периферии, где жизнь течёт своим чередом, очень медленно, а может, и вообще на какое-то время остановилась. В этих маленьких провинциальных двориках соседи до сих пор ходят друг к другу в гости по старой коммунальной памяти, по вечерам сидят на лавочке, ругаются, мирятся…

Внутреннее убранство квартиры семьи Сарафановых весьма навязчиво обращает внимание на то, что действие происходит 60–70-е годы — типично накрытый скатертью круглый стол посередине, аскетичные деревянные стулья, классический семейный портрет в рамочке, на стене висит отрывной календарь, на котором недвусмысленно зияет 13-е число…

Более того, видимо, для правдоподобности в определённый момент на сцене даже появляется доисторический пылесос, причём настолько доисторический, что понять какого он года выпуска возможным не представляется в принципе. Актриса Евгения Хестанова, играющая дочь Сарафанова Нину, с упорством, достойного лучшего применения, ходит по сцене с этим чудом техники, делая вид, что убирает комнату. Ну а в промежутках между уборками ссорится с главным героем. Надо сказать, что сцена ссоры «брата» и «сестры» — одна из самых ярких в пьесе. Но в «Переходе» всё внимание почему-то уходит на пылесос…

В противоположность настоящему пылесосу совсем ненастоящими выглядят застолья, которых в этой постановке немало. Герои спектакля пьют водку при знакомстве с каждым членом семьи Сарафановых — с Васенькой, с отцом Сарафановым, с Ниной, с её женихом, друг с другом во время ночных задушевных бесед… Пьют, не закусывая и не пьянея. Единственный, кто выглядит в этой грандиозной попойке естественно — это младший Сарафанов Васенька в исполнении Александра Воробьёва. Вот он и закашлялся, и совершенно натурально покраснел, как юнец, который впервые в жизни попробовал выпить. А потом и запьянел совершенно натурально, и в довершение всего заснул на диване. Этот герой вообще смотрелся в спектакле наиболее органично. Зритель его сразу признал и во второй части спектакля встречал его смехом и овациями.

На воссоздание духа эпохи работает и музыкальный фон: песни Анны Герман, Майи Кристалинской, Муслима Магомаева, групп «Голубые гитары» и «Новый электрон». В промежутках между эпизодами на сцене появляются молодые люди, одетые соответственно духу того времени, и, танцуя, изображая атмосферу танцплощадок шестидесятых, меняют мизансцену. Эта режиссёрская представляется наиболее удачной и придаёт спектаклю редкую изюминку.

Однако главный нерв спектакля — всё же не в театральной реконструкции времени. Он в герое. Главная роль, думается, всё-таки не в Сарафанове (его играет Юрий Борисов — артист драматического театра, хорошо известный в Рязани). Играет неплохо, но несколько гротескно и простовато. На наш взгляд, главная роль тут у Бусыгина. Свалившегося как с снег на голову «старшего сына» играет Семён Маинский, играет обаятельно, но слишком уж сдержанно, без лишних эмоций. Хотя, может, так и ведут себя сыновья, никогда не видевшие своих отцов?

Создаётся ощущение, что Бусыгину просто интересна создавшаяся ситуация, интересно, что будет дальше, — но на этом и всё. Непонятно, откуда так вдруг взялась взаимная симпатия с «сестрой» Ниной, почему так взъелся он на дружка своего Сильву, и с отцом как-то всё… гладко. Создаётся впечатление, что Маинский сам до конца не понял своего героя, вернее — мотивацию его поступков.

Финал спектакля вообще оставляет зрителя в несколько озадаченном состоянии. Последний, завершающий разговор Бусыгина с Сарафановым, когда он признаётся, что не сын ему вовсе, а тот не хочет в это верить («Нет, ты настоящий Сарафанов, ты мой сын!»), и в результате семья всё равно остаётся семьёй, — это кульминация истории, задача, которую решить непросто. Важно не скатиться в ту же слезливую индийскую историю. Здесь решение получилось таким — Бусыгин объявляет, что он опять опоздал на электричку, после чего все дружно заливаются хохотом. Оптимистично, и как будто выглядит, как разрядка непростой ситуации, но всё же не совсем убедительно.

В общем, «полировать» предстоит ещё очень и очень много. «Пилите, Шура, пилите…».

Вероника Вешенская


Метки: Геннадий Кириллов, «Переход», Евгения Хестанова, Александр Воробьёв, Семён Маинский


Поиск

12:59
Рязоблдума утвердила закон, ограничивающий продажу алкоголя

11:58
Наталья Епихина обратила внимание на необходимость тротуара у центра «Сосновый бор»

09:25
В Рязани автобус №20 изменит маршрут с 1 мая

25.04.2024 16:43
В Рязани объявлен тендер устройство кладбища «Успенское»

25.04.2024 16:15
При поддержке Рязанской НПК школьники провели экологические акции

25.04.2024 14:58
В Рязани названы новые имена, занесённые на Доску почёта

25.04.2024 14:07
В Рязанской области растёт заболеваемость корью

25.04.2024 12:17
Два муниципальных предприятия в Рязани ликвидировали

25.04.2024 11:33
Павел Малков поднял вопрос о нехватке льготных лекарств в регионе

25.04.2024 10:40
Рязгордума утвердила дату празднования Дня города

24.04.2024 19:14
Троллейбусный маршрут №2 в Рязани не могут вернуть из-за нехватки водителей

24.04.2024 16:20
В бюджет Рязани на 2024 год внесут изменения

24.04.2024 15:38
Жителей Рязани предупредили об изменениях в работе платных парковок

24.04.2024 14:27
Рязанцы отметят 100-летие со дня рождения народного художника СССР Виктора Иванова

24.04.2024 12:10
На трёх улицах Рязани запретят остановку транспортных средств

24.04.2024 09:37
Опубликовано постановление мэрии Рязани об окончании отопительного сезона

23.04.2024 17:10
В Рязани одного из родителей ребёнка-инвалида освободят от транспортного налога

23.04.2024 15:35
В Рязанской области хотят ограничить продажу алкоголя

23.04.2024 15:05
Свалку в районе Кузьмина оврага в Канищево уберут за два года

23.04.2024 10:49
Парковочные разрешения рязанцев, проживающих в зоне платных парковок, аннулируют

22.04.2024 17:37
Объявлен тендер на проектировку освещения стадиона «Локомотив» в Рязани

22.04.2024 15:25
Объявлен тендер на капремонт общежития РГУ за 30 миллионов рублей

22.04.2024 14:48
Рязанцы узнали секреты солистки музыкального театра Ирины Мезеневой

22.04.2024 12:59
Продлён срок содержания в СИЗО подозреваемого в терактах рязанца

22.04.2024 12:35
Выделены 4 миллиона рублей на надзор за реставрацией Успенского собора в Рязани

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Апрель 2024   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30