Подробности

Театр

Вовремя

16.02.2015

Фото автора

14 февраля в Рязанской театре на Соборной состоялся показ эскизных спектаклей. Три актуальные постановки стали результатом недельной работы Творческих мастерских «Подросток и война».

Творческие мастерские — старый добрый и горячо любимый проект рязанского ТЮЗа, призванный привлечь в театр новых молодых режиссёров, неожиданных авторов и свежие, актуальные темы. А заодно всколыхнуть местную театральную среду — Мастерские неизменно заканчиваются круглым столом с участием экспертов, режиссёров, артистов, журналистов и неравнодушной общественности. Поговорить о судьбах театра может каждый желающий.

В этом году проект закономерно оказался посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне — целую неделю с 7 по 14 февраля рязанские артисты под руководством приезжих режиссёров пытались найти свежий подход к злободневной, хоть и изрядно заезженной теме. Сложным моментом, вернее сказать, изюминкой нынешних Мастерских стал литературный материал, выбранный для сценического воплощения. Организаторы решили отказаться от привычной драматургии, выбрав прозаические тексты. Итогом работы стали эскизные спектакли по повести Владимира Богомолова «Иван», рассказам Андрей Платонова и документальной книге писем «Детство 45-53: а завтра будет счастье», составителем которой выступила Людмила Улицкая.

Мал да удал
Показы открыл совсем короткий, 20-минутный «Иван», режиссёром эскиза выступил рязанский по происхождению и московский по месту жительства режиссёр Константин Демидов. Произведения Богомолова в основной массе отличаются полудетективным характером и лихим сюжетом — всё это Демидов не только оставил в спектакле, но и закрутил пружину интриги до отказа. Реальное действие в красноармейской землянке сопровождается немецкими сводками, рассказывающими драматическую концовку повествования, однако погибший у Богомолова Иван тут же предстаёт в образе старика-ветерана.

— Вывихнутый, гайричевский ход действия должен заинтересовать юного зрителя, — рассчитывает Константин Демидов и признаётся, что помимо темы военного детства он хотел бы поговорить о том равнодушии и цинизме, которое испытывают сегодня герои войны.
— Что-то поменялось в отношении к ветеранам, из головы нынешних ровесников Ивана выпал какой-то паззл, наша задача — восстановить его, собрать эти паззлы заново, — поведал режиссёр.

У войны женское лицо
Следом прошёл показ эскизного спектакля по платоновским рассказам молодого питерского режиссёра Антона Оконешникова. Довольно сырая сценическая работа неожиданно выплеснула на зрителя целый ушат сильных и сочных образов-символов, приправленных бережно сохранённым текстом автора. Абсолютный минимализм декораций раздвинул изначальное чёткое историческое и географическое пространство до любой точки координат в масштабах вселенной. Главный герой распадается на себя живого (в исполнении Екатерины Волковой) и себя мёртвого (Илья Кузьмин) и собирает «урожай» павших на поле сражения (каждая смерть на сцене не показывается, но сопровождается звонким ударом фасолины о стенки жестяного ведра.) Впоследствии отдельное цоканье фасолин выльется в целую канонаду выстрелов и смертей.
— Война тут оголена и сведена к взаимному убийству, — отметила эксперт мастерских, московский театровед Кристина Матвиенко.

Чтобы помнили
Показ спектаклей завершил отрывок (а ввиду изрядной продолжительности — едва ли не целый спектакль) по документальной книге Людмилы Улицкой. Как рассказала режиссёр Наталия Лапина (хорошо известная по постановке в Рязани «Танца «Дели»), книга состоит из 183 писем, своё сценическое воплощение получили лишь немногие из них. Но этого хватило, чтобы представить на сцене богатейшую коллекцию образов, историй и жизней, раскиданных от столичных коммуналок до сибирских бараков с военных 40-х до начала 60-х годов. Артисты (а в постановке задействована едва ли не вся труппа) рассказывают совершенно реальные истории совершенно реальных людей. Рассказывают весело и сквозь слёзы, перемешивая трагедии народа с совершенно комедийными моментами из быта отдельных семей. Рассказывают совершенно искренне, как о своём лично пережитом, чем и подкупают с первых секунд до финального занавеса. Отдельными, далеко не второстепенными, героями стали вещи, настоящие вещи той эпохи — телефон и печатная машинка, щербатые кружки и старомодные беретки, треники с вытянутыми коленками и швейная машинка, отрывные календари и ламповый телевизор — всё то, что стремительно забывается за ходом жизни.
— Нужно успеть поговорить с людьми этой эпохи и успеть рассказать услышанное, — заметила Лапина.

Показ эскизных спектаклей завершился круглым столом, на котором собравшиеся обсудили вопросы актуальности и доступности темы войны для молодого поколения, разность подходов к восприятию патриотизма, задачи современного театра в разработке темы памяти об уходящей эпохе. Подробно рассмотрели и художественные достоинства представленных постановок.
— В этом году редкий случай, когда Творческие мастерские настолько удались, — призналась художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина.

По результатам работы проекта репертуар театра должен пополниться новым спектаклем, однако организаторы так и не смогли выбрать один-единственный. В результате, по словам Есениной, в конце апреля — начале мая на большой сцене Театра на Соборной состоится премьера постановки «Детство 45-53: а завтра будет счастье» Наталии Лапиной, чуть позже, если не подведёт финансирование, на малой сцене будут реализованы остальные два эскизных спектакля.

Ольга Джафарова


Поиск

04.12.2020 17:50
ЖФК «Рязань-ВДВ» готовится к новому сезону

04.12.2020 16:19
В Рязани запретят левый поворот с улицы Гагарина на улицу 4-я Линия

04.12.2020 15:14
На месте бывшего стадиона «Агрокомплект» началось строительство дома

04.12.2020 13:58
Ростелеком: 370 тысяч жителей ЦФО выбрали мобильную связь компании

04.12.2020 12:36
Обновлены данные о распределении случаев COVID-19 по районам Рязанской области

04.12.2020 11:49
Рязанцев приглашают на родительское собрание онлайн

04.12.2020 11:35
В Рязанской области выявлено ещё 120 случаев COVID-19

04.12.2020 11:20
Рязанцы могут посмотреть все фильмы MARVEL в онлайн-кинотеатре МТС ТВ

04.12.2020 10:38
РЭСК рекомендует погасить задолженность за электроэнергию до 1 января

03.12.2020 21:53
Состоялись слушания по проекту планировки территории в районе улицы Татарской в Рязани

03.12.2020 17:47
Ростелеком: Бесплатный доступ к теоретическим материалам школьной программы в «Ростелеком. Лицей»

03.12.2020 15:55
Ростелеком: Запущена услуга «Конструктор рекламы» для пользователей интерактивного телевидения

03.12.2020 15:25
К суду по делу о ремонте Солотчинского моста привлекут градостроителей

03.12.2020 14:37
Рязанская опергруппа объяснила особенности работы придорожных кафе

03.12.2020 14:08
В Рязанской области хотят ввести наказание за сжигание листьев, мусора и других отходов

03.12.2020 12:42
Появились новые данные о распределении случаев COVID-19 по районам Рязанской области

03.12.2020 12:02
Ростелеком: Более 35 тысяч рязанцев выбрали видеосервис Wink

03.12.2020 11:55
В работе МП «Детское питание» обнаружили нарушения

03.12.2020 11:24
В Рязанской области выявлено ещё 119 случаев COVID-19

03.12.2020 10:20
Обнародован зимний режим работы понтонных мостов и переправ в Рязанской области

02.12.2020 17:57
К новогодним праздникам в баре «Alter Brauch» появится рождественский напиток

02.12.2020 14:16
Минздрав Рязанской области пояснил, у кого просить бесплатные лекарства при коронавирусе

02.12.2020 12:39
Обновлены данные о распределении случаев COVID-19 по районам Рязанской области

02.12.2020 12:20
«Автоимпорт»: «Чехия Авто» приглашает пройти тест-драйв новой ŠKODA OCTAVIA

02.12.2020 11:06
В Рязанской области выявлен ещё 121 случай COVID-19

АРХИВ. ЖУРНАЛ
   Декабрь 2020   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31